Конец декабря минувшего 2021 года отметился редким для Владивостока природным явлением: при сильном морозе и северо-западном ветре над «безлёдным» морем стоял густой зимний туман, в котором терялись корабли и мосты. Но в истории приморья, как выяснилось, подобное не редкость.
И если нынче его эффектными фотографиями забит Интернет, то аналогичные фотографии 110-летней давности пока неизвестны. Мостов тогда не существовало, судов в порту было мало, и их всё равно не видно, и, может быть, тогдашние мэтры фотоискусства Мацкевич, Подзоров и Хосита вообще не стали «пускать на туман» дорогую плёнку.
Вечная проблема
Судя по газетам, как и в нынешнее время, главный вопрос конца декабря 1911 года – будет ли каток.
«Не везёт в эту зиму с катком; несмотря на порядочные морозы, доходившие до 15– 18 градусов по R [Реомюру – 18–22 °С], бухта замерзает очень медленно, произведённые наблюдения показали, что за ночь, при морозе, почти не замечается утолщения льда, а при северных ветрах лёд, под напором ветров, ломается и уносится в море. Вчера бухта очистилась от льда на большом пространстве почти до самого катка. В Амурском заливе также медленно идёт замерзание, и о скорой переправе через лёд и думать нечего. Предполагаемое на сегодня открытие катка откладывается до более благоприятного момента».
Который случился лишь 6 января 1912 года (19 по Григорианскому календарю): «Открытие катка у Адмиральской пристани состоится сегодня. Музыка с 2 до 5 час. Каток освещён до 8 час. вечера. За вход 40 коп., дети 30 коп.».
Но, как говорится, «недолго музыка играла», до середины февраля, после чего каток был закрыт из-за аномально тёплой погоды, а «катания» переместились на уличный гололёд.
Беспечные «предки». Вот когда нужно было начинать борьбу с «глобальным потеплением». Упустили момент. Наверное, тогдашним «зелёным» грантов «не завезли». Или их отрезвили аномальные, но уже морозы января-февраля 1913 года, из-за которых в Золотом Роге застревали портовые ледоколы, а обычные суда ломали об лёд винты и гнули шпангоуты.
В 2021 году подобного кошмара не случилось, но он имеет-таки очевидную связь с 1913 годом, поскольку отметился ураганным ветром в первый календарный день зимы: «Шторм во Владивостоке ломал наружную рекламу, срывал кровли и обшивку с фасадов. Так, порывы ветра повредили крышу школ. Во Владивостоке ветер усиливался до 34 метров в секунду, что стало рекордом для приморской столицы за всю историю метеонаблюдений. До этого максимальная скорость ветра, достигавшая 32 м/с, была зафиксирована в 1972 году», – говорилось в сообщении Примгидромета.
Вполне возможно, что 1 декабря 2021 года действительно был побит «исторический рекорд» за весь период владивостокских метеонаблюдений. Но сравните описание этого урагана с погодой в день православного Рождества 1913 года. С тем только отличием, что тогда всё случилось в отсутствие снега и асфальтового покрытия улиц.
Газеты столетней давности, точно так же, как и сейчас, писали о том, что такой погоды никто не припомнит за всю историю метеонаблюдений во Владивостоке.
«В среду 25 декабря, на первый день праздника, во Владивостоке свирепствовал небывалый по своей силе тайфун, при морозе 18° по R [-22 °С]. Ветер во многих местах посрывал заборы, сильно повреждена крыша здания Восточного Института, с двух домов в Голубиной пади снесены крыши вместе со стропилами, сорвано много вывесок, попорчены провода и несколько телефонов. В воздухе носились мелкие камни, и идти по улицам, в особенности около Амурского залива, в Куперовской и Голубиных падях, было очень затруднительно.
Циркулирующие по городу слухи, что несколько человек замёрзли, не точны; по наведённым справкам, случаев замерзания не было, наблюдались случаи обморожения лица и конечностей. Как выяснилось, не обошлось и без человеческих жертв. Так, сильным порывом ветра сброшен под уклон вместе с лошадью и телегой проезжавший по Верхне-Нагорной улице (сейчас здесь располагается верхняя площадка фуникулёра) ломовой извозчик-китаец. Извозчик и лошадь получили сильные повреждения. Старожилы говорят, что подобного ветра за последние 12 лет не случалось».
Интересно, мороз в 22 градуса при схожем ветре это сколько «в данных нам ощущениях»? Минус 40, 45?! Поскольку, судя по всему, ненадёжные ещё анемометры метеостанции на Орлином Гнезде в 1913 году просто вышли из строя, как не раз бывало, вопрос рекордных метров в секунду в истории Владивостока остаётся открытым.
Апокалипсис на праздник
Для устранения разрушений, причинённых рождественским тайфуном, потребовалось много времени и денег. Но несравненно меньше, чем на ликвидацию тяжелейших последствий «ледяного дождя» осени 1914 года. Да-да, «небывалое стихийное бедствие» 19 ноября 2020 года, коего не упомнили даже самые древние старцы и «гросбухи» Примгидромета, «…было уже в веках, бывших прежде нас». Причём было тоже в ноябре – 3 числа (21 октября по Юлианскому календарю). Вот уж действительно: «всё новое – это хорошо забытое старое». Вот как описывали непогоду старые газеты: «Стихийное бедствие.
Город Владивосток и окрестности его постигло стихийное бедствие, равного которому по размерам и характеру не запомнят местные старожилы. Более суток беспрерывно шёл дождь и тотчас же замерзал. В ночь на 21 октября, когда подул сильный ветер, по всему городу рвались обледенелые телефонные и электросветильные провода. Столбы, рассчитанные на известный предельный вес, не могли выдержать сильного давления и падали во многих местах на землю; обледенелые деревья во многих садах оказались поломанными. Разрушение телефонной и электросветильной сетей продолжалось и на завтра, благодаря холодной погоде. Наиболее сильно пострадала от стихийного бедствия телефонная сеть: из числа 986 телефонов оказались испорченными около 800. Электросветильная сеть также сильно пострадала: отпуск энергии был прекращён как для уличного освещения, так и для многих абонентов.
В ночь, когда свирепствовал ветер, наблюдалось несколько несчастных случаев. Два извозчика, один на Пушкинской улице, другой около Работного дома, наехали на порванные провода и были поражены электрическим током. Извозчики отделались ушибами, а соприкосновение лошадей с проводами закончилось смертью животных. Публике, бывшей в тот вечер на спектакле в Народном доме, по выходе из театра пришлось наблюдать жуткую картину: около самого здания лежала и билась в конвульсиях среди порванных проводов лошадь.
Исправление телефонной и электроосветительной сети потребует много времени и крупных средств от города. Убытки, причинённые стихийным бедствием, определяются в десятки тысяч рублей». Ничего не напоминает «с точностью до миллиметра»? Разве что телефонную сеть, ещё в советское время упрятанную под землю, сменили оборванные чуть ли не на каждом доме телевизионные и интернет-кабели.
Печальные аналогии
«Городским головой образована особая комиссия под председательством заведующего городскими электрическими сооружениями И. К. Бердникова в составе старшего электромеханика Заикина, техника строительного отдела Неймана, правительственного инспектора гор. телефонной сети Коваленко и членов гор. техническо-строительной комиссии для определения причинённых убытков и исправления сети. Сегодня комиссия выедет для осмотра повреждений на местах».
Выводы комиссии оказались крайне неутешительными. Только для замены повреждённых столбов и проводов пришлось срочно выделить 55 000 рублей, при дефиците городского бюджета 1 229 247 рублей. И это в условиях жесточайшей экономии всего и вся, из-за начавшейся Первой мировой войны.
Но такой уж Владивосток везучий город: кому война, а кому… немыслимые преференции как единственному круглогодичному порту, не заблокированному врагом. Через который в страну хлынул огромный поток не только военных, но и коммерческих грузов, с соответствующими сборами в местный бюджет. Опять же, пришли почти полмиллиона рублей за отчуждённые правительством городские земли для расширения порта и железной дороги, а за ними несколько государственных льготных кредитов на 25–35 лет, на общую сумму 3 295 200 руб. И «вишенка на торте» – 167 000 руб. за выделение земли военному ведомству и 833 000 руб. от него же за вырубленные ещё в 1905 году для строительства укреплений городские леса.
Так что в 1915–1917 годах Владивосток бурно развивался: мостил улицы, строил трамвай на Первую Речку, модернизировал электростанцию и электросеть, закончил новый корпус больницы и прочее и прочее… В общем, имел весьма процветающий вид.
Чего и желаем нашему городу в нынешнее непростое кризисное время. Вне зависимости от погоды.