Зоопарк «Садгород» работает уже семь лет. В нем живут приморские таёжные птицы и животные, а также представители фауны с других континентов. Год от года здесь прибавляется и обитателей, и посетителей. Однако…
Территориальный вопрос
Ольга Шипилова: - Сергей Владимирович, трудно ли управлять всем этим «зверским» хозяйством?
Сергей Асновин: - Когда мы с женой ощутили, что наших рук стало не хватать для ведения такого хозяйства, то для чистки вольеров и ухода за животными начали нанимать работников. По мере расширения зоопарка увеличивался и штат наших сотрудников. Единственное, что действительно трудно в нашем случае - решить вопрос с землёй. Сколько лет существует зоопарк, столько мы и пытаемся добиться прав на занимаемую им территорию. И власти вроде бы совсем не против, но вот видимых подвижек с решением земельного вопроса не происходит.
- Это как-то отражается на работе зоопарка?
- Конечно, зоопарк принимает посетителей. Однако мы, как его владельцы, не решаемся вкладывать необходимые средства в благоустройство территории, в капитальные и просторные вольеры для животных. Даже брусчатку, о которой мечтаем, положить пока не готовы: вдруг завтра нас попросят с этой земли вместе со всем зверьём? Иными словами, без решения земельного вопроса нет и должного развития.
- Сколько посетителей бывает здесь?
- Число гостей зависит от сезона. Сейчас, когда холодно, за день человек пять если придёт - уже хорошо. В каникулы и в теплое время года бывает и тысяча гостей в неделю. Интересно, что мы, когда открывали зоопарк, рассчитывали в основном на детей, но теперь убедились: две трети посетителей - взрослые люди. Да, у нас бывают организованные группы школьников. Но не так часто. В основном приходят пары, семьи. Людям любого возраста нужно пространство в городской черте, где они могли бы провести выходной день на свежем воздухе, среди природы. Зоопарк как раз и выполняет эту миссию. И более того, даёт возможность понаблюдать за миром животных, даже пообщаться с ними. Вижу, что даже взрослые бывают в восторге от того, что могут покормить с руки верблюда, лошадь или кроликов.
- С точки зрения бизнеса, насколько прибыльным может быть частный зоопарк?
- Несмотря на то, что мы работаем не первый год, говорить о том, что зоопарк - проект коммерческий, пока не приходится. Да, некоторые туристические компании даже включили нас в свои гостевые маршруты. Однако ни о какой большой выгоде речь не идёт. Выручка, конечно, есть, но её львиная доля идёт на элементарное обустройство - мы постоянно что-то расширяем, достраиваем. Деньги уходят на монтаж и ремонт вольеров, на оплату труда наших сотрудников. А корм животным? Не устаю повторять, что всё наше хозяйство имеет зверские аппетиты и в буквальном, и в переносном смысле. Хотя продукты мы закупаем на оптовой базе, всё равно это значительные расходы.
Кроме того, повторю, наша большая проблема - сезонность и зависимость от погоды. Например, зимой, исключая январь, - затишье и безденежье. Обычно доходным месяцем бывает май, но и тут мы зависим от погоды. Если май дождлив - надежд не оправдывает. Так что сверхприбылей в зоопарковом деле быть не может в принципе. Тем более, что дело изначально затевалось не ради коммерческой состоятельности, а по зову души, из нашей общей семейной любви к животным.
Ребята и зверята
- Ваш дом стоит посреди зоопарка, а дети растут буквально в царстве зверей. Не упрекают они вас в таких условиях жизни?
- Как-то в летнем лагере сын рассказывал о себе и с гордостью заявил, что живёт в зоопарке. Все, конечно, удивились и не сразу поняли, что так и есть. Наши дети совершенно нормально воспринимают то, что животные повсюду вокруг них: на первом этаже дома - террариум с рептилиями и обезьяны, во дворе - тигры, медведи, верблюды, дикобразы, лев, леопарды, рыси, лиса, волки, ежи, белки, хищные птицы, страусы… Иногда приходится на время брать ослабленных, маленьких животных для выхаживания прямо в комнаты.
- Хотят ли младшие Асновины продолжить семейное зоопарковое дело?
- Дети уже помогают нам в зоопарке по мере сил и возможностей. Но они пока не говорили, что хотели бы сделать это делом своей жизни. А мы и не принуждаем - у каждого должен быть свой выбор. Впрочем, старшие дочь и сын занимаются цирковым искусством, как когда-то и мы с супругой. А в нашем зоопарке есть, кстати, и сцена для представлений. Пока, правда, в артисты привлекали кошек и петушка. Но, полагаю, можно задействовать и наших обезьян - мы думаем над этим.
- Где обычно вы берете зверей для своего зоопарка?
- Чаще всего мы обмениваемся с другими зоопарками России или покупаем зверей у коллег. Из тайги самовольно никто животных не берёт. Хотя да, дикие птицы попадают в наши руки: их приносят из ветеринарной клиники, с которой мы поддерживаем связь. Пернатых выхаживаем, оставляем на зиму, а затем выпускаем на волю. Сейчас, например, у нас зимует цапля, у которой только одно крыло. Наступили холода, озеро замерзло, и мы поместили ее в тёплый сарай, кормим рыбой.
От рыбок до тигров
- Когда и как вообще появилась идея открыть собственный зоопарк?
- Конкретного стремления стать директором собственного зоопарка у меня не было. Просто когда я работал на железной дороге, график был таков, что много времени мог посвящать своим интересам и увлечениям, связанным с животными. Затем познакомился с группой цирковых артистов. Они пригласили меня на гастроли на Сахалин - так началась моя цирковая жизнь, я хорошо освоился в этой среде. Там судьба свела меня и с моей женой. Уже с ней мы и устроили собственный театр зверей. Когда старшие дети достигли школьного возраста, разъезжать по гастролям мы уже не могли. И наш театр зверей трансформировали в зоопарк во дворе собственного дома.
- Есть ли у вас любимое животное?
- Очень люблю нашу большую и добрую верблюдицу Чинчи. Она родом из Монголии и превосходно чувствует себя в сорокаградусный мороз, с ветром. А вообще я всегда любил животных. В детстве у меня в городской квартире на Уборевича жили и собаки с кошками, и голубь, и множество рыбок. Моя мама поддерживала мой интерес и позволяла заводить кого угодно. К тому же я обожал книгу Дурова «Зверьё моё».
- Что для вас является сегодня самым большим достижением в работе?
- То, что в нашем зоопарке теперь живут уже четыре амурских тигра! Мы получили официальное разрешение из Москвы на содержание этих краснокнижных животных, представителей уникальной местной фауны.
Досье
Сергей Асновин родился в 1969 г. в г. Жлобин (Беларусь). В Приморье живет с пяти лет. После окончания школы учился в СПТУ №1 при «Дальзаводе». Армейскую службу проходил в Монголии. Затем восемь лет проработал на железной дороге в должности механика рефрижераторной секции в Уссурийском депо. В 1997 г. создал собственную цирковую группу. После прекращения гастрольной деятельности основал вместе с супругой Алёной частный зоопарк. Женат, воспитывает троих детей.