Всемирный фонд дикой природы (WWF) России передаст объединённой антибраконьерской группе уже второй спецавтомобиль, для охраны Сихотэ-Алинского заповедника и национального парка «Удэгейская легенда». Эффективность работы «лесных братьев» оказалась даже выше ожидаемой.
Сообразили на троих
Нацпарк и заповедник в Тернейском и Красноармейском районах Приморья - соседи. Бюрократический парадокс заключался в том, что до поры инспекторы и егеря ходить друг к другу в гости могли, а кого-то задерживать на сопредельном участке не имели права.
Это создавало большие проблемы хотя бы потому, что браконьер, отловленный в нацпарке сотрудниками заповедника, мог обжаловать «незаконный» протокол. Фактически, избежать заслуженного наказания можно было, перемахнув условную границу между особо охраняемыми природными территориями.
- Существовавшее положение дел сильно усложняло работу, мы предложили объединить усилия, наделив соответственными полномочиями инспекторов обоих учреждений, - поясняет координатор программы WWF России по сохранению биоразнообразия Павел Фоменко. - Мы со своей стороны помогаем с техникой, топливом, решаем организационные вопросы.
В отличие от заповедника, в парк попасть легче, от публики он не закрыт, но охотиться без лицензии, рыбачить запрещёнными орудиями лова, палатки ставить, где понравится, костры разжигать категорически запрещено. А за лов пеструшки - молоди симы, поголовье которой сейчас усиленно восстанавливают, штраф - 570 руб. за хвост. Промышленный лов симы, очень вкусной рыбы, сейчас не ведётся, а вот рыбаки-любители изводят её под корень. И уха из пеструшки играет в этом свою печальную роль.
Тихо в лесу
- У нас появилось больше прав, возможностей, эффективность работы выросла, - говорит старший инспектор опергруппы Виталий Соседов. - Удалось добиться значительно большего порядка. Мы ведь не только задерживаем нарушителей, объясняем людям правила поведения в лесу. Проверяем шалаши, тех, кто идёт в лес с оружием. Сейчас ситуация под полным контролем, чего раньше, порознь, добиться было затруднительно.
Интервью таёжным операм - не помеха. Останавливают мотоцикл с собакой в коляске. Проверяют документы, удочки. Наловить двое жителей Пластуна ничего не успели, а узнав, чего пеструшка стоит, замахали руками: «Да ну её, такую рыбалку!». Собака при этом испуганно загавкала. Нарушений не нашли, отпустили с миром.
- Идея объединения вынашивалась давно, но воплотить её получилось не сразу, помог проект сохранения амурского тигра и среды его обитания в центральном Сихотэ-Алине, - рассказывает директор нацпарка «Удэгейская легенда» Борис Литвинов. - В итоге этот проект реализуется шире: помогает общему делу охраны природы на севере Приморья, контролю за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, профилактике правонарушений. Есть надёжное финансирование. Сейчас готовимся к зиме, с 15 октября начнутся учёты тигра.
Удивительный мир Уссурийской тайги очень хрупок. Хищническое отношение человека к ней в былые годы серьёзно подорвало её здоровье. Выпиливали всё более-менее ценное. Валюта оседала в карманах лесных баронов, местному населению от этого перепадали сезонные копейки. Тут не до тигра и леопарда простому народу - выжить бы.
Теперь лес даёт возможность людям заработать на честной охоте, на сборе дикоросов. В той же богатой на дары тайги Мельничной орехово-промысловой зоне, которая сегодня - под надёжной защитой объединённой опергруппы.