Примерное время чтения: 8 минут
24

Хайтек с юных лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Приморье № 40 05/10/2022
Интерес к наукам у детей и подростков огромен.
Интерес к наукам у детей и подростков огромен. / Олег Белов / Из личного архивa

В Приморье трансформируется система образования

5 октября вся страна отмечает День учителя. Приморье ‒ не исключение. В преддверии одного из самых долгожданных праздников осени министр образования края Эльвира Шамонова рассказала о текущем состоянии и перспективах развития отрасли.

Точки роста

Озвученная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным идея самодостаточности страны с точки зрения технического оснащения требует большого количества высококлассных специалистов. В Приморье осуществляется комплексный подход к выполнению поставленной задачи. Подготовка будущих профессионалов начинается уже в младших классах.

Новые подходы дают качественные плоды.

В конце сентября в крае открылся первый Центр цифрового образования для детей «IT-куб». Он расположился на базе школы №22 в Находке. В настоящее время здесь уже ведётся обучение ребят по двум направлениям: программирование мобильных приложений и программирование на языке «Питон». Остальные четыре направления – программирование приложений виртуальной и дополненной реальностей, программирование роботов, системное администрирование, кибергигиена и работа с данными – начнут работать по мере решения организационных вопросов.

Желающим обучаться в центре «IT-куб» достаточно подать заявку через сайт школы. Когда сформируется расписание, ученики 5-11 классов будут оповещены и приглашены на занятия. Примечательно, что на занятия приглашают не только учеников школы №22 Находки. Записаться в центр могут все желающие. В центре смогут обучаться около 400 ребят.

– У нас есть Региональный модельный центр, которые отвечает за интеграцию всего дополнительного образования в общеобразовательную программу, он призван научить все наши профильные учреждения – кванториумы, IT-кубы и «Точки роста» – взаимодействовать между собой и далее стимулировать это взаимодействие таким образом, чтобы это приводило к достижению поставленных целей, – объяснила министр образования Приморского края Эльвира Шамонова.

Она также уточнила, что работа по открытию «Точек роста», начатая в прошлом году в Приморье, будет продолжена. В крае их уже – более 50-ти. Это современные оснащенные всем необходимым лаборатории для изучения естественных наук и передовых цифровых технологий.

«Точки роста» открываются в каждом муниципалитете, в том числе сельской местности и удалённых районах. Всего в крае планируется открыть 411 таких центров.

Учить учиться

Особое внимание уделяется системному подходу к подготовке и повышению квалификации школьных учителей. На базе Института развития образования Приморского края создан и успешно функционирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. В его задачи входят добровольная сертификация для стимулирования учителей образовательных организаций к оценке предметных и методических компетенций и внедрение новой модели подготовки управленческих команд отраслевых учреждений по технологиям проектного управления.

В рамках государственной программы «Развитие образования Приморского края» на 2020-2027 годы проводится систематическое повышение квалификации учителей школ. В настоящее время центр плотно сотрудничает с Объединённым институтом ядерных исследований в подмосковной Дубне.

– В Объединённом институте ядерных исследований города Дубна сейчас обучаются 15 учителей физики, и в октябре этот институт в очном формате даст мастер-классы для всех учителей физики края, – уточнила Эльвира Шамонова.

Профильных преподавателей-математиков будет обучать Московский городской педагогический университет. По договорённости с его администрацией педагоги-математики пройдут тестирование, и в дальнейшем для них специально будут разработаны учебные планы для повышения мастерства.

Личный опыт

Все эти нововведения изначально предназначены для обучения ребят, желающих учиться. У каждого ребёнка должна быть площадка, где он сможет реализовать себя без всяких условий и требований.

Для тех, кто желает учиться, но не имеет возможности выехать в районные центры или во Владивосток, работает Детский мобильный технопарк Приморского края. Текущей осенью он открыл очередную очную сессию. Мастер-классы от опытных наставников были запланированы в Находкинском и Дальнегорском городских округах, Большом Камне, а также Надеждинском, Шкотовском и Яковлевском районах.

В сентябре детский технопарк уже побывал в Находкинском городском округе. Мастер-классы по освоению аэро- и геотехнологий состоялись для учащихся школы №19 во Врангеле. Ребят познакомили с цифровой картографией – особым разделом науки, связанным с изучением и отображением расположения всевозможных объектов и природных явлений на местности.

Кроме того, школьникам представили различные действующие картографические сервисы и научили к ним подключаться. Ребята узнали, что помимо планет и спутников в космическом пространстве существует огромное количество обломков ракет и космического мусора, проблему утилизации которого ученые всего мира до сих пор не решили. Многих ребят заинтересовали сервисы морского и воздушного траффика, при помощи которых можно отследить движение воздушных, морских и речных судов в онлайн-режиме. Посмотрели ребята, как выглядят города нашей планеты в ночное время; научились определять различные параметры погоды не только в поселке Врангель, но и любой точке Земли; моделировали поднятие уровня воды в Мировом океане на интерактивной карте наводнений.

Ещё один важный проект, который стартует в октябре – «Билет в будущее». Это профессиональные пробы для школьников, во время которых ребята могут узнать больше о самых интересных и востребованных профессиях.

Профессиональные пробы развернутся на площадках колледжей, вузов и учреждений дополнительного образования. Программы адаптированы ребят разного возраста, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Для Находки является честью быть первооткрывателем в развитии необходимого образовательного направления, – отметил глава Находкинского городского округа Тимур Магинский. – Уверен, находкинские школьники и молодые преподаватели будут с интересом обучать и обучаться здесь.

Я поздравляю всех причастных со знаменательным событием и желаю плодотворной работы и воплощения самых, казалось бы, удивительных проектов. За цифровизацией будущее, и кому, как не представителям молодого поколения - познавать и преуспевать в IT-технологиях.

– Ребята будут заниматься здесь проектной деятельностью по таким направлениям, как химия, физика, биология и робототехника, – уточнила директор школы №256, в которой открыта очередная «точка роста» Наталья Маркова. – Образовательный центр «Точка роста», его оборудование и формы работы открывают новые возможности для учебно-воспитательного процесса и позволяют сформировать комфортное пространство не только для проектной, но и для исследовательской деятельности школьников, повысить творческую и социальную активность ребят.

– Для цифровой трансформации Дальнего Востока необходимо решить задачу – сформировать команду цифровизации технологического обеспечения, пул разработчиков, аналитиков и исследователей данных на базе вузов. Без кадрового ресурса это невозможно, – считает заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Марат Шамьюнов. – Поддержка министерства позволит усилить кадровый потенциал региона в цифровизации, а также привлечь и закрепить на Дальнем Востоке востребованных ИТ-специалистов, – считает он.

Мы ищем!

Летом 2022 года между губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и членом президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию Еленой Шмелёвой были достигнуты договорённости о создании в крае научно-образовательного центра «Сириус» для выявления и поддержки высоко мотивированных в спорте, искусстве или науке детей, чтобы предоставлять им особые условия для обучения. В результате в текущем году в крае начал работу Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Одним из первых проектов, который запустили на базе центра, стала летняя образовательная программа «Наука о жизни». Она была рассчитана на 20 часов и ориентирована на учеников седьмыхвосьмых классов. К участию пригласили победителей и призёров муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии из Владивостока, Артёма и Находки.

Ребята, к примеру, посетили Приморский океанариум, где специально для них провели увлекательное занятие под названием «Планктон на ладони». Школьники узнали всё о строении микроскопов и другой интересной техники из научных лабораторий океанариума. Интересно, что многие заинтересовались бинокулярным стереомикроскопом известной компании ZEISS, который позволил юным исследователям сотни разнообразных живых существ.

Кроме того, стартовали проекты «Художники – детям Приморья», призванный призвана помочь творчески раскрыться школьникам с ограниченными возможностями здоровья, и «Подводные истории для дошколят» – занятия должны пробудить у ребят интерес к изучению окружающего мира и естественных наук.

– Планируется работать не только со школьниками, но и с воспитанниками детских садов, чтобы прививать детям интерес к окружающему миру, природе родного края, изучению естественных наук с самого раннего возраста и вести их на протяжении последующих лет вплоть до старших классов, где ребята смогут успешно выступать на профильных конкурсах и олимпиадах и достойно защищать честь своей малой родины, а также до успешного поступления в вузы на профильные специальности. Это большая комплексная работа, которую нам предстоит провести», – подчеркнула Эльвира Шамонова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах