Примерное время чтения: 7 минут
389

И о погоде ...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. АиФ-Приморье № 1-2 13/01/2022
Каток в бухте Золотой Рог не устраивают уже более полувека.
Каток в бухте Золотой Рог не устраивают уже более полувека. / Дмитрий Анча / Из личного архива

Конец декабря минувшего 2021 года отметился редким для Владивостока природным явлением: при сильном морозе и северо-западном ветре над «безлёдным» морем стоял густой зимний туман, в котором терялись корабли и мосты. Но в истории приморья, как выяснилось, подобное не редкость.

И если нынче его эффектными фотографиями забит Интернет, то аналогичные фотографии 110-летней давности пока неизвестны. Мостов тогда не существовало, судов в порту было мало, и их всё равно не видно, и, может быть, тогдашние мэтры фотоискусства Мацкевич, Подзоров и Хосита вообще не стали «пускать на туман» дорогую плёнку.

Вечная проблема

Судя по газетам, как и в нынешнее время, главный вопрос конца декабря 1911 года – будет ли каток.

«Не везёт в эту зиму с катком; несмотря на порядочные морозы, доходившие до 15– 18 градусов по R

«В среду 25 декабря, на первый день праздника, во Владивостоке свирепствовал небывалый по своей силе тайфун, при морозе 18° по R [-22 °С]. Ветер во многих местах посрывал заборы, сильно повреждена крыша здания Восточного Института, с двух домов в Голубиной пади снесены крыши вместе со стропилами, сорвано много вывесок, попорчены провода и несколько телефонов. В воздухе носились мелкие камни, и идти по улицам, в особенности около Амурского залива, в Куперовской и Голубиных падях, было очень затруднительно.

Циркулирующие по городу слухи, что несколько человек замёрзли, не точны; по наведённым справкам, случаев замерзания не было, наблюдались случаи обморожения лица и конечностей. Как выяснилось, не обошлось и без человеческих жертв. Так, сильным порывом ветра сброшен под уклон вместе с лошадью и телегой проезжавший по Верхне-Нагорной улице (сейчас здесь располагается верхняя площадка фуникулёра) ломовой извозчик-китаец. Извозчик и лошадь получили сильные повреждения. Старожилы говорят, что подобного ветра за последние 12 лет не случалось».

Интересно, мороз в 22 градуса при схожем ветре это сколько «в данных нам ощущениях»? Минус 40, 45?! Поскольку, судя по всему, ненадёжные ещё анемометры метеостанции на Орлином Гнезде в 1913 году просто вышли из строя, как не раз бывало, вопрос рекордных метров в секунду в истории Владивостока остаётся открытым.

Апокалипсис на праздник 

Для устранения разрушений, причинённых рождественским тайфуном, потребовалось много времени и денег. Но несравненно меньше, чем на ликвидацию тяжелейших последствий «ледяного дождя» осени 1914 года. Да-да, «небывалое стихийное бедствие» 19 ноября 2020 года, коего не упомнили даже самые древние старцы и «гросбухи» Примгидромета, «…было уже в веках, бывших прежде нас». Причём было тоже в ноябре – 3 числа (21 октября по Юлианскому календарю). Вот уж действительно: «всё новое – это хорошо забытое старое». Вот как описывали непогоду старые газеты: «Стихийное бедствие.

Город Владивосток и окрестности его постигло стихийное бедствие, равного которому по размерам и характеру не запомнят местные старожилы. Более суток беспрерывно шёл дождь и тотчас же замерзал. В ночь на 21 октября, когда подул сильный ветер, по всему городу рвались обледенелые телефонные и электросветильные провода. Столбы, рассчитанные на известный предельный вес, не могли выдержать сильного давления и падали во многих местах на землю; обледенелые деревья во многих садах оказались поломанными. Разрушение телефонной и электросветильной сетей продолжалось и на завтра, благодаря холодной погоде. Наиболее сильно пострадала от стихийного бедствия телефонная сеть: из числа 986 телефонов оказались испорченными около 800. Электросветильная сеть также сильно пострадала: отпуск энергии был прекращён как для уличного освещения, так и для многих абонентов.

 

В ночь, когда свирепствовал ветер, наблюдалось несколько несчастных случаев. Два извозчика, один на Пушкинской улице, другой около Работного дома, наехали на порванные провода и были поражены электрическим током. Извозчики отделались ушибами, а соприкосновение лошадей с проводами закончилось смертью животных. Публике, бывшей в тот вечер на спектакле в Народном доме, по выходе из театра пришлось наблюдать жуткую картину: около самого здания лежала и билась в конвульсиях среди порванных проводов лошадь.

Исправление телефонной и электроосветительной сети потребует много времени и крупных средств от города. Убытки, причинённые стихийным бедствием, определяются в десятки тысяч рублей». Ничего не напоминает «с точностью до миллиметра»? Разве что телефонную сеть, ещё в советское время упрятанную под землю, сменили оборванные чуть ли не на каждом доме телевизионные и интернет-кабели.

Печальные аналогии

«Городским головой образована особая комиссия под председательством заведующего городскими электрическими сооружениями И. К. Бердникова в составе старшего электромеханика Заикина, техника строительного отдела Неймана, правительственного инспектора гор. телефонной сети Коваленко и членов гор. техническо-строительной комиссии для определения причинённых убытков и исправления сети. Сегодня комиссия выедет для осмотра повреждений на местах».

Выводы комиссии оказались крайне неутешительными. Только для замены повреждённых столбов и проводов пришлось срочно выделить 55 000 рублей, при дефиците городского бюджета 1 229 247 рублей. И это в условиях жесточайшей экономии всего и вся, из-за начавшейся Первой мировой войны.

Но такой уж Владивосток везучий город: кому война, а кому… немыслимые преференции как единственному круглогодичному порту, не заблокированному врагом. Через который в страну хлынул огромный поток не только военных, но и коммерческих грузов, с соответствующими сборами в местный бюджет. Опять же, пришли почти полмиллиона рублей за отчуждённые правительством городские земли для расширения порта и железной дороги, а за ними несколько государственных льготных кредитов на 25–35 лет, на общую сумму 3 295 200 руб. И «вишенка на торте» – 167 000 руб. за выделение земли военному ведомству и 833 000 руб. от него же за вырубленные ещё в 1905 году для строительства укреплений городские леса.

Так что в 1915–1917 годах Владивосток бурно развивался: мостил улицы, строил трамвай на Первую Речку, модернизировал электростанцию и электросеть, закончил новый корпус больницы и прочее и прочее… В общем, имел весьма процветающий вид.

Чего и желаем нашему городу в нынешнее непростое кризисное время. Вне зависимости от погоды.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах