В картинной галерее придумали экскурсию для слепых
15 ОКТЯБРЯ ЕЖЕГОДНО В МИРЕ ОТМЕЧАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БЕЛОЙ ТРОСТИ. ОН ПРИЗВАН НАПОМНИТЬ ОБЩЕСТВУ О ПРОБЛЕМАХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ: СЛАБОВИДЯЩИХ И ТОТАЛЬНО СЛЕПЫХ. НЕВЗИРАЯ НА ТРУДНОСТИ, ОНИ ВЕДУТ АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ТЯНУТСЯ К КУЛЬТУРЕ, ПОСЕЩАЯ ВЫСТАВКИ, КОНЦЕРТЫ, ЛЕКЦИИ.
Увлекательную экскурсию для людей с ограничениями по зрению провела накануне сотрудник Приморской картинной галереи Евгения Полуднева. Посетителям рассказали о выставке «Миниатюры Бабур-наме в собрании Государственного музея Востока». Тактильной составляющей экспозиции стал воин Средней Азии XVI века из клуба исторической реконструкции «Гарнизон».
ПРОРЫВ В МИРЕ ИСКУССТВА
Это особое умение – суметь рассказать о картинах так, чтобы незрячие люди могли их почувствовать. Евгения Полуднева познакомила особенных посетителей с выставкой цветных миниатюр, которые были созданы в XVI веке. В экспозиции представлены иллюстрации к запискам великого узбекского поэта, мыслителя, историка, полководца Захириддина Мухаммада Бабура, основателя империи Великих моголов. 69 ярких картинок отобразили все стороны жизни империи – сражения, пиры, охоту, индийскую флору и фауну.
Задача гида – как можно подробнее и ярче передать каждую деталь. Нарисовать словами портрет Бабура, не только его достоинства, но и пороки, как выглядели его подданные, во что были одеты. Создать впечатление ярких акварельных шедевров, благодаря особенной технике они отлично сохранились. Большое оживление вызвало появление воина, представителя клуба исторической реконструкции «Гарнизон».
– Это очень интересно, мы узнали об уникальных исторических фактах, – рассказывает создатель проекта «Школа Белая трость» Инна Вербицкая. – Экскурсия обширная и познавательная. Главное, предоставлена возможность тактильно понять, как выглядел средневековый воин, подержать в руках шлем, меч и лук со стрелами. Благодаря этому мы полноценно воспринимаем информацию. Приморская картинная галерея уже несколько лет сотрудничает с социальным проектом «Школа Белая трость».
Незрячие посетители отметили: не прикасаясь к миниатюрам, они тем не менее ощутили образы, цветовую палитру. Сидения в зале галереи расположились в центре по кругу, и экскурсанты свободно перемещались вслед за экскурсоводом, не испытывая усталости.
Это не первый галерейный проект для посетителей с ограничениями по зрению. Так, в конце 2017 года во Владивосток была привезена уникальная выставка тактильных картин «Видеть невидимое», повторяющая шедевры Пушкинского музея Москвы. Текстура произведений такова, что их можно «считывать» руками.
– Сегодня мы имеем возможность больше понимать, что такое живопись, – сказала тогда Инна Вербицкая. – Когда первый раз дотронулась до тактильной картины, испытала калейдоскоп эмоций. Это был настоящий прорыв – в мир искусства, творчества, в жизнь города, наполненную красками.
НОВЫЕ ГРАНИ ВОСПРИЯТИЯ
С тех пор в картинной галерее всегда рады видеть слабовидящих и незрячих посетителей. Они с восторгом отзывались о грандиозной выставке живописи Айвазовского, картины которой привезли из разных музеев страны. Причём ходили по несколько раз. Запомнилась экскурсия по выставкам Карла Брюллова и древнегреческой скульптуры. Для шедевра из Эрмитажа – головы Ареста – тогда сделали тактильную копию.
Участник программы «Школа Белая трость» Дмитрий Синегаев – человек крайне любопытный. Изучив с помощью собаки-поводыря Чарли окрестности в пригороде Владивостока, где он живёт, молодой человек осваивает центральные маршруты. Один из них ведёт к картинной галерее.
– Нельзя сказать, что я чётко вижу картину, но какие-то очертания после рассказа появляются, – заверил Дмитрий Синегаев. – Посещение выставок – это возможность выехать из дома, пойти по новому пути, познать что-то новое. Галерея поворачивается к нам лицом, и это вдохновляет.
– Посещение галереи для слепого или слабовидящего, знакомство с искусством через лекции, беседы или тактильные картины – это знакомство с разнообразием мира, – делится зам. директора галереи Светлана Руснак. – Мы учитываем рекомендации – в описании произведений должно быть много качественных прилагательных, чтобы человек мог в своём воображении восстановить целостный образ. Выяснилось, что поход в галерею для незрячих – праздник, радость, состояние, близкое к счастью. Слушая описание сюжета картины, человек лучше понимает мир, в котором он передвигается на ощупь.
В период карантина в Приморской картинной галерее заработал специальный аудиопроект, где экскурсоводы рассказывали об экспонатах или картинах музея.
– Находясь дома, мы прошли по Владивостокской крепости, – отозвались участники проекта «Школа Белая трость». – Ощутили момент присутствия в подземных сооружениях, максимально погружаясь в реальность. Оказалось, экскурсию записали на месте события, был слышен шум, эхо, исходящее от стен. В самом рассказе улавливались нюансы – грусть, восторг, восхищение. Это те моменты, ради которых незрячие ходят в социально-культурные учреждения, это стимул не оставаться в четырёх стенах.
Поход в галерею для участников проекта «Школа Белая трость» стал повседневностью. Правда, пока ещё остаются проблемы с доступной средой, и самостоятельно добраться до учреждения практически невозможно. Приходят на помощь волонтёры.
– Многие не замечают людей с тростью и собаками-поводырями, проходящих мимо, – отмечают сотрудники галереи. – Мы поднимает данную социальную проблему и предлагаем почувствовать себя незрячим человеком любому посетителю.
Примером может служить акция «Незримый мир искусства», где было предложено каждому надеть повязку на глаза и провести один час в музее, воспринимая картины на слух. Открыть новые грани восприятия искусства. И лучше понять тех, кто в силу разных причин ориентируется в мире без помощи глаз.
Кстати
Музей и галереи для незрячих людей есть во всём мире. Одной из самых известных считается Тактильная галерея Лувра в Париже. Посетители галереи могут ощупать выставленные экспонаты с головы до ног, постучать по ним.
ВРЕЗ:
Посещение галереи для слепого или слабовидящего, знакомство с искусством через лекции, беседы или тактильные картины – это знакомство с разнообразием мира.