Примерное время чтения: 6 минут
663

Мопеды запрещены для ввоза. ДТП с подростками может стать меньше?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "АиФ-Приморье" №7 12/02/2025
Эксперты советуют бережнее относится к уже ввезённым мопедам.
Эксперты советуют бережнее относится к уже ввезённым мопедам. / Виктор Яшуков / АиФ

Япония ввела запрет на экспорт мототехники в Россию. Он коснулся как мопедов, так и мотоциклов. Подержанная двухколёсная техника из Страны восходящего солнца составляет абсолютное большинство мотоциклетного парка Приморья. Как ударит запрет по региону?

О «литре» придётся забыть

Ежегодно в Россию через Владивосток японская мототехника ввозится тысячами.

«В 2024 году во Владивостокской таможне оформлено более 1200 мотоциклов и мопедов. С начала 2025 года ввезли уже 57 мопедов и мотоциклов», – говорит пресс-секретарь Владивостокской таможни Ася Рощина.

Первоначальный запрет на экспорт мотоциклов в Россию ввела ещё в 2022 году. Он распространялся на мототехнику стоимостью свыше 600 000 иен – это  около 4 800 долларов, или 378 000 рублей. Таким образом, под действие ограничений попадают практически все популярные модели мотоциклов.

В связи с санкциями оказалось невозможно приобрести многие популярные модели, такие как Yamaha MT-09 (968 000 иен), Yamaha Bolt (885 000 иен), Honda CB500X (720 000 иен), Honda Africa Twin (1 450 000 иен), Kawasaki Ninja 250 (624 000 иен), Kawasaki Z650 (854 000 иен) и Suzuki SV650X (865 000 иен).

Проходными остались лишь недорогие мотоциклы с двигателями небольшого объёма. Например, Yamaha R3 (545 000 иен), Yamaha YBR125 (128 000 иен), Honda Cub (523 000 иен), Honda Rebel 250 (577 000 иен), Kawasaki KLX230 (494 000 иен) и Suzuki GSX250R (509 000 иен). Они также востребованы в России, особенно среди молодых и начинающих.

Новые санкции от Японии

С 23 января 2025 года в Японии вступил в силу новый пакет санкций, который затронет поставки в Россию. В частности, запрещён экспорт мопедов и скутеров с объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров. Также под ограничения попали велосипеды, детали для спецтехники, инструменты и некоторые компоненты транспортных средств, включая колёса. Всего запрет касается 335 категорий товаров.

Но то, что не запрещено, активно продолжают ввозить.

«Мотоциклы под заказ с аукционов Японии – это отдельный пласт импорта в Россию, который в перспективе очень интересен и выгоден. За последний год мы ввезли более 500 штук, в первую очередь под заказ для наших клиентов, – рассказала специалист отдела маркетинга ГК «Япония-Трейд» Дарья Саморукова. – Это направление приятно именно тем, что на данный момент мотоциклы не облагаются повышенным коммерческим утильсбором, как это происходит с автомобилями, а это значит, что их можно привозить в Россию дилерам. Не все готовы ждать заказанный мотоцикл, многим он нужен здесь и сейчас. Опять же могут воочию увидеть то, что они покупают».

По мнению экспертов рынка, везти такую технику из Японии выгоднее, чем покупать подержанные экземпляры здесь. «Иногда цены на отдельные мотоциклы под заказ кажутся неоправданно завышенными, но тут дело в том, что японские байки не проходят через те испытания, которым их подвергают россияне. Возьмём класс лайт-эндуро – это техника для путешествий по пересечённой местности с препятствиями, пользующаяся большой популярностью как в Приморье, так и за его пределами, например Yamaha Serow. Разница в цене в Приморье и Японии объясняется тем, что в Стране восходящего солнца можно найти такой мотоцикл, который не падал, не купался по руль в грязи, выкатывался максимум на «грунтовки» и не наматывал тысячи километров, хорошо содержался и вовремя обслуживался, благодаря чему к нему нет нареканий по технической части, чего не скажешь о б/у вариантах в наличии в России, которые даже нельзя проверить», – продолжает Саморукова.

Правила привоза мотоциклов из Японии не поменялись после санкций. Везут в основном проходной «средний класс». Мало кто заморачивается, чтобы привезти дорогой санкционный мотоцикл через третью страну, как это делают с премиальными автомобилями. Если удорожание на 10 тысяч долларов элитного «Гелендвагена», цена на которого в самой Японии может доходить до 100 тысяч долларов, не так заметно, то за мотоцикл придётся отдать две цены.

Есть ли альтернатива?

Придумывать обходные способы доставки и для японских мопедов никто даже и не собирается. Они хоть и пользуются большой популярностью в Приморье, но покупают их в основном небогатые слои населения. Мопеды пользуются особой любовью в деревнях. «Японцев» здесь предпочитают за неубиваемость и высокую ремонтопригодность.

«У меня работают механики, которые с детства ремонтировали мопеды при помощи проволоки и отвёртки», – говорит директор автомобильного сервиса из Владивостока Илья Коноваленко.

После запрета на ввоз малокубатурной техники из Японии приморцам придётся пересаживаться на китайские аппараты. Их много, но качество до сих пор хромает.

«Ещё недавно большинство китайских мопедов были копиями популярных японских марок. Сейчас в большинстве своём это – собственные разработки. Но отсутствие инженерного опыта заставляет китайских конструкторов делать эти аппараты слишком мудрёными, и ломаются они чаще, а починить их – сложнее», – соглашается с коллегой Андрей Потапенко, который занимается ремонтом мототехники второй десяток лет.

Увы, в классе малокубатурных мопедов достойной альтернативы японским так и не появилось. Поэтому в Приморье будут «добивать» ранее ввезённую технику и параллельно учиться ремонтировать китайские мопеды и мотоциклы.

Впрочем, в полиции говорят, что, может, оно и к лучшему – в авариях с участием мототехники страдает слишком много приморцев.

Может, оно и к лучшему

По данным краевой Госавтоинспекции, чаще всего в Приморье на мопедах ездят подростки в возрасте от 12 до 16 лет. При этом российское законодательство разрешает управлять такой техникой лишь с 16 лет.

Подростку необходимо обязательно получить соответствующие водительские права. Но большинство юных водителей до сих пор игнорируют это требование. В ГАИ говорят, они чаще других совершают опасные манёвры на дороге, создавая угрозу для себя и других участников движения.

Всего за прошлый год в Приморском крае произошло 541 дорожно-транспортное происшествие с участием водителей мототранспорта.

«В результате этих ДТП 21 человек погиб и 364 получили травмы. Среди погибших один несовершеннолетний, а среди пострадавших – 117 детей», – подчеркнули в Госавтоинспекции Приморского края.

Мнение эксперта
Алексей Курило, директор консалтинговой группы @Moto: – Уже сейчас понятно, что приморский рынок полностью лишится поставок недорогих популярных подержанных скутеров из Японии типа Honda Dio, Suzuki Lets или Yamaha Jog. Сколько это продлится, одному богу известно. Поэтому мотолюбителям, которым такая техника может понадобиться, лучше уже сейчас выбрать из имеющихся на рынке моделей. Главное – выбирать аппарат в хорошем состоянии, который прослужит долго. При этом стоит присмотреться к недавно привезённым из Японии аппаратам без пробега по России. В Японии их всё же обслуживают гораздо лучше, чем в России. Такие скутеры значительно выросли за последнее время в цене. Тем не менее на рынке есть очень достойные образцы, выпущенные в Японии в 2023 или даже 2024 годах, за которые продавцы просят в районе 100–1000 тысяч рублей. С ними можно будет попробовать переждать санкции.

Какие мопеды ставить на учёт?

Обязательной регистрации в ГИБДД подлежат мотоциклы, мопеды и скутеры с объёмом двигателя больше 50 кубических сантиметров, скорость которых может быть выше 50 км/ч).

А вот водительское удостоверение для управления скутером с двигателем меньше 50 куб. см иметь необходимо. Получить права категории «М» можно с 16 лет. С этого же возраста разрешено управлять транспортом, входящим в данную категорию прав. 

Тем, у кого уже есть водительское удостоверение, в котором открыты любые категории, дополнительно открывать «М» не обязательно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах