С начала 2016 года на телефон доверия региональной социальной психологической службы поступило 2,5 тысячи звонков.
Людей разных возрастов и профессий из крупных городов и отдалённых сёл волнуют серьёзные вопросы, чаще они касаются воспитания детей, семейных отношений, личностного роста. Каждый пятый обратившийся - ребёнок или подросток. Работу службы - итоги, актуальные вопросы и перспективы - обсудили на встрече её специалистов с представителями краевого департамента труда и социального развития в крупнейшем социально-реабилитационном центре «Парус надежды».
В экстренном режиме
17 лет назад в «Парусе надежды» появился собственный телефон доверия. И почти сразу он зазвонил бесперебойно: в первые годы насчитывалось до 3,5 тысячи запросов в год. С 2010 года к городскому номеру - 249-72-68 - подключили бесплатный многоканальный федеральный телефон для подростков - 8 800 2000 122. Сегодня ежегодно фиксируется более семи тысяч обращений взрослых и детей.
- К нам звонят из любой точки края, - рассказывает Наталья ПАНКОВА, директор центра. - Сейчас в службе работают восемь обученных специалистов. Они окончили специальные курсы, и регулярно повышают квалификацию. С каждым годом психологическая культура населения растёт, серьёзных обращений становится больше. На первом месте - отношения в семье, как супружеские, так и детско-родительские. Поводом для звонка могут стать разные стороны извечного конфликта «отцов и детей». Задача психологов - по интонациям, особенностям речи определить степень важности проблемы, выявить уровень тревожности, эмоционального состояния клиента. Если мы сталкиваемся с обычной историей, не выходящей за грань адекватности, прибегаем к консультациям. Порой клиентам нужна справочная информация делового характера.
Главный принцип телефона доверия - анонимность. Все звонки кодируются, персональные данные не записываются. Клиент может изменить имя, назвать примерный возраст, скрыть место жительства. Часто временной получасовой стандарт разговора превышается. Консультации могут быть длительными, предлагается дальнейшая поддержка человека, очная форма общения.- Общечеловеческие проблемы были и остаются, - продолжает Наталья Панкова. – Семейные конфликты, разводы, утраты. Дети стали активнее делиться трудностями школьной жизни. Говорят о больших нагрузках, интенсивности учебного процесса, страхе перед экзаменами. Психолог даёт возможность ребёнку высказаться, а затем вместе с ним выстраивает стратегию его успешных действий.
А что касается насилия или жестокого обращения с детьми? В ситуациях на грани специалисты телефона доверия работают в тесном контакте с краевой службой экстренной помощи «Социальный патруль»: 2-902-011.
- Когда на наш телефон по-ступает сигнал о тревожной ситуации, о том, что ребёнок нуждается в срочной, а порой сиюминутной помощи, «Социальный патруль» отправляется на вызов, - добавляет Наталья Панкова. - Допустим, соседи слышат, как малыш целый день плачет в квартире: создается угроза его жизни и здоровью - и нужно установить причину. Выездная бригада включает психологов, социальных работников, специалистов органов опеки, инспекторов по делам несовершеннолетних. Бывает так, что с помощью служб «Телефон доверия» и «Социальный патруль» выявляются преступления, совершённые в отношении несовершеннолетних. Люди беспокоятся не только за себя, но и за близких, знакомых, окружающих, участвуя в судьбе друг друга. Эффективность работы социальных служб заключается в их доступности - во времени и расстоянии. И, конечно, это возможность получить помощь бесплатно и анонимно.
Многоголосие звонков
Самая трогательная аудитория телефона доверия - дошколята. Благодаря социальной рекламе о службе узнают малыши и набирают номер.
- Ребёнок остался дома один, он боится, приснился страшный сон, - рассказывает Яна СВИСТУНОВА, руководитель службы. - Психолог старается как можно дольше продержать его на линии и успокоить. Обязательно дождаться взрослого. Порой приходится и сказки рассказывать, и колыбельные петь, и на философские темы размышлять. Большой чуткости требуют и подростки. Первая любовь, чувство одиночества, недопонимание в школе, в среде сверстников. Крайняя неустойчивость самооценки - и максимализм, тревожность, легко возникающие страхи.
- Подросток отвергает взрослые стереотипы, ему важно не стать белой вороной в среде своих сверстников, - говорит Лидия МИХАЙЛОВА, психологконсультант телефона доверия. - Как быть одному с тонкой душевной организацией? Молодой человек может замкнуться в агрессии по отношению ко всему миру. Часто родители не замечают, не разговаривают с ребёнком - и тогда недалеко до трагедии. Наша задача - снять состояние эмоционального напряжения. Чтобы по кончании разговора, подросток был спокоен, нацелен на позитив, на какие-то исправления в своей жизни.
Психологи единодушны: о работе социальных служб должны знать как можно больше людей. И это делается усилиями краевого департамента труда и социального развития. Хорошо, что информация размещается в образовательных учреждениях, социальных сетях.
Как показывает опыт, с появлением детского телефона доверия его аудитория какоето время на другом конце провода испытывает психологов. Шутки, розыгрыши, ироничные предложения «поговорить за жизнь», пародии на трагические ситуации - к подобным шалостям консультанты привыкли. Но так подростки пробуют, исследуют незнакомую территорию. Случается, что потом, в реальных трудных жизненных ситуациях, вспоминают. Если число звонивших детей и подростков в начале работы телефона было 2%, то сегодня уже 14%.
Роль службы телефона доверия многогранна. В её в огромной базе данных содержится информация о социально-психологических центрах всего края. - Мы сотрудничаем со многими организациями, которые могут помочь клиентам, - подытожила Яна Свистунова. - Во Владивостоке это центр диагностики и консультирования «Коррекция», центр психотерапии, городской кризисно-адаптационный центр для ребёнка. За пределами приморской столицы работают 12 реабилитационных центров. Часто человек из глубинки, узнав о нашем многоканальном телефоне, не подозревает, что поддержку можно найти гораздо ближе. В крае работают и психологи, оказывающие стационарные услуги на дому.
С большой теплотой социальные психологи относятся к звонкам пенсионеров, людей с ограниченными возможностями. Одинокие люди нуждаются в искренних словах, советах, пожеланиях, душевных интонациях. А это даже по телефону сыграть нельзя - можно только сочувствовать, сопереживать и, несмотря на разделяющее расстояние, быть рядом.
Лилия ГРИБОЕДОВА
Кстати
Бесплатный федеральный многоканальный номер для детей и подростков: 8 (800) 200-01-22. Экстренную психологическую помощь можно получить также по краевому телефону: 8 (423) 249-72-68. Служба экстренной помощи «Социальный патруль» во Владивостоке: (423) 2-902-011, в Арсеньеве: 8-914-965-00-56.
Мнение эксперта
Наталья ВОДЯНОВА, психолог-консультант:
- Думаю, что акцент в работе социальных служб нужно сделать на глубинку, где меньше возможностей для психологической поддержки - нет такого количества реабилитационных центров, как в городах. По моему опыту работу, из маленьких посёлков часто звонят отчаявшиеся дети из неблагополучных семей. Родители пьют, выгоняют детей из дома - и те выдерживают большое напряжение на психику, подвергаются тяжёлым испытаниям. Ограниченные в юридических правах, порой они обладают гораздо большей зрелостью, мудростью, здравым умом, чем их родители. Поражаешься их стойкости. Такому ребёнку нужна возможность найти ресурсы для решения проблемы.
Мнение власти
Лилия ЛАВРЕНЬТЕВА, директор краевого департамента труда и социального развития:
- Увеличение количества звонков на телефоны доверия - хороший результат в профилактической работе. Это значит, что жители Приморья информированы о том, что есть служба, готовая в любое время суток бесплатно оказать экстренную психологическую помощь. Большую роль в распространении информации сыграли волонтёры, журналисты, рядовые граждане, активно участвующие в наших акциях. Ещё одна причина - это внимательный грамотный собеседник, способный не только выслушать, но и дать полезный квалифицированный совет.