Представительный орган власти Приморского края работает уже четверть века.
За это время менялось само его название, структура и наименования комитетов, схема выборов и сроки полномочий депутатов. Однако, главное, чего удалось добиться за эти годы – Законодательное собрание стало серьезным, реально работающим органом власти. Оно играет важную роль в жизни жителей края.
25-летний юбилей отличный повод вспомнить историю и поговорить о том, чем сегодня живет представительный орган власти - Законодательное Собрание Приморского края.
Ты помнишь, как все начиналось?
Первое заседание Думы Приморского края состоялось 25 января 1995 года. Процесс формирования первой Думы был не простым. В октябре 1993 года постановлением Администрации Приморского края были прекращены полномочия такого забытого нынче, работавшего во времена Советского Союза органа, как краевой Совет народных депутатов.
Выборы в первую Думу были назначены на март 1994 года. Потом их перенесли на октябрь. И не смогли с первого раза сформировать необходимый для работы кворум. Выборы проходили тогда по 39-ти одномандатным округам, а выбрать удалось только 20 человек. Для начала работы требовалось две трети легитимно выбранных депутатов. То есть 26 человек. Где-то помешала низкая явка. Где-то, сегодня такое и представить себе сложно, на округах выдвинулось по одному человеку. А безальтернативные выборы проводить было нельзя.
Только 15 января удалось выбрать ещё 11 депутатов, и Дума получила необходимый для начала работы кворум. Окончательно же все вакансии были заполнены только 17 декабря 1994 года. Но уже в январе 1995 года Дума получила полномочия проводить заседания и принимать решения.
- Было ясно, что копировать систему Советов - бессмысленно, их нельзя было считать в полном смысле этого слова коллегиальным органом, который действительно вырабатывал бы необходимые законы, - вспоминал председатель Думы Приморского края первого созыв (январь-июнь 1995 год) Игорь Лебединец. - И тогда мне как вице-губернатору, руководителю аппарата администрации Приморского края пришлось, по сути, брать на себя ответственность и решать, какой должна быть наша первая Дума. Нужно было посмотреть, сколько нужно депутатов в законодательном органе Приморского края, как лучше нарезать округа. Тогда мы в администрации края определились, что должно быть 39 депутатов, что будет только 39 округов. Подготовили в основном все регламентирующие документы, по которым Дума должна была начинать свои первые заседания. То есть, когда прошли выборы, базовые нормативные документы уже были составлены.
Первая Дума, несмотря на отсутствие у многих депутатов, опыта такой работы, сыграла важную роль в жизни края. Так, осенью 1995 года был принят Устав Приморского края. Без этого, казалось бы, сугубо технического документа, вся дальнейшая деятельность местного парламента и Администрации края была бы не возможна.
Была сформирована нормативная база в области местного самоуправления. Появились законы «О местном самоуправлении в Приморском крае», «Об административно-территориальном устройстве Приморского края», «О местном референдуме в Приморском крае», «О собраниях (сходах) граждан в Приморском крае», «О муниципальной службе в Приморском крае», «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае».
Также первой Думой был принят ряд законов в интересах наиболее слабо защищенных в социальном плане граждан: «О начальном профессиональном образовании», «Об охране труда в Приморском крае», а также постановление о принятии краевой целевой программы «Социальная реабилитации подростков, обучающихся в учреждениях начального профобразования».
Всего Думой Приморского края было проведено 46 заседаний, на которых было принято 110 законов, 742 постановления, касающихся важнейших вопросов жизнеобеспечения края.
- При подготовке первых законов мы использовали опыт других регионов, в частности, Хабаровского края. Помогало и то, что большинство комитетов администрации края тоже выходили с инициативой разработки законов. Поэтому говорить, что сами депутаты садились и писали первые законы, постановления, было бы не совсем правильно, - вспоминал потом второй председатель Думы Приморского края первого созыва Владимир Ведерников.
От Думы к Законодательному Собранию
Дума второго созыва избиралась в декабре 1997 года. Впервые на четыре года и впервые с первой попытки. Во втором созыве было образовано 6 профильных комитетов: по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, по экономической политике и собственности, по региональной политике и законности, по социальной политике и защите прав граждан, по продовольственной политике и природопользованию, по регламенту, депутатской этике и организации работы Думы. По сути, такая структура существует в Законодательном Собрании и сегодня.
Впервые часть депутатов стала работать на постоянной (профессиональной) основе. Впервые в краевом парламенте появились депутатские объединения – блок депутатов от Владивостока «Наш город» и официальная фракция «Возрождение Приморья».
Удалось депутатам наладить бюджетный процесс. Приморье «традиционно» начинало финансовый год без утвержденного законодательным органом краевого бюджета. В 1998 год край и вовсе вошел без бюджета. Самое продолжительное заседание в истории Думы Приморского края посвящено именно бюджетной теме. 16 января 2001 года депутаты в течение 14-ти часов обсуждали, но все-таки отклонили в первом чтении проект закона Приморского края «О краевом бюджете на 2001 год».
Перед выборами третьего состава представительного органа власти, он получил своё нынешнее название - Законодательное Собрание Приморского края. Кстати, в конце 2004 года региональные парламенты впервые получили право наделения губернаторскими полномочиями кандидата, представленного Президентом РФ. Законодательное Собрание первым в РФ провело такую процедуру в начале февраля 2005 года.
В 2004 году в крае началась реализация Закона Приморского края «О наказах избирателей». По решению депутатов средства, предусмотренные в краевом бюджете на исполнение данного закона, ежегодно направлялись на ремонт дорог и дворов в муниципальных образованиях края.
- Наши коллеги, те, кто работал в законодательном органе власти в Приморском крае с 1995 по 2002 годы, сделали очень многое. И сделали это качественно. Можно сказать, что Законодательное Собрание третьего созыва работало над совершенствованием тех основ, которые были заложены. Мы стали чаще смотреть не только не стратегические вопросы, но и то, чем живут простые люди в глубинке. Поэтому мы и проводим так много выездных семинаров, встреч и заседаний, - говорит председатель Законодательного Собрания Приморского края (2002-2006) Сергей Сопчук.
Приоритеты - во всех сферах
Потом был четвертый созыв, впервые в истории приморского парламента избранный по смешанному принципу. В октябре 2006 года 20 депутатов были избраны по партийным спискам и 20 депутатов - по одномандатным округам.
Важным решением тогда стало утверждение краевой целевой программы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008-2011 годы и контроль за ее реализацией. Данная программа была разработана и принята в рамках подготовки к саммиту АТЭС, который состоялся в сентябре 2012 года.
Начало работы пятого созыва совпало со значимыми событиями в жизни Приморья. В сентябре 2012 года на острове Русском во Владивостоке прошел саммит АТЭС.
Может быть, поэтому депутаты уделяли созданию условий для благоприятного бизнес-климата, привлечения инвестиций в экономику края, оказанию социальной поддержки населения, обеспечению жителей Приморья качественными услугами в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. В 2012 году был принят блок законов, позволяющих предприятиям-инвесторам, созданным на территории Приморья, пользоваться определенными налоговыми льготами.
- Считаю, что мы подготовили качественный фундамент для новых возможностей и прорывов. Территория Приморского края стала пионером в принятии ряда ключевых законов, дающих уникальные возможности для развития нового высокотехнологичного бизнеса, - говорит тогдашний председатель Законодательного Собрания Приморского края Виктор Горчаков.
- Работа нынешнего, шестого созыва ознаменовалась целым рядом важных, знаковых событий в жизни Приморья и всей страны. Это и 80-летие нашего края и сразу несколько избирательных компаний, важнейшими из которых стали выборы Президента РФ, Губернатора Приморского края и довыборы в само Законодательное Собрание. Это 75-летие Победы в Великой Отечественной и окончания Второй Мировой войны, финальная точка которой также была поставлена здесь, на Дальнем Востоке, это, наконец, ежегодный Восточный экономический форум, в рамках которого получила дальнейшее развитие реализация законов о Свободном порте Владивосток и территориях опережающего социально-экономического развития, придавших новый импульс экономике Дальневосточного региона и Приморья. Краевой парламент стал активным участником ключевых социально-экономических процессов. При разработке новых законов парламентарии в первую очередь учитывали, как они влияют на изменение жизни в Приморье, на социальную составляющую, экономику и инвестиционный климат, - говорит председатель Законодательного Собрания Приморского края Александр Ролик.
Новая социальная политика
Основным ориентиром в деятельности нынешнего депутатского корпуса стал курс на повышение качества жизни приморцев. Особое внимание - реализации национальных проектов и ключевых направлений, заложенных в «майских» указах Президента России. Не случайно, из всего массива законов, принятых Законодательным Собранием шестого созыва, необходимо особо выделить большой блок законопроектов, принятых в конце 2018 - начале 2019 года по инициативе главы края Олега Кожемяко. Они концептуально изменили подход к осуществлению социальной политики в Приморье. Это законы, направленные на повышение уровня социальной поддержки семей с детьми и многодетных семей, учащихся ПТУ, школьников, детей-сирот, старшего поколения, «детей войны», людей предпенсионного возраста, обманутых дольщиков, ветеранов и инвалидов боевых действий и ряда других категорий жителей Приморского края, привлечение и закрепление медицинских работников, педагогов.
Всё это делалось депутатами оперативно, в сжатые сроки и качественно, а, главное, нашло отражение в основном финансовом документе края. В бюджет удалось заложить беспрецедентные средства на выполнение возросших социальных обязательств, ремонт и строительство автодорог, мостов, объектов социальной инфраструктуры, решение ряда других годами не решавшихся проблем. Продолжена работа по совершенствованию налогового законодательства, сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов качественного администрирования доходных источников бюджета Приморского края. Внесены изменения в краевые законы «О транспортном налоге», «О налоге на игорный бизнес», а инвесторы, реализующие приоритетные, важные для социально-экономического развития края проекты, могут рассчитывать на государственную имущественную поддержку. При этом сегодня на первый план выходит осуществление депутатского контроля за эффективностью расходования бюджетных средств в тесном взаимодействии с Контрольно-счетной палатой Приморского края.
Работать для людей
В краевом парламенте шестого созыва работают депутаты, которых хорошо знают в Приморье, которые пользуются авторитетом у жителей. Постоянное тесное взаимодействие с избирателями, работа на округах – основа депутатской деятельности, ведь главная задача народных избранников представлять и защищать интересы приморцев.
Личные и выездные депутатские приемы граждан, встречи с коллективами и регулярные посещения социальных объектов - все это позволяет доводить до населения суть принимаемых законов, а также осуществлять мониторинг их применения, выявляя проблемы, требующие законодательных изменений.
Максимально приближают законотворческий процесс к людям выездные заседания комитетов и круглые столы, где проблемные вопросы обсуждаются с привлечением местной власти, общественности и СМИ. Они прошли в ТОР «Надеждинская» (с. Вольно-Надеждинское) и ИК-20 (п. Заводской, Артемовского ГО), пп.Кировский и Владимиро-Александровское, г. Арсеньеве и ряде других населенных пунктов края и стали постоянной практикой в работе 6 созыва.
Тесное сотрудничество связывает краевой парламент с органами местного самоуправления. Законопроекты, затрагивающие жизнь людей на местах, проходят обсуждение в рамках совета председателей городских округов и муниципальных районов края, который в 2018 году отметил 20-летие и на практике доказал свою эффективность в формировании общей позиции депутатского корпуса. Сегодня депутаты Законодательного Собрания также выступают региональными координаторами ряда федеральных проектов таких как «Городская среда», «Чистая страна», «Культура малой Родины», «Безопасные дороги», «Историческая память» и других. Их реализация также напрямую влияет на качество жизни приморцев, и меняет в позитивную сторону отношение приморцев к своим городам и селам.
- Задачи, которые сегодня решают депутаты Законодательного собрания созвучны с задачами государства по социально-экономическому развитию региона. Ответственность за судьбу края помогает депутатам, несмотря на разные партийные убеждения, разный возраст и опыт преодолевать идеологические разногласия, консолидировать усилия и находится в постоянном законотворческом процессе, чтобы каждая законодательная инициатива, каждый закон делали жизнь приморцев лучше. Нынешним парламентариям подрастает молодая смена, которая уже пробует силы в рамках Молодежной парламентской ассоциации, активно работающей при Законодательном Собрании. Но это уже совсем другая история, которая еще впереди, - убежден Александр Ролик.
СПРАВКА
Структурно Законодательное Собрание Приморского края состоит из шести комитетов. Комитет по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам. Его главная задача - обеспечить правовые условия для наполнения краевой казны, грамотно распорядиться имеющимися в крае ресурсами и своевременно принять краевой бюджет и бюджет ТФОМС, осуществлять контроль за их исполнением. Работа комитета по продовольственной политике и природопользованию призвана обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства в регионе. перед регионами поставлена задача к 2025 году существенно нарастить объемы производства в сельском хозяйстве. Так, валовый объем продукции АПК в Приморье должен увеличиться с сегодняшних 41 млрд рублей до 75 млрд.При этом краю необходимо обеспечить рост производства в растениеводстве в 1,9 раза, в животноводстве – в 1,6 раза, в пищевой и перерабатывающей промышленности – в 1,3 раза. По каким законам будут жить приморцы, смогут ли чувствовать себя защищенными и быть уверенными в безопасности своих семей – ответы на эти вопросы во многом зависят от работы комитета Законодательного Собрания по региональной политике, законности и международному сотрудничеству. Комитет по регламенту, депутатской этике и организации работы активно разрабатывает нормативные правовые акты по совершенствованию организации работы краевого парламента, направленные на повышение ответственности депутатов. Настоящий прорыв сделан за четверть века в социальной сфере. Значительно расширен социальный пакет для различных категорий граждан. Совместно с исполнительной властью края были разработаны и приняты несколько десятков краевых законов о поддержке работников бюджетной сферы, многодетных семей, льготных категорий граждан, ветеранов и пенсионеров. Это заслуга депутатов комитета по социальной политике и защите прав граждан. К функциям комитета по экономической политике и собственности относится блок вопросов, связанный с формированием благоприятного инвестиционного климата, обеспечение условий для наращивания деловой активности, совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере поддержки предпринимательства.