Примерное время чтения: 9 минут
1432

Каменные гетто: новостройки Владивостока множатся, а инфраструктура– нет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Приморье № 3 20/01/2022
Район построили, а из всей инфраструктуры – только мусорные контейнеры.
Район построили, а из всей инфраструктуры – только мусорные контейнеры. / Олег Белов / АиФ

Почему в новых районах строительство инфраструктуры отстаёт от жилья

В прошлом году в Приморье введено в эксплуатацию 820 тысяч квадратных метров. это лучший показатель среди регионов Дальнего Востока. Однако острейшей проблемой остаётся значительное отставание социальной инфраструктуры от темпов строительства. В первую очередь это касается приморской столицы и её молодых районов.

Окно в окно

В итоге новые жилые кварталы всё больше становятся похожими на каменные гетто с дефицитом социальных учреждений, парковочных мест, прогулочных зон, бесконечными пробками. Выездные дороги из районов напоминают бутылочные горлышки.

История строительства во Владивостоке Снеговой Пади на месте бывшего военного арсенала для приморской столицы уникальна. Это первое масштабное комплексное освоение территории строителями с 80-х годов прошлого века, когда были введены в эксплуатацию 61-й и 71-й микрорайоны. Единый застройщик «Дальспецстрой» возвёл в чистом поле три новейших микрорайона – «А», «В» и «С», первые десять домов сдали в 2010 году. Рядом с новостройками построены школы, сады, поликлиники, торговый центр, спорткомплекс нового типа…

Дальнейшее расширение квартала до микрорайона «Д» зашло в тупик, переросший в нудный долгострой, который разрешился уже в настоящее время сдачей шести домов усилиями правительства, фонда обманутых дольщиков и прокуратуры. Район продолжает разрастаться: 4 построенных и 6 заложенных домов от «Восточного луча» плюс жилой комплекс «Изумрудный», где 4 новостройки, 5 заложенных и 8 домов – на уровне проектирования.

– Я бывший обманутый дольщик, получивший наконец квартиру в новом доме в 2020 году на улице Адмирала Горшкова, 53, – представляется житель района Александр Тетерятников. По его словам, из главных преимуществ места жительства – новые инженерные сети, близость к объездной трассе и лес за окном – красота и свежий воздух. По поводу зелёного уголка у общественности были задумки – сделать что-то похожее на Нагорный парк. Сегодня люди опасаются, что мечты перерубят на корню – по осени пришли сотрудники городской администрации и начали фотографировать деревья, привязывая к ним ленточки разных цветов. Заподозрили, процедура межевания – первый этап строительства. Как оказалось, в 2020 году вышло постановление правительства об освоении территории застройщиком, компанией «ПИК».

– Ничего от леса не останется, лишь сплошные каменные джунгли, дома – окно в окно, – беспокоятся жители микрорайона «Д». – Район растёт, и уже не хватает места ни в школах, ни в детских садах, хотя они у нас самые лучшие и красивые в городе.

Любопытно, в Управлении охраны окружающей среды и природопользования администрации города жителям микрорайона ответили: «Разрешения на снос зелёных насаждений на земельном участке не выдавались. Деревья могут отмечаться в целях составления схемы подеревной съёмки и перечётной ведомости зелёных насаждений».

Но и без этого в огромном сплаве жилых комплексов тесно – очереди даже в просторных поликлиниках, мало единственного торгового центра. На двух- и трёхполосных трассах одна занята припаркованными автомобилями. С каждым годом пробки всё увеличиваются. Для большинства людей работы вблизи от дома нет – так один спальный район медленно «перетекает» в другой.

А дальше – вакуум

По словам известного общественного деятеля, председателя ТОС «Патрокл-Сочинский» Виталия Гречанюка, другой молодой район Владивостока – Патрокл, выросший недалеко от одноимённой бухты, по идее должен был повторить судьбу Снеговой Пади. Но «Дальспецстрой» успел сдать только первую линию домов и вскоре обанкротился. Территорию начали застраивать, «разрывать» разные компании.

– Проблемы Патрокла симптоматичны для всех новых районов города, – говорит Виталий Гречанюк. – Инфраструктура не поспевает за жильём. В первые дома жители района заселились в 2016–2017 годах, а первый детский сад начал свою работу в конце 2021-го. Школу построят только в 2023-м.

Район уже разросся. Но радости от этого мало. Нет у жителей Патрокла своих поликлиник, спортивно-оздоровительного комплекса, хотя в планах изначально они «нарисованы». Ближайшая оборудованная Леопардовая набережная и бесхозные пляжи для пешего человека недоступны (при этом люди живут в двух шагах от моря!), попасть туда можно только на автомобиле.

Отсутствие пешеходных дорог для Патрокла – вопиющая проблема, в частности, выяснилось: ко вновь построенному детскому саду «безлошадным» гражданам добираться опасно для жизни – нет обочины и тротуаров.

Жители Патрокла хотят от властей более вдумчивого курирования застройки в целом. А то получается, что каждая компания строит что-то своё на отведённом участке, а дальше будто вакуум. Нужно иметь несколько альтернативных путей для пешехода, район – не набор стоящих в поле домов. Люди ходят друг к другу в гости, дети играют на разных площадках. Должны быть удобные дорожки и тротуары между объектами, а с учётом рельефа – пандусы и лестницы.

– Мы, как и все новые районы, автоматически превращаемся в «спальный», – добавляет председатель ТОС «ПатроклСочинский».

Кусочный подход

– Ещё в 2008 году планировалось, что в центре жилого комплекса «Лесной квартал» будет детский сад, административный центр и другие социальные объекты, – рассказывает житель квартала, урбанист Кирилл Батанов. – Ничего этого не случилось, но в итоге микрорайон разросся от четырёх до 20 домов. Детских садов и школ катастрофически не хватает. Конкретный пример – наполнение детей в ближайших школах – 200%. Лес постепенно вырубается. В генеральном плане предусмотрены моменты благоустройства, но землю отдают только под постройку.

Недоразвитость общественного транспорта усугубляет положение новых районов и микрорайонов Владивостока. Новостройки уже парализовали район Нейбута. По утрам оттуда выбираться на машине – больше часа. А уже построен микрорайон Зелёный бульвар на месте бывшего тепличного хозяйства – пока там сдана только первая очередь домов, а на выезд пробки уже непролазные. Про бутылочные горлышки из Снеговой Пади было сказано ранее. Мэр Владивостока уже анонсировал строительство дополнительной дороги, по которой жители этого района могли бы напрямую попадать на объездную трассу. Но построят её гораздо позже домов, и жильцам пока придётся выезжать через всё ту же перегруженную донельзя Нейбута – и час в пути превратится во все два. Хотя до строительного бума добраться отсюда в центр можно было минут за 20.

Такая же судьба ждёт и район Змеинки, там застройщики уже разобрали все земельные участки, и скоро на месте тамошнего леса появятся десятки домов, а дорога из этого района одна – в сторону Окатовой, по одной полосе в каждую сторону. По словам мэра, необходимо оперативно построить ещё один выезд – в сторону Диомида. Но там много частного сектора, который оперативно не расселишь. Над проблемой думают лучшие умы, но, увы, и здесь, скорее всего, жильё появится раньше инфраструктуры.

Любопытно, что с января 2021 года Федеральным законом 494-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс. В нём – о чудо! – снова появилось понятие комплексного развития территорий и их благоустройства: теперь нельзя строить жилые комплексы без социальных объектов, дорог и зелёных зон. Вместо точечных сносов аварийного жилья и точечной же застройки «свечками» – застройка микрорайонами с инфраструктурой. Но будет ли рвение, а главное, средства, чтобы воплотить в жизнь это новое или, точнее, хорошо забытое старое? Чтобы очертания новых микрорайонов не напоминали каменный человеческий муравейник, где у людей-муравьёв теряется смысл жизни. 

Комментарий власти

Константин Шестаков, глава Владивостока:

 

– Будущее развитие Владивостока – в комплексной застройке на тех землях, которые сейчас принадлежат Министерству обороны. Безусловно, нам нужно уходить на север по карте. Нет возможности реализовывать крупные системные проекты здесь, на юге. Но не стоит забывать, что есть любопытные проекты реновации. И если мы говорим о юге города, то наш путь был бы направлен на реновацию. Если мы говорим о комплексном решении, то это работы с Минобороны. Это дополнительные земли и реализация крупных инвестиционных проектов, которые предусматривали бы сразу социальную инфраструктуру и адекватное современное благоустройство.

Мнение эксперта

Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии:

 

– На самом деле городу Владивосток нужно «убегать» за границы, на уровне правительства вести разговор об агломерации нескольких муниципальных образований. Все пересечения дорог находятся в районе Артёма и Надеждинского района, там гораздо больше свободного пространства, там развиваются ТОРы. Глупо держаться за окраинное положение на берегу Золотого Рога, где каждый день – пробки в одну и ту же сторону. Уже сегодня территория 13 муниципалитетов – в двухчасовой доступности. Необходимо развивать транспортную инфраструктуру и малоэтажную застройку. Пока деньги вкладываются в человековейники – и это ограничивает возможность решения демографических, социальных, коммунальных, экологических проблем. У нас большая страна – и малый уровень малоэтажной застройки, в разы меньше, чем в Японии и д

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах