Рыбный рынок – не спасение отрасли, а лишь вишенка на торте.
Рыбному рынку, который планируют построить во Владивостоке, не место в историческом центре города. Это позиция Приморского отделения Союза архитекторов России.
О проекте специализированного рыбного рынка в приморской столице говорят не первый год. По мнению архитекторов, место для строительства выбрано крайне неудачно, и реализация планов потащит за собой груз неразрешимых последствий. Это мнение разделяют учёные, экономисты, предприниматели.
Моря не видно
Информация исходит от агентства по рыболовству Приморья, сообщается, что резидент Свободного порта Владивосток, компания «Фар Лайн ДВ», планирует начать работы по строительству рынка на набережной Цесаревича возле Золотого моста в 2022 году. В настоящее время проект проходит экспертизу для получения разрешения на строительство.
– Вопросы по земле решены, – в частности, заявил руководитель агентства по рыболовству Приморья Валерий Корко. – Там будет мороженая, свежая продукция, кафе и рестораны, всё в лучших традициях подобных рынков Японии и Южной Кореи.
Председатель наблюдательного совета инвестиционного товарищества «Корпорация «Рыба. РФ» Александр Крутиков отметил: дабы «приблизить» рыбу с Дальнего Востока к столам жителей центра страны, компания начала строительство сети рыбных портов в четырёх городах Дальнего Востока и на севере страны, в том числе во Владивостоке. Также, сказал Крутиков, в столице Приморья к 2024 году должна заработать рыбная биржа.
– Создание рыбной биржи во Владивостоке станет единым окном для экспорта и диверсификации направлений поставки дальневосточной рыбы, – добавил он.
Ещё в 2013 году на уровне департамента рыбного хозяйства края сообщалось: «Планируется, что, кроме рядов для розничной реализации рыбы и места для оптовых продаж, в состав рыбного рынка войдут цеха для переработки. Нераспроданная рыба будет возвращаться на одно из предприятий, замораживаться и уже в мороженом виде поступать на прилавки. Также на территории рынка планируется открыть кулинарный цех и рыбные рестораны».
Так рынок, или биржа, или целое производство, или и то, и другое, и третье? Похоже, что речь идёт об одном проекте, планы которого со временем лишь мельчают. Ведь для создания той же биржи требуется немало усилий. Эксперты, анализируя работу Сахалинской рыбной биржи, отмечают: развитие торговли сдерживает отсутствие логистики и слаборазвитые холодильные мощности.
Неопределённость целей и задач будущего проекта, но главное, его размещение в центре Владивостока вызвали негативную реакцию со стороны Приморского отделения Союза архитекторов России. Об этом был доклад его заместителя, члена Русского географического общества, профессора Ирины Самойленко на конференции «Формирование видения развития Владивостока до 2050 года».
Бухта Золотой Рог нуждается в капитальной рекультивации, вода далека от естественного состояния. На дне бухты на метр-полтора – залежи нефтепродуктов.
– Строительство рыбного рынка на Набережной потянет за собой множество негативных моментов, – рассказывает Ирина Самойленко. – Будет нарушена целостная панорама бухты исторического центра, пока предполагается строительство 4-этажного здания, но этажность может возрасти.
Исторический центр – преимущественно территория реставрации и благоустройства с запрещением возведения новой диссонирующей застройки. Особое внимание необходимо уделять устройству набережных вдоль бухты Золотой Рог и Амурского залива. Виды на море – главная изюминка нашего города. Не допустить перекрытия этих видов – задача градостроителей и архитекторов. Очевидно, как нарушилась целостность набережных – Корабельной и Цесаревича – со строительством гостиницы «Хаятт»: между ними разрыв, горожане, прогуливаясь, утыкаются в гаражи, гостиницу, и только сломав ноги, могут дойти пешком до Цесаревича.
Набережная – не базар
– Сам по себе рынок в рыбном городе – вполне естественно, – отмечает ведущий экономист Приморья, научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, к. э. н. Юрий Авдеев. – Совершенно очевидно, что он должен быть привязан к морю. Но размещение рынка на берегу Золотого Рога, мягко говоря, это безобразие. Бухта нуждается в капитальной рекультивации, вода далека от естественного состояния. Мусор, что плавает по поверхности, – мелочь по сравнению с тем, что на дне бухты на метрполтора – залежи нефтепродуктов. Рынок нуждается в утилизации отходов, и всё это будет сбрасываться в ту же помойку. Если сделают так, как планируют, будет много неудобств для всех, это станет очередным бельмом на глазу города.
– Но, главное, этот рынок нужно чем-то насыщать, – продолжает Юрий Авдеев. – А кто будет это делать? Существующий рыболовецкий флот с большим удовольствием отправит улов контрабандой в Корею или Японию, нежели привезёт на свой рынок. Продукцию должны поставлять частные рыбаки, но для этого им требуются лицензии.
Статистка приводит следующие факты: в 1988 году максимальный улов приморских рыбаков составил 1 миллион 945 тысяч тонн. За 9 месяцев текущего года – 625 тысяч тонн водных биоресурсов. Планка вылова упала. По словам Юрия Авдеева, «крупнотоннажный флот сел в нишу судов прибрежного лова, нарушив баланс добываемой рыбы в прибрежной зоне».
– Рыбный рынок – вишенка на торте, проблемы рыболовства гораздо серьёзнее и глубже, – заключил экономист.
– В архитектурной концепции проекта планировки северного побережья бухты Золотой Рог, разработанной Приморгражданпроектом с участием ведущих архитекторов города, в районе северного пилона моста Золотого предусмотрены выход с низководного пешеходнотранспортного моста через бухту и вокзал местных морских перевозок. Никакого рыбного рынка там нет, – констатировал заслуженный архитектор России Валентин Аникеев. – Видеть рыбный рынок в самом сердце Владивостока я бы не хотел.
А если на этом рынке будет переработка рыбы, кулинарный цех и другие подобные вещи, то правильней сравнить его с рыбокомбинатом. Хорошо помню, как в своё время выносили горрыбкомбинат от Спортивной гавани на мыс Фирсова ближе к будущим городским очистным сооружениям. И там же, на Татарской, – самое место рынку. И, конечно, «затаскивать» рынок в и без того уже перегруженный транспортом центр города с его специфичной продукцией – значит усугублять проблему пробок и парковок.
– В моём представлении – набережная не для рынка, базара, ярмарки, – говорит общественный деятель, исследователь Русского географического общества Марина Баринова. – Отдельный вопрос – где быть рыбному рынку Владивостока? В моём видении, в месте, приближенном к морю. Более того, я за несколько таких мест. Будет здорово, если рыбные рынки будут отличаться по стилю.
– В чём изюминка южнокорейских японских рынков? – делится предприниматель Лариса Бутенко. – Рыбаки вышли в море, наловили рыбы, тут же она готовится в ресторанах, плюс это туристический объект. У нас прибрежный лов в кризисе. Похоже, что проект измельчает, и в итоге мы получим очередной рыбный магазин. Что-то необычное, привлекающее туризм и тем более решающее вопрос ценовой доступности не появится.
Квоты браконьерам?
Лидер общественной организации Находки Артём Трембовлев рассказал, что подобные идеи строительства рыбного рынка возникают и в его родном городе.
– Планируется комплексное развитие рекреационной территории в районе пляжа «Волна», в том числе есть мысли о создании рыбного рынка, чтобы был доступ для горожан к свежим морепродуктам, – пояснил он. – Формат пока не проговаривался. Правда, существует вопрос квотирования, свежая продукция добывается в основном браконьерами – её продают, не имея разрешения на вылов. У местных рыбаков должно быть разрешение на вылов и понятная система реализации.
– Квоты сделаны для того, чтобы не пускать лишних людей на этот рынок, – говорит местный рыбак из Хасанского района. – Ловить ты можешь – вышел на катере и поймал на свой риск, но продать официально – нет. Нереально в существующей системе квот сдавать продукцию на рынок. Реализуем рыбу по всей России автотранспортом – крупные города, вплоть до Москвы. И вообще, мы не браконьеры, обычные люди, которым не дают работать легально.
На XIX Дальневосточном градостроительном семинаре в Находке был сделан доклад о неуместности размещения рыбного рынка в историческом центре Владивостока. Участникам было предложено выполнить блицконкурс на концепцию использования этой территории. Предлагались разные варианты: подводный музей с входной частью в виде улитки, пирамида из светопрозрачных материалов – центр творческого общения, фонтаны и многое другое.
– Рыбный рынок – торгово-производственный, а не общественно-рекреационный, – заключила замдиректора Приморского отделения Союза архитекторов России Ирина Самойленко. – По оценке специалистов, для рынка больше подходит производственная зона вдоль южного побережья бухты Золотой Рог, а также складских территорий вдоль улицы Калининской. Здесь обеспечена транспортная доступность, имеются причалы на побережье незамерзающей бухты. А главное, нет исторической застройки.
Кстати
Рыбные рынки во Владивостоке не указаны в перечне объектов ни федерального, ни краевого, ни местного значения, ни на чертежах генплана.