Татьяне Хабаровой, как специалисту, который своим трудом прославляет завод «Варяг», во времена СССР к праздникам от руководства предприятия были бы гарантированы букеты цветов, почётные грамоты, благодарности, путёвки на курорт и в Болгарию, а также ежемесячные и ежеквартальные премии. А как сейчас чествуют героини труда - с этим вопросом корреспондент «АиФ-Приморья» обратился к единственной во Владивостоке женщине-фрезировщику.
- Ничего в моей жизни героического нет. Всё, как у всех. Почему стала фрезеровщицей? Так получилось, в силу жизненных обстоятельств, - улыбается Татьяна.
Но давно нет «Союза нерушимого», как и знаменитого девичьего телеристалища. А образцово-показательные девушки на заводах остались. Правда, за редким исключением, и не обласканные властью. Нет у Татьяны ни наград, ни фото на Доске почета, нет даже собственной квартиры. Единственная во Владивостоке женщина-фрезеровщик живёт на съёмной квартире, которое ей оплачивает завод «Варяг». В ближайшей перспективе ей светит персональная комната для семейных в заводском общежитии.
Жизнь с нуля
После окончания 10-ти классов Татьяна могла выучиться на инженера, учителя музыки (в своё время она окончила музыкальную школу по классу баяна), на повара или продавца. Но в посёлке Славянка, где она тогда жила, базировалось СПТУ № 35, которое готовило кадры для Славянского судоремонтного завода, и девушка решила выбрать мужскую профессию токаря-фрезеровщика. Она ничего никому не доказывала, просто отдала документы и стала учиться. В училище на ее потоке было около 15 девчонок, только не все они остались в профессии после получения диплома. А Татьяна не сбежала. Сегодня она говорит, что ей было интересно работать с металлом.
До «Варяга» Татьяна Хабарова много лет проработала в экспериментально-инструментальном участке Славянского судоремонтного завода, куда пришла в 1987 году после окончания СПТУ № 35. Но…
- Условия для работы там невыносимые, особенно зимой. Отопления нет, над станками домики из полиэтилена с обогревателями внутри. Холодно, грязно, туалеты на замках, - тот период фрезеровщица вспоминает без удовольствия.
Когда на глаза попалось объявление о наборе на завод «Варяг» специалистов по работе с металлом, не раздумывая, написала заявление «по собственному желанию». И уехала во Владивосток, считай, что в никуда. Где не было у неё ни родни, ни друзей. По большому счёту, начинала Татьяна жизнь заново.
Не ходить лахудрой
На новом месте приняли её хорошо, даже дружелюбно. Коллектив цеха (чисто мужской) как-то сразу подтянулся, приосанился, стал одеваться опрятнее и аккуратнее. Крепкое слово лишний раз у мужиков с губы не слетало. Не зря говорят, где женщина - там порядок. Поначалу местные ассы обработки металла, токаря и фрезеровщики, ревностно приглядывались к Татьяне, так ли она хороша, как специалист. Не приукрашивает ли молва её профессионализм. Но Хабарова на деле доказала, что работа с металлом, даже самая тонкая, ей по плечу. Кроме того, на «Варяге» станки гораздо современнее, нечета славянским, поэтому и работать на них интереснее.
Перед первой зарплатой мужики подходили к ней с намёками, мол, неплохо было бы отметить, как того требует традиция. Татьяна намёк поняла по-своему и выставила коллегам… чай со сладостями. Мужики её поняли и не обиделись.
На мой вопрос, не жалеет ли она о выбранной специальности, не типичной для женщины, Татьяна отвечает не задумываясь:
- Ничуть. Потому что здесь не приходится скучать. Была бы работа монотонная, подумала бы о чем-нибудь другом. А здесь о постороннем думать некогда, надо быстро соображать. Я ведь не на одном станке работаю. Кроме того, это зависит от человека, кому и чем заниматься в жизни. Я никогда никому не завидовала. Признаюсь, пробовала работать в торговле и поняла в итоге, что не моё это. Не прельстила меня торговля. Конечно, сейчас молоденьких девчонок не загонишь в станочницы. Времена не те. Хотя недавно к нам на завод пришли три девушки-токаря после училища. Говорят, что нравится специальность.
Обращаю внимание на её ухоженные без царапин руки. Если бы я не знал, что моя собеседника каждый день сталкивается с металлом, никогда бы не поверил, что она - фрезеровщица пятого разряда (для справки: самый высший - шестой).
Татьяна, немного смутившись, признаётся, что и без макияжа на работу не ходит.
- Не лахудрой же ходить, - смеется она.
В разговоре «за жизнь» я не мог не затронуть личную жизнь нашей героини. Оказалось, и здесь у неё все в норме: Татьяна замужем, у неё двое взрослых детей, сын и дочь, и двое внуков. Мне кажется, что её внуки, когда подрастут, будут гордиться своей бабушкой, у которой такая редкая профессия. Вполне возможно, что и страна на тот момент по-иному будет относиться к людям рабочих специальностей. Тем более, к женщинам-фрезеровщицам.