Примерное время чтения: 5 минут
1054

Автоподставщики в действии: кто обрушил рынок ОСАГО в регионе

Олег Белов / Из личного архива

От действий мошенников страдают и страховые компании, и простые граждане

Страховые компании надеются на более активное вмешательство региональных властей Приморья в проблему страхового мошенничества. Это позволит эффективнее выявлять страховых мошенников, включая тех, кто занимается так называемыми автоподставами – подстроенными авариями, за которые злоумышленники получают подчас огромные страховые выплаты.

Страховые компании надеются на более активное вмешательство региональных властей Приморья в проблему страхового мошенничества. Это позволит эффективнее выявлять страховых мошенников, включая тех, кто занимается так называемыми автоподставами – подстроенными авариями, за которые злоумышленники получают подчас огромные страховые выплаты.

Проблемы на дорогах

Из-за деятельности профессиональных автоподставщиков в Приморье возникли проблемы с доступностью полисов ОСАГО. В крае, который занимает в «красной» зоне регионального рейтинга РСА по уровню риска мошеннических выплат в ОСАГО первое место, создана рабочая группа из представителей краевого правительства, страховых компаний, регионального Минтранса и представителей правоохранительных органов. Одной из главных задач группы станет противодействие автоподставщикам на всех доступных уровнях. Однако пока злоумышленники чувствуют себя на дорогах Приморья вольготно, разоряя страховые компании и вводя в огромные убытки простых жителей и гостей края. Страдают все: во-первых, жертвам поддельных ДТП приходится за свой счёт ремонтировать пострадавшие машины, а во-вторых, из-за этого растёт стоимость полисов ОСАГО для законопослушных граждан.

Жертвой профессиональных автоподставщиков становятся и неопытные водители, и те, кто пренебрегает правилами дорожного движения.

Во Владивостоке с его напряжённым дорожным движением многие водители, к примеру, зачастую вынуждены поворачивать направо из левого ряда – в плотном движении не всегда удаётся перестроиться заранее. Такая же ситуация – на многочисленных перекрёстках с кольцевым движением. Формально — это нарушение Правил дорожного движения. Нормальные водители к этому относятся снисходительно и пропускают незадачливых автомобилистов.

Но не автоподставщики – те не тормозят, а сознательно идут на столкновения с нарушителями.  Самые популярные места подобных инцидентов во Владивостоке давно известны. Это кольцо Инструментального завода, перекрёсток с кольцевым движением на Третьей Рабочей, перекрёсток проспекта Красного знамени и улицы Толстого, развязка на Гоголя. Впрочем, таких мест гораздо больше – злоумышленники могут поджидать на любом перекрёстке. Опять же, формально, они пострадавшая в аварии сторона, и получают выплаты по ОСАГО. Такие ДТП обычно оформляются без вызова ГАИ.

Криминальный бизнес

Эксперт по противодействию страховому мошенничеству, полковник полиции в отставке Дмитрий Кондратьев объясняет, что часто одну и ту же машину за месяц можно встретить в авариях по три-четыре раза. Убытки для страховых компаний выходят нешуточные, особенно если учитывать, что размеры выплаты по ОСАГО в таких подстроенных авариях начинаются, в среднем, от 60 000 рублей.

По мнению заместителя исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Сергея Ефремова, сомнительный бизнес расцвёл в 2017 году, после вступления в силу поправок в закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», установивших приоритет натурального возмещения над денежной выплатой. Сегодня автоподставщики вовсю пользуются возможностью оформлять ДТП, где нет пострадавших, и ущерб не превышает 400 000 рублей без вызова на место происшествия сотрудников полиции.

- Пользуясь растерянностью второго участника ДТП, подставщики дают ему подписать европротокол, вписывая туда несуществующие повреждения, - говорит он. – Они пользуются тем, что при возмещении ущерба по ОСАГО, размер выплаты рассчитывается по стоимости новых запчастей, а это немалые деньги.

Поскольку законодательно предусмотрен приоритет натурального возмещения над денежными выплатами, страховая компания должна отправить пострадавший автомобиль в сервисный центр на восстановительный ремонт. Тут и кроется главный нюанс - если в регионе невозможно найти новые запчасти для конкретного автомобиля, то ремонт по закону провести невозможно, а пострадавшая сторона вправе требовать денежную выплату, как правило довольно внушительную.

Именно поэтому для «охоты» на незадачливых водителей автоподставщики используют дорогие и старые машины. Одно владивостокское семейство, специализирующееся на таком заработке, владеет целым автопарком премиальных раритетов. Nissan Cima 1991 года выпуска, несколько Nissan Cedric 1980, 1987, Nissan Fuga, Nissan Gloria 1998 – это лишь небольшая часть списка машин, которые злоумышленники безжалостно били в автоавариях.

Найти на них новые запчасти невозможно, машины давно сняты с производства. По каталогам оценщиков, к примеру стоимость новых фар, крыльев и капота на такую пострадавшую машину превышает 300 000 рублей.

В дурно пахнущих схемах задействованы сам глава семейства, его жена и взрослый сын. Раньше семейство владело овощной лавкой, но, видимо, заработки на автоподставах оказались выше и проще. Теперь автоподставщики пользуются услугами местных недобросовестных автоюристов и успешно разоряют страховые компании.

Понятное дело, профессиональные автоподставщики, получив страховые выплаты, в лучшем случае используют для ремонта запчасти с многочисленных авторазборок, когда машину целиком разбирают на запчасти и после их распродают. В худшем случае – это настолько старые детали, что большинство автовладельцев побоялись бы устанавливать их на свои автомобили. Прибыльность подобного криминального бизнеса достигает 500 процентов.

Дело на поток

В итоге убытки несут и страховщики, и простые граждане.

Из-за безнаказанной активной деятельности «автоподстащиков», Приморье лидирует в списке самых токсичных регионов, опережая даже традиционно неблагополучные Северную Осетию. Ингушетию и Чечню. Частота страховых случаев в крае равна 7 %, что выше среднероссийского уровня на 2,2 %. При этом средняя сумма страховых выплат в Приморье превышает 90 000 рублей – по стране она на 20 000 ниже.

По информации регионального Минтранса, страховщики в Приморье выявляют до 100 случаев мошенничества с автоподставами в месяц. Всё это вместе отрицательно влияет на работу рынка автострахования в крае.

Естественно для борьбы со злоумышленниками, которые наносят ущерб и страховщикам, и простым граждан, необходима консолидация усилий профессионального сообществ и правоохранительных органов. Благо, Уголовный кодекс позволяет бороться со мошенниками.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах