Примерное время чтения: 8 минут
203

Как сместился вектор торговли с Поднебесной

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Приморье 08/02/2017
На смену российским челнокам в Суйфэньхэ пришли китайские туристы во Владивостоке
На смену российским челнокам в Суйфэньхэ пришли китайские туристы во Владивостоке / Олеся Куватова / АиФ

К началу 1990 годов Китай стал кормильцем для Приморья и удалённых от него регионов России.

Приграничные территории оказались главным поставщиком товаров народного потребления. Сегодня, с резким ростом курса доллара и юаня всё изменилось с точностью до наоборот. Российских челноков теперь не так много, работают они теперь больше на вывоз российского товара. Зато армия китайских туристов заметно возросла. Их влекут шоп-туры и достопримечательностями Приморья. Эксперты расходятся во мнении: одни пророчат бурное развитие региона, другие говорят - пыл соседей из шопоголиков следует умерить.

Далеко зашли

Краевой департамент туризма даёт оптимистичные цифры: в 2016 г. Приморье посетили 420 тыс. китайских туристов, что на треть больше, чем в 2015 г. Средняя стоимость турпутевки в Россию для гостя из-за Великой стены снизилась в два раза и составляет около 600 юаней. Туроператоры бурно принялись за импортозамещение. Главный акцент в разработанный маршрутах - обзорная экскурсия краевого центра. Притянули магнитом мосты, федеральный университет, театр оперы и балета, триумфальная арка, картинная галерея, железнодорожный вокзал, подлодка С-56. И, конечно, китайская Миллионка, про которую гиды рассказывают, что кому ни лень. Заманивают в глубинку на празднование русской Масленицы, бурно развивается идея встречи Нового года на стыке границ России, Японии и Кореи. Горнолыжные трассы, санатории…

- Вероятно, гораздо больше китайцев приезжает для покупок, - говорит Александр ЛАТКИН, доктор экономических наук. - Статистика, разделяющая шопинг и туризм не совершенна. Одна моя студентка живёт и работает в южно-китайском городе Санья, занимается тем, что подсказывает китайцам: какие товары закупать в России, чтобы выгодно продать. Вот как далеко бизнес зашёл.

Профессор отлично помнит время, когда толпы челноков хлынули к китайской границе. Приграничные пункты пропуска тогда ещё витали в мечтах.

- Задача была одна - выжить, - продолжает Александр Латкин, - Картина прорыва первых челноков навевала ужас. Толпа народа с огромными сумками, каждый пытался пролезть вперёд. Приезжали из Москвы, Ульяновска, чтобы набрать тряпья, товара. Сейчас другие, более цивилизованные условия. С ростом юаня всё изменилось: сегодня китайцы насытили наш рынок: они закупают консервы, сахар, крупы, конфеты. Большой беды в этом не вижу, в условиях нашей низкой покупательской способности это обеспечивает спрос.

За и против

- 1990-е - абсолютно дикое время, переход к рынку переход оказался крайне нецивилизованным, - вспоминает Александр ИСАЕВ, доктор экономических наук. - Многие негативные последствия для экономики страны идут оттуда. Людей предоставили самих себе. Внезапно остановилось производство, цены выросли в 26 раз. Разгул криминала. А челноки - и сами выживали, и другим людям помогали. Сейчас происходят процессы, требующие осмысления. К тому, что китайцы «понаехали», я отношусь неоднозначно. С какой программой пришёл сегодня Трамп? Закрывать свой рынок от экспортёров из Китая. Нужно вернуться к регулированию процента экспорта и импорта, а это - задача правительства. Я противник глобализации. Мы создаём условия для соседей, а сами деградируем. Регулирование должно быть со стороны правительства.

- Всё должно идти нормально, ведь мы соседи, - считает Александр СОКОЛОВСКИЙ, профессор кафедры Тихоокеанской Азии Школы региональных и международных исследований ДВФУ. - Китайцы готовы участвовать в перспективных проектах: строить, участвовать в развитии территорий опережающего развития, вкладывать инвестиции в Приморский край. Думаю, это выгодно обоим странам. Часто вижу объявления на китайском языке на ювелирных магазинах. Многие студенты из Поднебесной рады, что здесь им выгоднее покупать продукты. Что касается незабвенных 90-х годов, я сам, по просьбе друзей, ездил в Китай в качестве «помогайки». Подработкой не гнушались интеллигентные люди. Состоятельные бизнесмены везли золото, меха. А мы вместо денег - популярные у китайских торговцев шерстяные шинели, хромовые сапоги. Провозили 50 кг, и даже не знали, что в бауле находится, а для себя разрешалось привозить только три килограмма. Это было унизительно: люди ухитрялись, прятали на товар теле, на что таможенники закрывали глаза. Время сложилось такое, людям нужно было выкручиваться, что-то лишнее привезти. «помогайкам» платили какую-то небольшую сумму. Не от хорошей жизни ездили… А для меня, востоковеда - был повод лишний раз оказаться в Китае. Я долго изучал культуру и язык этой страны.

Рост или деградация?

Помогайки с баулами окончательно историей пока не стали. В основном, едут те, кто живёт ближе к пограничным переходам. По-прежнему получают за рейс от 500 до тысячи рублей. Больше по силам нагрузка молодым студентам - пожилые не тянут.

- Когда мы ездим в Китай отдохнуть, часто с ними общаемся, - рассказывает Ольга ЛИМАНОВА, корреспондент уссурийской городской газеты. - Среди них много студентов, едут за дешёвой одеждой, денежку за это получить. 500 рублей для них немало. Есть категория людей, профессиональных челноков, у них выходит до 15 выездов за границу. Но если челнок 90-х работал на себя, а его коллега из 2000-х больше продавал китайское в России, то сегодня «помогайка» не только завозит, но и вывозит товар - сгущёнку, грибы, растительное масло.

Сотрудники таможни, полиция предупреждает: в чужом бауле могут находиться товары, запрещённые к ввозу, в том числе наркотики, экстремистские материалы. Из-за тысячи рублей можно угодить за решётку.

И всё-таки челночить сегодня выгодно китайцам. Обращает внимание и контраст инфраструктуры. По китайскую сторону шлагбаума на месте маленьких деревень выросли города. А с нашей стороны, мягко говоря, всё очень скромно. На таможенных переходах нет элементарных удобств.

- Отлично обустроенное китайское приграничье и неудовлетворительное положение дел на российской стороне, - подытожил Александр Латкин. - Хуньчунь из деревушки вырос в большой город, куда едут лечиться, отдыхать. Суйфэньхэ и вовсе стал международным центром экономического сотрудничества за счёт русских туристов. Недавно здесь открыли скоростную магистраль до Харбина. В ближайшей перспективе появится возможность за ночь доехать до Пекина! А наши замечательные планы в основном остались на бумаге. Удручает необустроенность переходов и социальной инфраструктуры - туалетов, залов ожидания, кафе и т. д. А ещё - 20-летней давности «культура» оформления туристов: окрики, хамство. Страдают туристы, предприниматели, водители многочисленных фур вынуждены ночевать в мороз и в жару в ожидании своей очереди.

Челноки, верные своему промыслу, верят, что настанет время и очередей на границе не станет. Даже в китайский Новый год. И в системе онлайн бронирования они смогут забронировать билет на автобус - в любой сезон и время суток.

Елена ЖУКОВА

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Евгений ЗОТОВ, председатель комитета Законодательного собрания по продовольственной политике:

- Челноки раньше были от Москвы до окраин, им бы элементарно детей накормить. Вижу перспективы развития торгово-экономических отношений с Китаем в разных направлениях. Большего развития требует сельское хозяйство. У нас рядом через границу в сотнях километрах - многомилионное население. Мы можем вывозить гораздо больше сельхозпродуктов. Сегодня мы поставляем в Китай сырьё - назад получаем готовую продукцию, нам необходимо развивать производство здесь.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга КУДРЯВЦЕВА, руководитель Приморского регионального союза туроператоров:

- Говорю с гордостью - начала свою трудовую деятельность с челнока. Работала руководителем туристической группы, потом директором туркомпании. Большие были неудобства, и сейчас они остались. Наши пункты пропуска не оборудованы. Хотя если вспомнить, что творилось в 90-е: багаж перевозился прямо в салоне, после использовали прицепы, грузовики. Мы пережили множество поправок в таможенный кодекс: то ограничивали ввоз китайского товара, то делали скидку. Одно из условий -  вывоз 50 кг некоммерческой партии, для родственников. И сегодня челночит народ. А турфирмы переориентировались на внутренний туризм.

ЦИФРЫ

33 фрагмента дериватов, предположительно, амурского тигра и пятнистого оленя изъяли 5 февраля пограничники у китайского туриста, следовавшего на родину из Приморья. Сумма ущерба оценивается в 2 млн 380 тыс руб., - сообщили в пресс-службе погрануправления ФСБ РФ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах