В сети появилось видео, где жительница Владивостока 34-летняя Кристина Евстигнеева впервые подробно рассказала об авиакатастрофе самолёта «Азербайджанских авиалиний» в декабре прошлого года близ казахстанского Актау. Она оказалась в числе выживших. Интервью появилось на ютуб-канале «Пульс».
Всё как в тумане
Работа Кристины связана с туристическим бизнесом. По словам девушки, на борту самолёта, следовавшего из Баку в столицу Чечни, она оказалась довольно случайно. Ей надо было попасть из Владивостока в Грозный рано утром 25 декабря. Единственным приемлемым вариантом оказался рейс с пересадкой в Баку.
Прилетев из Владивостока в Москву, она пересела на рейс из московского аэропорта Внуково в Баку. В столице Азербайджана в транзитной зоне она долго не могла найти свой выход на посадку до Грозного – после долгих перелётов всё было как в тумане. Найти нужный гейт девушке помогли сотрудники Национального аэропорта имени Гейдара Алиева.
«Я сидела на 33-м ряду. Изначально моё место было у прохода. Но было много свободных кресел, и я пересела к окну», - вспоминает она.
По словам женщины, поездка началась с того, что с рейса сняли одного из пассажиров. Его вывели из самолёта уже после окончания посадки.
«Вот неудачник, подумала тогда я, - говорит Кристина. – А оказалось, что человеку очень сильно повезло».
Раздался хлопок, выпали маски
Вначале ничего не предвещало проблем. Полёт из Баку в Грозный проходил по плану. Когда самолёт пошёл на посадку, лайнер оказался в полосе густого тумана.
«Мы готовились к посадке, нам сказали, что через 15 минут мы будем в Грозном. Но самолёт попал в туман и вернулся обратно в небо», - вспоминает Евстигнеева.
Борт трижды заходил на посадку. Во время третьей попытки уйти на второй круг пассажиры услышали сильный хлопок. Выпали кислородные маски. Из иллюминаторов было видно повреждение обшивки воздушного судна. С этого момента напряжение в салоне возросло.
«Когда это произошло, из хвоста выбежал бортпроводник. За ним летели куски обшивки самолёта. Через 20 секунд произошёл второй взрыв», - говорит Кристина.
Думали, что лайнер развалится
Паники в салоне не было. Но люди сильно перепугались. Пассажиры думали, что сейчас самолёт развалится.
Пилоты с пассажирами не общались. Ими занималась старшая бортпроводница Дохума Алиева, которая успокаивала людей.
В какой-то момент выпали все кислородные маски в салоне. Напряжение возросло до максимума.
«Всем сказали надеть маски, но в них не было кислорода. Это ещё страшнее, потому что ты не понимаешь, что дальше произойдёт, вдруг, воздух уйдёт из салона, и тебе нечем будет дышать», - вспоминает выжившая.
Паника началась, когда самолёт уже летел через Каспийское море. По словам Кристины, дважды самолёт чуть не упал в море.
«Я в этот момент молилась. Всё. Для меня самое страшное было то, что я больше никогда не обниму своего сына. Мысли были все об этом», - говорит она.
Кабинный экипаж предупредил пассажиров о жёсткой посадке. По команде бортпроводников, Кристина накрыла голову руками и упёрлась в спинку впереди стоящего кресла. Она сделала себе подушку из куртки.
Кристина закрыла глаза, почувствовала сильный удар и услышала взрыв.
«Я поняла, что сейчас мы сгорим. В какой-то момент я даже приняла это. Я ударилась головой об кресло и потеряла сознание. Когда открыла глаза, в самолёте уже никого не было. Кресла сложились, мне зажало ногу», - говорит девушка.
В салоне была каша, всё разбросано. До приезда спасателей выживших людей вытаскивали из разбившегося самолёта сами пассажиры, которые после удара остались в сознании.
Перекувыркнулась и выбралась
Кристине пришлось выбираться самостоятельно. Когда она пришла в себя, рядом уже никого не было. Спасатели из числа пассажиров думали, что она умерла, поэтому не помогали ей.
«Увидев, что нас никто не спасает, самостоятельно освободила ногу, отстегнула ремень, перекувыркнулась и выбралась из салона. Там уже встречали спасатели и кареты скорой помощи», - вспоминает она.
«У меня была рваная рана на лице. Кровь лила и из раны на ноге. В тот момент не было понимания, что произошло, что случилось с другими пассажирами. Была только одна мысль – мы где-то в степи», - говорит Кристина.
По её слова, она самостоятельно добралась до выхода. Здесь Кристину уже ждали спасатели.
«Подождите, я сейчас вернусь в самолёт, у меня там все документы остались», - сказала Евстигнеева. Но вернуться в салон её уже не дали, девушку забрали в карету «Скорой помощи».
Уже в больнице медсёстры дали девушке связаться с родными.
Все выжившие находились в хвостовой части салона. В момент удара она отделилась от основной части самолёта. Все сидевшие в носу и в средней части салона погибли от удара и взрыва топлива.
Из Казахстана пострадавших россиян, в том числе Кристину, перевезли боротом МЧС России в Москву.
«Лететь было страшно. Но от меня весь полёт не отходила девушка-сотрудник МЧС. Она успокаивала, что самолёт спасательный, большой, и с ним ничего не произойдёт, - делится воспоминаниями Кристина, - выбора другого не было, надо было лететь на Родину.
Дома, во Владивостоке Кристина Евстигнеева оказалась 31декабря за 30 минут до боя курантов.
Третий день рождения
«Пилоты – большие молодцы. Они до последнего пытались спасти людей. Я так понимаю, что в их планах было спасти всех, но спасли, кого сумели. Если у меня будет возможность попасть в Баку, я обязательно схожу на их могилы – я им очень благодарна», - говорит Кристина.
«До авиакатастрофы у меня была жуткая депрессия. Катастрофа разделила жизнь на до и после. У меня поменялись все ценности. Те вещи, которые я раньше считала важными, теперь превратились в такие мелочи… Когда мне было 5 лет, я чуть не утонула в озере. Получается, что 25 декабря 2024 года у меня уже третий день рождения», - рассказывает она.
Кристина говорит, что поняла скоротечность и непредсказуемость жизни.
«Надо больше времени проводить с родными, близкими и друзьями. Потому что завтра может и не быть. До авиакатастрофы я очень много работала и очень мало времени уделяла семье, после трагедии у меня всё поменялось», - говорит Кристина Евстигнеева.
Не дотянули до полосы
Самолёт Embraer E190 авиакомпании AZAL потерпел катастрофу при заходе на посадку 25 декабря 2024 года в трёх километрах от аэродрома в Актау. При посадке в Грозном из-за внешнего воздействия самолёт потерял управление.
Командир воздушного судна Игорь Кшнякин принял решение совершить посадку в Казахстане, так как посадка на горных аэродромах Махачкалы, Минеральных Вод или Баку была невозможна из-за того, что машина была неуправляемой и не могла выполнять точно манёвры, облетая горы. Посадка в степи виделась предпочтительной, так как самолёт можно было вывести на посадочную прямую заранее и не опасаться естественных препятствий.
Однако, на самом последнем этапе полёта машина потеряла остатки управляемости. Лайнер врезался в землю, не долетев до взлётно-посадочной полосы около трёх километров.
Из 67 человек, находившихся на борту, 29 выжили, а 38 погибли. «Азербайджанские авиалинии» заявили, что выплатят 20 000 манатов (примерно 12 000 долларов США) в качестве компенсации каждому из пострадавших пассажиров и 40 000 манатов (примерно 23 000 долларов США) семьям погибших. Все оставшиеся в живых пассажиры также получат соответствующую страховую выплату в соответствии с законодательством Азербайджана.