Шаговая доступность учебных заведений прописана в законодательстве, однако на деле норма не всегда работает.
Раньше чаще давали путёвки в отдалённые детские сады, сегодня, похоже ситуация перекинулась на школы. Накануне 8 декабря жители улиц «Дальхимпром», Выселковой, Карьерной, Снеговой вышли на митинг с требованием вернуть их детям школу №55, которую закрыли в микрорайоне семь лет назад. Тогда власти заверили, что таким образом они уберегают детей от экологической опасности. Между тем, в здании школы работают платные спортивные секции. А до действующих учебных заведений нужно ещё доехать и дойти.
Кому молоко за вредность?
Когда на улице непогода - сердце родителей, чьи дети уехали в школу с «Дальхимпрома» и Карьерной, замирает. В голове бьётся мысль: как ребёнок доберётся из школы домой, если дороги заметает, воды по колено, и чаще в стихию на окраину городу транспорт не ходит совсем? А ведь была близкая и родная, 55-ая. Её закрыли, пообещав новую школу в активно развивающемся районе Снеговая падь. И автобусы от администрации, которые будут детвору развозить. И вместо школы детский сад, в котором также есть крайняя необходимость.
Спустя годы у здания бывшего учебного заведения на акцию протеста собрались родители вместе с маленькими детьми. Натерпелись! В новых школах Снеговой Пади, 82 и 83 мест всем детям не хватило, приходится ехать минимум за шесть остановок - на Жигура, Баляева, даже остров Русский. В единственный школьный автобус все желающие не вмещаются.
- Сыну 13 лет, буквально перед закрытием 55-ой школы он пошёл в первый класс, - рассказывает житель микрорайона Руслан Дочинец. - В пургу, снегопады автобусы не ходили, бывало, что ребёнок сам вечером шёл пешком домой. На дороге по встречной я его на машине забирал.
- Некоторые дети учатся в школе №43, это шесть остановок, - подхватывает участница инициативной группы Елена Муромская. - Часто стоят на остановке часами, мёрзнут. До школы путь тернист: нет тротуара, приходится идти через железную дорогу. На Снеговой - военная техника, КАМАЗы. Школа №82 оказывается доступной только через полосу препятствий, нерегулируемый пешеходный переход. Были случаи, когда детей машины сбивали прямо на зебре.
О каком безопасном маршруте может идти речь? Хотя это тоже норма, как и шаговая доступность школы. Сотрудники ГИБДД, проводя уроки безопасности, просят учеников начальных классов в красках и карандашах изобразить их комфортный путь. Рисуй - не рисуй, а школу прикрыли, объяснив про экологическую безопасность. Мол, заводы вредные вблизи работают, булыжники с производств летят. При этом в здании открылись спортивные секции. В чём логика чиновников? Может быть, спортсмены жабрами дышат или прыгают как кенгуру, уворачиваясь от летящих тяжёлых предметов?
- Большинство заводов с вредными производствами закрылись, - парируют участники акции протеста. - Остались только склады и карьер. Если в районе опасно находиться, почему нам, его жителям молоко за вредность не дают?
На износ
Другая отговорка экспертов - изношенность школы, несоответствие технике пожарной безопасности и т.п. Получается, что ученикам гореть не полагается, а спортсменам - можно?
- Приезжала комиссия из краевого департамента образования, городского управление образования Владивостока, - добавил Руслан Дочинец. - Спросили, как ваши дети там учились? Мол, школа была построена на скорую руку для бригады морской пехоты. Нужно новую возводить! Попросили сделать перепись детей. А про лишние автобусы сказали - и не мечтайте. Для малообеспеченных семей и ежедневные сто рублей на проезд - тоже деньги. Неужели бесплатные проездные детям сделать нереально?
Пока у протестующих надежда на власть, в запасе держат обращение в прокуратуру. Уже собрано более 500 подписей.
Всё не так, ребята!
В последнее время школьная тема не в лучшем ракурсе не сходит с газетных полос. Жители края рассказывают, что во многих учебных заведениях появились автоматы по продаже сладостей. Это вызвало шквал родительского возмущения. Заговорили о последствиях: непредвиденных тратах, драках у автоматов с отбором денег у маленьких и слабых, об избытке сладостей, вредных для желудка. Чиновники заверяют, что руководство школ по договору с муниципалитетом, имеет право зарабатывать внебюджетные деньги, чтобы потом потратить их на нужды учреждения. А наименование и качество продукции согласовано с Роспотребнадзором. Родителей сии увещевания мало успокаивают.
В Лесозаводске прокуратура в ходе проверки обнаружила, что работники дополнительного профессионального образования получали зарплату ниже установленного МРОТ. Виновным назначили штрафы, общий размер которых составил 40 тысяч рублей.
Под занавес года хочется более позитивных новостей. А не тупика, перед которым встали жители Карьерной, Снеговой Пали, Выселковой и «Дальхимпрома». Старую школу открывать не хотят, а когда новую начнут строить - век не дождёшься.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Заслуженный архитектор России Валентин Аникеев:
- В СССР обязательно при каждом микрорайоне строилась школа, железное правило было. Тогда был единый заказчик, умеющий ставить правильно задачи перед проектировщиками и строителями. В 80-е годы проблему со школами во Владивостоке практически закрыли. Был комплексный подход к застройке. А сегодня индивидуальному застройщику наплевать на комплексы, а в муниципальном бюджете денег на социальное строительство, даже ремонт школ не хватает. Не стоит сравнивать советский период государственного планового строительства и нынешний беспредел рыночной экономики. Нужно поддерживать состояние школ края - вовремя ремонтировать, реконструировать, строить новые. Если в советское время в Приморье ежегодно сдавали две-три-четыре школы, то сегодня всё печально. Яркий пример - школы в Рощино, где дети занимаются в бывшей конторе. Нет единого заказчика, каждый тянет одеяло на себя, важнее, чем школу, дом построить или торговый центр. За державу обидно.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Депутат Законодательного собрания Приморского края Владимир Беспалов:
- По моей информации, некоторые сельские школы края не обеспечены тёплыми туалетами, и это там, где температуры зимой опускаются ниже 40 градусов. В школе посёлка Яковлевка, которая недавно отметила 110 лет со дня рождения, уже семь лет протекает, не работает актовый зал. С другой стороны, в краевой бюджет заложены деньги для ряда строительства ряда школ, в том числе в Шкотово, Большом Камне. Лет десять назад было тяжко с детскими садами, стояла тысячная очередь. Потом Владивосток принял программу строительства и восстановления детсадов, ситуация изменилась. Считаю, что по ситуации со школой №55 Владивостока должна быть инициатива Восточного военного округа и главы Приморья.
ЦИФРЫ
В Приморье 284 школы требуют капитального ремонта, 68 находятся в предаварийном состоянии, 130 школ не соответствует современным требованиям, 4 школы края планируется достроить в ближайшем будущем.
КСТАТИ
В сети сохранился сайт средней образовательной школы Владивостока №55 с углубленным изучением предметов юридического цикла. Последняя новость датирована апрелем 2012 года.