Детям предлагают осваивать навыки, без которых нет будущего
Оживлять роботов, моделировать реальность, создавать полезные и функциональные автоматы и предметы быта, подчинять альтернативные виды энергии. Этому и многому другому учат в детском технопарке «Кванториум». Образовательный мир наполнен чудесами новейших технологий и возможностью ребятам от 10 до 16 лет заниматься научной проектной деятельностью.
Инженеры будущего
В первую субботу сентября в «Кванториуме» – день открытых дверей. Детскому технопарку во Владивостоке исполняется три года. Это уникальный образовательный федеральный проект, структурное подразделение муниципального учреждения дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества». Здесь дети средних и старших классов школы развивают мышление, навыки и умения по семи квантумам – так здесь называют технические направления, которые тесно связаны с самыми востребованными профессиями 21 века. Инженеры будущего – не только фантазёры и изобретатели, но и отличные практики. Скучных лекций в «Кванториуме» не бывает. Ведь главная цель – придумать ноу-хау и сделать это своими руками.
– Я наставник «Энерджиквантума», – рассказывает преподаватель «Кванториума», начальник по проектной деятельности учреждения Андрей Ожередов. – Моё направление связано со знанием различных видов энергии. Когда ребята впервые узнают об этом – пугаются, как уроков физики. Но создание собственного ветрогенератора настраивает на позитивный лад.
По каждому направлению в день открытых дверей проводятся мастер-классы. Действительно, признаются взрослеющие дети, конструировать супергенератор, работающий от силы ветра, – увлекательное занятие. Скорость вращения лопастей – до 1000 оборотов в минуту. Наставник напоминает: Приморье – край сильных ветров, ветра хоть отбавляй. Новички задумываются. Направление «энерджи» – заманчиво перспективное, это буквально завтрашний день.
Всего в «Кванториуме» – семь основных направлений: промдизайнквантум, хайтек, IT-квантум, биоквантум, VRAR-квантум, энерджиквантум, промробоквантум. Кроме того, в программу входят три дополнительных направления – математика, квантошахматы, английский. Детей распределяют по разным группам в зависимости от их уровня подготовки.
– Спектр достаточно широкий, мы стараемся вовлечь детей в процесс, не надо, как в школе, заучивать формулы, – продолжает Андрей Ожередов. – Как можно доходчивее объясняем суть квантума и переходим к практике, чтобы они решали реальные задачи. И наши старшеклассники на втором и третьем модуле уже многому научились. Они участвуют в конкурсах от городского до международного уровня. Дизайнеры получают заказы от фирм, например, делают логотипы компаний. Промробоквантумы создают детали для автосервисов, «энерджи» проектируют солнечные батареи для домов, построенных участниками программы «Дальневосточный гектар». У нас были первые выпускники, и некоторым из них «Кванториум» помог в выборе специальности.
В жизни пригодится
В «Кванториуме» следует пройти три образовательные ступени. Первая – вводный модуль, дальше наставник решает, готов ли ребёнок учиться на втором, углублённом модуле, вплотную заниматься проектной деятельностью. Третья ступень – модуль, где учащийся уже серьёзно работает над индивидуальным проектом. Это может быть собственная идея, госзаказ, научно-исследовательская работа. В результате должен получиться продукт, который можно показывать, внедрять в производство.
– Большое преимущество – ребята, поступающие в вузы, представляют уже имеющиеся практические наработки. У них большие шансы пройти на конкурсной основе, – добавляет Алексей Ожередов.
Тем временем, на дне открытых дверей новички продолжают путешествовать по квантумам. Много любопытных собирается в классе робототехники. За три года направление дополнительного образования стало популярным в краевом центре благодаря «Кванториуму».
– Мы занимаемся разработкой автономных роботов, которые не управляются пилотами, но у них есть собственные «мозги», – говорит наставник в направлении «Промробоквантум» Олег Шевченко. – Любимый у ребят – робот-манипулятор по имени Кука, таких немецких учебных разработок – единицы на всю Россию. Наша задача – отойти от известных схем и начать создавать собственными руками нечто масштабное. Дети переносят свои идеи на роботов, предлагая такие решения, которые не смогут придумать взрослые.
Роботы – некая учебная система, при помощи программирования её можно загрузить различными функциями, разработать индивидуальные алгоритмы. Камеры-глаза умеют распознавать объекты, их формы и цвета. И ещё роботы умеют читать текст с помощью встроенного микрофона.
Занятия проводятся бесплатно, нужен активированный сертификат ребёнка на дополнительное образование.
– А промышленный робот Кука развивает скорость до 72 километров в час, – отмечает наставник. – И поэтому в целях безопасности находится в надёжной камере и всегда «ворчит», если она не закрыта. – Я с детства увлекалась конструктором «Лего», – делится 13-летняя Юлия Доротова, пришедшая на день открытых дверей с папой, – И теперь хочу придумывать своих роботов, оживлять их с помощью программ, создавать своих друзей! Дальше думаю связать жизнь с этим направлением. Надеюсь, мои изобретения помогут людям с инвалидностью, это моя мечта.
– Медицина без скальпеля и классических лекарств, конструирование новых живых организмов, генная инженерия – и это только часть активностей «Биоквантума», – говорит наставник-биолог «Кванториума» Екатерина Разумова. – У нас большой потенциал. Многие спрашивают про стоимость занятий – но это бесплатно, необходимо предъявить активированный сертификат дополнительного образования. Отмечу, что «Кванториум» охватывает самые приоритетные направления, они поддерживаются сегодня государством и президентом. Всё, чему здесь учатся дети, пригодится в будущем.
– Мне очень хочется, чтобы мои дети познакомились со всеми направлениями и обязательно выбрали себе занятие по душе. Возможность получить такие знания бесплатно – это большое подспорье для нашей семьи, – сказала многодетная мать Ксения Юрьева.
– Мы хотим возродить интерес детей к созиданию, к экспериментированию, чтобы они могли творить, воплощать проекты в жизнь именно в научной деятельности, – заключил руководитель «Кванториума» Виктор Сказин. – Надеемся, что все участники мероприятия смогли оценить ту уникальную атмосферу, которая создана в технопарке для ускоренного развития каждого ребёнка.
В мэрии Владивостока говорят, что крайне положительно оценивают опыт работы «Кванториума», называя его большим стартом во взрослую жизнь.