Как восстановить туристическую отрасль
В СЕРЕДИНЕ ИЮЛЯ 2020 ГОДА КАРАНТИННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ВСЁ ЕЩЁ УДЕРЖИВАЮТ ТУРИСТОВ, ТУРФИРМЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ ОТ АКТИВНОСТИ. ОТРАСЛЬ НЕ РАБОТАЕТ В ПОЛНУЮ СИЛУ, А ЕЁ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАНЯТЫ ПЕРЕОЦЕНКОЙ ПОДХОДОВ И ПЛАНИРОВАНИЕМ ДЕЙСТВИЙ НА БУДУЩЕЕ.
ОБСТАНОВКА
Самолёты не летают, поезда почти не ходят, в гостиницы не селят, массовые мероприятия не проводятся. Туристу приходится довольствоваться малым – виртуальным туризмом при минимальной физической активности.
Затишье тянется уже несколько месяцев – карантинные ограничения, введённые по всей России из-за пандемии коронавируса, ещё не сняты. Некоторое смягчение в некоторых регионах уже началось. В Приморском крае – тоже. Но о возврате к прошлогоднему уровню речь пока не идёт.
– Туристическая отрасль, как и торговля, в числе пострадавших в Приморском крае, – рассказала в ходе пресс-конференции министр экономического развития Приморского края Наталья Набойченко. – Убыток для экономики компенсировали успешно работавшие предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность края: транспорт, коммуналка, связь, так что экономика региона потеряла немного. Но туристическая отрасль, в которой сезон год кормит, не зарабатывала несколько месяцев.
На состоявшемся в июне VI туристическом форуме потери туризма от коронавируса оценивались в 85 процентов. Специалисты считают, что полностью потерян рост предыдущих трёх лет.
– За 3 года на Дальнем Востоке турпоток вырос до 7,5 миллиона человек в 2019 году. 65 процентов ездили в Приморский край. 80% общего турпотока составлял внутренний туризм, – рассказал в ходе видеоконференции директор департамента инвеспроектов Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) Роман Семенцов. – Компании, которые вложились в развитие, делали это осознанно и намерены окупить вложения.
– Убытки туротрасли за первое полугодие – 78,2%, или порядка 8 миллиардов рублей и по смежным областям порядка 17 миллиардов, – рассказал руководитель агентства по туризму Приморья Владимир Щур. – Это на фоне показательного и успешного для нас 2019 года.
ПРИЗ
В крае действует государственная программа «Развитие туризма в Приморском крае» на 2020–2027 годы. В её рамках удаётся решать основные вопросы отрасли.
Осознавая сложность ситуации, правительство Приморского края активно ведёт работу по её выправлению. Ряд мер может быть запоздалым для начинающегося сезона, но в перспективе возможность наверстать упущенное будет предоставляться на административном уровне.
Прорабатываются вопросы логистики – с РЖД решается вопрос увеличения провозной ёмкости. Регион предлагает совместно с Ростуризмом пройти по пути создания профессионального пакетного тура и авиачартеров с крупным оператором, что поможет усилить турпоток в разгар сезона.
– Мы хотели в этом году и впредь – на будущее – сформировать продукт на базе гастрономических фестивалей, – рассказал заместитель председателя правительства Приморского края Константин Шестаков. – Крупные операторы с интересом, я уверен, откликнутся – в России такого типа мероприятий немного. Можно представлять, например, марикультуру, устриц, мидий, конечно, краба. Может быть, провести фестиваль минтая или просто рыбный фестиваль. Возможен фестиваль тайги. Продукт должен стать некой синергией производителей, переработчиков, рестораторов, туроператоров, транспортных компаний.
Краевое руководство намерено давать профессиональный туристский продукт через традиционные для региона продукты. По словам Константина Шестакова, у туриста, выбирающего, в какую точку России прилететь дней на пять, чтобы попробовать экзотические продукты недорого, но в качественном профессиональном ресторанном исполнении, – должна автоматически возникать мысль о Приморском крае.
И это даст местным рестораторам и отельерам возможность развернуться и почувствовать возможности событийного туризма. И событийщики получат шанс, которого сейчас не имеют.
Выделяя из краевого бюджета 47 млн рублей на субсидии благоустройства мест туристского показа, правительство предлагает компаниями вложиться в объекты, чтобы потом на них зарабатывать. Уже реализуются проекты экотроп на острове Попова, в Безверхово, пляжи в Славянке. Совместно с муниципалитетом во Владивостоке благоустроят пляж на побережье Ахлестышева, «Юбилейный» на Спортивной гавани.
Таким образом, турбизнес получит не столько финансовую помощь, сколько помощь в создании площадок для зарабатывания денег.
НОВЫЕ ПУТИ
– Предпочтения туристов сегодня значительно изменились. Людям надо уже не за рубеж, а в туры по России, – рассказала в ходе VI Тихоокеанского туристического форума заместитель председателя Комитета по туризму города Москвы Татьяна Шаршавицкая. – Из-за кризиса растёт потенциал внутригородского туризма, люди хотят узнавать родной город, это, вообще, тренд последнего времени. Внутренний туризм компенсирует международный. Это шанс развить туристический сектор регионов за счёт перераспределения потоков туристов.
Понимая это, приморские специалисты тем не менее не отказываются от иностранного турпотока. Для соседей-азиатов Владивосток интересен даже не богатым выбором азиатской кухни. В конце концов, наши к ним тоже не за борщом ездят.
– Надо думать не о гастро-, а о времяпрепровождении. Понятно, зачем к нам едут молодые люди и старшего возраста, – сказал Константин ШЕСТАКОВ. – Но семья среднего возраста с детьми найдёт не много для себя интересных объектов. Надо продумывать, чем занимать вот эту категорию.
Зато корейская молодёжь романтического возраста сама сформировала для себя привлекательный образ Владивостока как ближайшего к Корее европейского города на Дальнем Востоке.
Очевидно, интересным представляется использование местных достопримечательностей для свадебных путешествий, романтических фотосессий, да и собственно свадеб.
– Туроператорам – почти готовая платформа для расширения бизнеса, – рассказал Константин Шестаков. – Хайнань, к примеру, предлагает услуги фотографов. В Санье тоже развит этот вид услуг. У нас фотографы в приём туристов не вовлечены. Мы бы хотели их через туроператоров и компании включить в работу. Азиатам было бы интересно получить свадебные фотографии. Даже если свадьба проводится не у нас, впечатления от поездки – тот повод, который может формировать спрос.
При этом Владивосток и Приморском крае могут быть стартовыми площадками для поездок иностранцев, да и отечественного туриста дальше по России.
– Путешествие на Камчатку, на Сахалин, в Бурятию, в Якутию в основном сегодня возможно только через Владивосток, – рассказал Владимир Щур. – Нет особого смысла продвигать проекты типа Восточного кольца, но использовать город как центр туризма необходимо.
Объединение усилий партнёров в регионах, кластерность, но не монополизация могут дать максимальный эффект. Надо уходить от крупных зонтичных брендов к мелким предложениям на основе комплексного взаимодействия и развивать профессиональные пакетные туры, которые понятны туристу. Тогда поток клиентов заполнит гостиницы, загрузит транспортные мощности, понесёт чаевые в рестораны и потребует за свои деньги множества других крупных и мелких услуг.
ВРЕЗ:
У туриста, выбирающего, куда в России прилететь за деликатесами, должна автоматически возникать мысль о Приморском крае.