Из-за происходящих геополитических изменений в России и мире возрастает роль Приморского края в экономической составляющей Российской Федерации. В настоящее время Приморье выступает шлюзом между Россией и странами АТР. В новых реалиях регион активно развивается.
Драйвером стабильного развития выступают крепкие связи со странами Северо- и Юго-Восточной Азии, а также курс на Восток, который был объявлен президентом Владимиром Путиным. Он является одним из приоритетных задач в масштабах всей России на долгие годы. Этот курс взят за основу экономической политики Приморского края, работу лично контролирует губернатор региона Олег Кожемяко.
Бизнес и деньги
В постпандемийный период Приморский край начал восстанавливать утраченные связи с азиатскими странами, и выстраивать новые взаимовыгодные отношения. Это отразилось не только на экономике региона, но и на предпринимательской деятельности – одного из показателей экономического развития Приморья. Были приняты инвестиционные соглашения, которые позволили увеличить товарооборот региона на 22% – до 13,2 млрд.
Несомненно, правительство Приморского края поддерживает бизнес, это даёт свои плоды.
Генеральный директор АНО «Центр поддержки предпринимательства» Андрей Шевченко говорит, что приморский бизнес до сих пор сохраняет крепкие торговые отношения с азиатскими соседями, география сотрудничества расширяется, ведутся поиски новых партнёров. Эта работа ведётся в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края».
«Сейчас регион активно сотрудничает с Китаем, Вьетнамом, Индией. Повысился интерес к расширению партнерских связей со странами СНГ, Ближнего Востока. Хорошие перспективы для поиска партнеров в Таиланде, Монголии, Мьянме. Главная сложность - в логистике поставки товаров, но это вопрос времени»,– рассказал Андрей Шевченко.
Однако для того, чтобы исключить всевозможные трудности в поставке товаров, правительство региона активно развивает инфраструктуру. Например, в Приморском крае в рамках транспортного коридора «Приморье-1» строится дорога во Владивосток через Находку и порт Восточный. Предполагается, что трасса соединит приграничные переходы с «Восточным портом». В будущем это позволит проезжать транзитному транспорту и повысит объем грузоперевозок. Помимо прочего, идут активные работы на железной дороге – участки ремонтируются и становятся новыми пограничными переходами.
Иностранный бизнес продолжил реализацию инвестиционных программ почти на 115 млрд рублей.
Проблему логистики ранее заметил губернатор Олег Кожемяко. Он поручил синхронизовать работу по модернизации подъездов к границе, а также ввести в строй новые пограничные переходы.
Помимо прочего, для поддержки экспортёров министерство экономического развития Приморского края внедрило «экспортный кэшбек». Программа позволяет компенсировать часть расходов на транспортировку товаров за пределы России, а также оплачивать прочие услуги, связанные с транзакцией. Таким образом, приморские компании могут сократить часть издержек на экспорте.
Кстати, сейчас в Приморье действует 42 предприятия с участием бизнеса из КНР, их оборот $7,5 миллиардов. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил почти 50%. В этом году губернатор поручил нарастить объем товарооборота с Китаем и довести его до $10 млрд. Статистика текущего года показывает, что связи между регионом и дружественными странами крепчают. И региону, и власти необходимо отвечать на требования рынка.
«Китай и Россия связаны отношениями всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия в новую эпоху. За последние два года отношения между двумя странами выдержали суровое испытание вековыми изменениями и эпидемией, и продолжают стремительно развиваться на высоком уровне. Объём двусторонней торговли вырос вопреки тенденции. Китай уже несколько лет подряд сохраняет статус крупнейшего торгового партнёра Дальневосточного федерального округа и Приморского края. При этом Китай также является крупнейшим источником импорта для Приморского края и вторым его экспортным рынком»,– сообщила генконсул КНР во Владивостоке Пяо Янфань.
Отметим, по итогам 2022 года валовый региональный продукт Приморья вырос на 15%. Рост внешнеторгового оборота составил 22%.
Курс на развитие
Одна из амбициозных целей правительства Приморского края – сделать в регионе туристический хаб. Сейчас туризм является одной из наиболее стремительно развивающихся отраслей. Помимо прочего, туризм – драйвер для развития и других отраслей, того же предпринимательства.
Правительство региона занимается обустройством сферы гостеприимства, транспортной инфраструктурой и пунктами пропуска через границу. Часть этих мероприятий проводится в рамках программы «Развитие туризма в Приморском крае». Работа начата и активно ведётся, количество иностранных туристов растёт.
«Мы всегда рады туристам из Китая. Сейчас работаем над ускорением максимального числа авиарейсов. Надеюсь, что вопрос решится в ближайшее время», - считает глава администрации Владивостока Константин Шестаков.
Кстати, в 2022 году Приморский край принял 1,4 млн туристов. Ожидается, что в этом году в гости в Приморье прибудут до пяти миллионов гостей. Начало оживать авиасообщение.
Так, по поручению президента России Владимира Путина в регионе будет создан круглогодичный морской курорт федерального уровня в Хасанском округе. Губернатор Олег Кожемяко пообещал представить проект в ходе Восточного экономического форума уже этой осенью.
Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсением Крепский заявил, что Приморский край интересен не только туристам из стран АТР, но и жителям западной части России – спустя годы тенденции не изменились, а интерес к региону вырос.
Стоит отметить, Приморский край уверенно занимает место в ТОП-10 регионов по Национальному туристическому рейтингу. В этом году он занял седьмое место.