Единая дальневосточная авиакомпания, которая осуществляет большинство внутрикраевых рейсов, должна получить отечественные самолёты взамен импортных машин, обслуживание которых сделалось затруднительным из-за санкций. Из-за сложностей с запчастями авиаторы даже вынуждены сократить полётную программу.
Ремонтная база
Одним из первых отголосков проблем, связанных с санкционным давлением, можно считать факт объявления нового расписания приморской авиакомпанией, работающей на внутренних рейсах «Аврора». Объявление было размещено на сайте компании уже 7 февраля. Летнее расписание затрагивает период с 26 марта по 28 октября 2023 года. Для сравнения, в 2022 году объявление о переходе на летнее расписание сделали в конце марта.
Что заметно в новом летнем расписании на 23-й год, количество рейсов по сравнению с прошлогодним летним периодом стало меньше. Например, из Владивостока в Дальнегорск и Кавалерово в прошлом году самолёты компании летали ежедневно, с увеличением до двух рейсов в день по понедельникам, пятницам и воскресеньям. В 23-м году на этом маршруте рейсы совершаются только два раза в неделю – по субботам и четвергам. В Терней летали ежедневно, теперь дважды в неделю. И так на всех маршрутах.
Официально сокращение объяснили пожеланиями жителей. На фоне отчётов о росте пассажиропотока в 2022 году такое объяснение кажется маловероятным. Да и разлетались билеты на внутрикраевые рейсы как горячие пирожки. Удобство воздушного транспорта, а главное – возможность добраться до самых отдалённых уголков не за несколько дней, а всего за пару часов оценили и местные жители и туристы, которые осваивают заповедные уголки Приморья. Обслуживают перечисленные направления воздушные суда DHC-6 Twin Otter канадского производства. И именно в стране происхождения самолётов заключается вопрос продолжения их эксплуатации. Канада вместе с рядом других стран ввела против России санкции, и запчасти попали в список запрещёнки.
В Министерстве транспорта Приморского края ситуацию в целом подтвердили.
«Сегодня существует ряд сложностей, связанных с антироссийскими санкциями, в том числе в осуществлении технической поддержки двигателей воздушных судов DHC-6 канадского производства, находящихся в собственности Приморского края.
Для планомерного распределения моторесурса указанных воздушных судов в 2023 году количество рейсов самолётов вынуждены сократить в два раза. Транспортное обслуживание пассажиров в населённые пункты, в которые осуществляются полёты самолётами DHC6, обеспечивается достаточно развитыми железнодорожным и автобусным сообщениями», – сказано в официальном ответе регионального Минтранса на запрос «АиФ-Приморье».
При этом в Министерстве отметили, что правительством Приморского края принимаются все возможные меры по поиску зарубежной компании, имеющей компетенции по обслуживанию двигателей указанной модели самолётов, и будут крайне признательны за оказание содействия в этом вопросе, поскольку планируется вернуть привычную и комфортную для жителей края полётную программу в 2024 году.
Вдобавок разрабатываются мероприятия по замене самолётов на вышеуказанных маршрутах вертолётами отечественного производства. Что интересно, линейку перспективных гражданских вертолётов такие компании, как арсеньевский завод «Прогресс», предлагают лет двадцать, но они не особо были нужны. Теперь арсеньевцы, вероятно, займутся решением вопроса серийного производства.
Направления выхода
Способы справиться с создавшейся ситуацией начали искать традиционно не заранее, а почти через год с начала специальной военной операции и введённых экономических санкций, хотя их последствий стоило ожидать. Тем более что о развитии собственного самолёто- и вертолётостроения в России говорят уже много лет и даже представляли на рынок новые модели своего производства, а в 2023 году заявлялось об полном импортозамещении некоторых моделей.
9 февраля 2023 года в своём телеграм-канале Росавиация сообщила, что допустила компанию из Объединённых Арабских Эмиратов Global Jet Technic (ОАЭ) к ремонту самолётов российских авиаперевозчиков. Это произошло в рамках Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2023.
В 2022 году «Аврора» перевезла 1,16 млн пассажиров. Так, в сравнении с 2021 годом показатель вырос на 9,14%.
Авиакомпании активно заняты поиском запасных частей и деталей для воздушных судов, покупать которые стало невозможно по официальным каналам прямо у производителя.
– Если ситуация с поставками запчастей не ухудшится и будут найдены пути, как поддержать импортную технику, то магистральные Airbus A319 в России будут летать ещё десять лет без проблем, – объяснил глава единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.
После этого, по его словам, самолёты просто устареют.
В середине февраля авиакомпания «Аврора» сообщила, что её инженерно-технический состав успешно завершил выполнение базового (периодического) технического обслуживания по форме С-check воздушного судна Airbus 319. Данный вид работ технической службой авиакомпании «Аврора» выполнен впервые, после проведения большой подготовительной работы и получения в авиационных государственных органах России юридического права на выполнение данного вида работ на самолётах семейства Аirbus 319/320. Ранее проведение такого вида технического обслуживания самолетов А319 авиакомпании выполнялось в основном иностранными техническими организациями. В 2023 году силами авиакомпании «Аврора» запланировано выполнение C-check ещё пяти воздушных судов этого типа. Таким образом компания пытается обойти международные санкции, касающиеся обслуживания своего самолётного парка.
А на федеральном уровне ведётся масштабная работа по замене иностранных воздушных судов для всех действующих в Российской Федерации авиакомпаний.
Так «Ростех» анонсировал контракты на десятки самолётов и вертолётов для авиаперевозчиков.
Объединённая авиастроительная компания намеревается поставить к концу 2025 года «Аэрофлоту» 63 гражданских самолёта, восемь самолётов планируется поставить «Авроре», а компания «Вертолёты России» намерена за три года поставить заказчикам 107 вертолётов. Подписаны контракты на производство 71 пассажирского самолёта и 107 вертолётов, в рамках контрактов в 2023-2025 годах «Аэрофлот» получит 63 лайнера, включая 18 МС-21 и 34 SSJ New и 11 Ту-214, цитирует сообщение госкорпорации ТАСС. В этот же период 17 российских авиакомпаний получат 86 Ми8АМТ/Ми-8МТВ. Дальневосточный перевозчик «Аврора» с 2024 по 2026 годы получит восемь SSJ New, 10 вертолётов Ми-171А2 и 11 вертолётов Ми171А3. Производство и поставку рассчитывают софинансировать по программам льготного лизинга за счёт Фонда национального благосостояния по ставке не выше 1,5% годовых...
Сообщалось также, что профильные министерства согласовали инвестиционный проект по поставке российской авиатехники в лизинг дальневосточной авиакомпании «Аврора». Общая стоимость сделки составит чуть более 55 млрд рублей. Из них на 33 млрд будет поставлен 21 вертолёт Ми-171А2 и Ми-171А3, а восемь Superjet New и десять девятиместных «Байкалов» обойдутся в 22 млрд рублей, сообщил один из собеседников. Самолёты Л-410 и Ил-114-300, которые ранее также планировалось передать авиакомпании, не вошли в итоговый инвестпроект. На бумаге всё выглядит достойно. Осталось дождаться реализации проекта в металле.
Комментарий власти
Полпред Президента в ДФО Юрий Трутнев:
– Мы говорили, что компания «Аврора» будет получать больше субсидий. Точно так же стоят новые задачи, связанные с созданием однотипного состава судов, обучением персонала, созданием центров обслуживания — всего того, что нам предстоит сделать для того, чтобы мы расширяли маршруты, безопасно, качественно и экономно могли перевозить пассажиров. Что касается механизма субсидирования, когда мы создавали компанию, в первую очередь, мы говорили, что система с большим количеством маленьких региональных авиакомпаний, непонятной структурой расходов, с невозможностью поддерживать лётную годность судов и создать единую систему обучения пилотов не может развиваться. В рамках создания и дальнейшего развития единой авиакомпании «Аврора» мы можем все эти вопросы решить.
Мнение эксперта
Глава Росавиации Александр Нерадько:
– Российские компании смогут пользоваться западными самолётами Airbus и Boeing до 2030 года. Для этого необходимо проводить работы по поддержанию их лётной годности. Запрет на поставку запчастей и техобслуживание авиатехники, вызванный антироссийскими санкциями, не повлиял на безопасность полётов в стране. У меня есть уверенность, что не стало опаснее летать. И это никак не связано с наличием или отсутствием оригинальных запчастей.