В июле стоимость на популярный рейс Владивосток - Москва варьируется в пределах 60-70 тысяч рублей. А как же льготные перелёты из Дальнего Востока на западные направления для пенсионеров и студентов?
В общем, о льготных билетах можно забыть. Компании, устанавливающие цены на рынках, пеняют на топливных монополистов. В кассах по продаже билетов анархия - цены разнятся. Во время чемпионата мира по футболу стало дороже добираться из Дальнего Востока до центральной России и поездом. Опытные туристы планируют отдых заранее, экономя на мелочах.
Ни туда, ни обратно
- А куда вы хотите лететь? - спросили по телефону в одной из авиакасс известной компании с оттенком возмущения вопросом о недорогом билете для дедушки. - По России акции для пенсионеров и молодёжи закончились ещё в начале апреля. Билетов нет ни из Москвы, ни до Москвы. Когда будут? Неизвестно.
- Вообще нет билетов? - уточняю.
- За 60 тысяч, - смягчились на том конце провода. - А, можем найти за 26 тысяч во Внуково.
- Почему такая разница в цене?
- Билетов нет до Москвы, - голос снова сделался металлическим.
- Так нет или есть?
- Нет!
Эх, проворонила такую дешёвую поездку до аэропорта Внуково, почти по блату предлагали! Может быть, в самом хвосте или прицепом к багажу?
- У нас рейсы через Новосибирск с пересадкой, - рассказали в другой авиакассе. - На 4 августа - 30 тысяч 251 рубль, только в одну сторону. В обе стороны - 72 тысячи.
На зарубежные рейсы не лучше. До близкого от Приморья Сеула корейские авиалинии предлагают самый бюджетный вариант - 42 тысячи рублей в заданные сроки - 10 и 20 августа. Впрочем, если возвращаться 19 августа - уже 35 тысяч. При минимальном тарифе - 20 тысяч рублей. Пенсионеров и студентов до конца ноября просят не обращаться. Дедушке никакой перелёт не светит. С его-то пенсией!
Вне доступа
Сколько лет мы слышим обещания о снижении цен на авиабилеты дальневосточникам! Сегодня, казалось бы, это актуально в связи со значимыми для экономики государства проектами. С 2012 г. во Владивостоке проводятся крупнейшие события федерального и международного значения. Мосты, которые, по идее, должны соединять запад и восток России, разводятся. Предприимчивым, перспективным, талантливым людям сюда ехать невыгодно.
- В силу территориальной масштабности страны важно обеспечивать её социальную мобильность, - считает действительный член Русского географического общества Марина Баринова. - Возможность летать к родственникам, друзьям. И чем доступнее будут цены, тем больше мы будем в России и с Россией. Вспоминаю, как в 1980-е училась в Москве, получала повышенную ленинскую стипендию - 125 руб. в месяц. По студенческому билету можно было слетать во Владивосток и обратно за 71 руб. Существовала нить, связывающая меня с родным городом, поэтому я вернулась, чтобы здесь жить и работать. Со стороны правительства необходимо проанализировать территориальную градацию: где-то акцент сделать на авиаперелёты, где-то на железнодорожный или автобусный транспорт. Нужен заботящийся о связанности страны подход.
- У нас никогда не было проблем с железнодорожным транспортом, - ответил помощник главы краевого центра Александр Юртаев. - Внезапно выяснилось, что социальные билеты резко закончились, когда наступил сезон отпусков. Неужели правительство данную ситуацию не отслеживает? Льготы должны быть всегда. Люди кинулись к железнодорожным кассам - по блату достать, хоть на третьей полке, образовались очереди, дело доходило до драк.
Подскочившие цены на железнодорожные перевозки по стране связывают с прошедшим чемпионатом мира по футболу. В РЖД народную версию отрицают, ссылаясь на график гибкого регулирования тарифов. С июня по август тарифы выросли на 20%.
- А какой это тормоз для проекта «Дальневосточный гектар»! - продолжает Александр Юртаев. - Ведь на западе у гектарщика останутся родственники, с которыми видеться окажется накладно. Вспомните историю освоения региона. Сюда ехали молодые, здоровые люди, здесь были подъёмные, социальное обеспечение, кредитование без процентов. Сейчас этого нет. И нет доступности к другим регионам.
Выброси багаж!
- Сезонные повышения стоимости на авиа- и ж/д-билеты в настоящее время стали реальностью, - выразил своё мнение казачий священник Елисей Елисеев. - С одной стороны, происходит частичное регулирование пассажирского потока, когда часть малообеспеченных слоёв населения вынужденно выбирают менее удобное время поездки. В принципе, это понятный момент рыночной экономики.
Другое дело, что, в принципе, тарифы на билеты нашей страны являются фактором дискриминационным. Уровень жизни, заработной платы у жителей Дальнего Востока значительно ниже, чем показатели европейской части России. При этом потребность в поездках в Москву, другие города и западные регионы у жителей востока выше, чем у москвичей. В Москве находится руководство страны и многих предприятий, головные офисы, основные вузы, расположены культурные и духовные центры. Дальневосточники вынуждены тратиться на дорогу чаще и больше. И это при довольно низком уровне жизни!
- Я пенсионер, летал Москву по льготе, по цене в два раза ниже, - рассказывает профессор ДВФУ Александр Соколовский. - У меня достаточная зарплата, чтобы позволить себе путешествовать. Бываю и в научных командировках. И всё-таки билеты дорогие, считаю, что России нужно перенять опыт других стран, где круглый год действуют льготы. Я в силу «высокого возраста» получил значительную скидку на поезд от Хошимина до Ханоя. И это несмотря на то, что я иностранец!
- С мужем путешествуем самостоятельно, без помощи каких-то турфирм, за визы и документы не переплачиваем, - делится замдиректора туристско-информационного центра Приморья Ирина Теппер. - Всегда учитываем фактор предварительного бронирования билетов. В сентябре летим через Москву в Италию, билеты покупали в мае, за 25 тыс. руб. Играет роль и направление. Нам дешевле съездить в Азию, чем в Европу. Многое зависит от сезона. Например, удалось недорого слетать на Филиппины, правда, нас там смыло дождями, но впечатления остались прекрасные. Дешевле лететь в Европу не в сезон - в ноябре или феврале.
Пока могут себе позволить активно передвигаться, пролетая над Парижем или Римом, люди с доходом выше среднего. На багаже, кстати, много не сэкономишь, где-то две тысячи рублей. Хотя и копейка рубль бережёт. Так что долой чемоданы и да здравствуют рюкзаки и ручная кладь! Пару баночек красной икры можно родственникам захватить.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Руководитель «Альянс-Франсез Владивосток» Елена Никитина:
- Я больше не путешествую, разве что на дачу или в оплачиваемую командировку. Платить такие деньги за перелёты просто необоснованно. Это цены, взятые с полотка. У нас нет расчётов, почему столько стоят билеты на самолёт. Не самая богатая страна, а питание, проезд выше мирового уровня цен. В то время как в Европе ты можешь от Парижа до Барселоны за три тысячи рублей долететь при условии минимального багажа. Не хватает и пригородных электричек. Людей в них битком набито. Комфорт не имеет значения, главное, чтобы они вообще ходили, и желательно ехать сидя.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Депутат краевого Законодательного собрания Владимир Беспалов:
- Народ крайне возмущён, сорваны тысячи поездок - к родственникам, на лечение. А монополисты на нефть увеличивают стоимость топлива, что даёт повод авиаперевозчикам в свою очередь цены повышать. Цены в России на уровне американских, а доходы в пять раз ниже. Необходимо ужесточать антимонопольные законы. А так, получается, форменное издевательство. При этом олигархов не трогают, предложение ввести прогрессивный налог отвергается.
КСТАТИ
Депутаты Госдумы во втором чтении проголосовали за закон, содержащий поправку в Налоговый кодекс РФ об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по внутренним воздушным перевозкам в регионы Дальнего Востока. По информации краевого департамента транспорта и дорожного хозяйства, администрация региона ежегодно обращается в Министерство транспорта РФ и Росавиацию с просьбой оказать содействие в увеличении числа авиакомпаний, которые выполняли бы рейсы из Владивостока в города центральной части России. Сегодня из Приморья в Москву рейсы выполняют авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и S7, в Санкт-Петербург - «Уральские авиалинии».
ЦИФРЫ
Люди в возрасте до 23 лет, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет могут воспользоваться льготными авиаперелётами. Также это инвалиды I группы любого возраста и сопровождающий их человек, лицо, сопровождающее ребёнка-инвалида, и инвалид с детства II или III группы. Воспользоваться авиабилетами с фиксированной стоимостью пассажиры смогут в период с 1 марта по 1 декабря.