Во Владивостоке отметили 90-летие советского китобойного промысла на Дальнем Востоке. Отметили без помпы – вечером воспоминаний в музее имени Арсеньева.
Начало большого пути
Китов на Дальнем Востоке били всегда. Это не только ценный китовый жир, который использовали даже как топливо, но и отличное мясо для пропитания или китовый ус для поделок. Но это оставалось уделом коренных народов региона. Попытки поставить добычу китов на промышленные рельсы предпринимались с начала освоения далёких земель Россией. Но преуспели уже только в Советском Союзе.
История советского китобойного промысла началась в 1932 году, когда из Ленинграда отправилось во Владивосток судно «Алеут». У первого советского китобоя американское происхождение. В прошлой жизни судно было сухогрузом. Судно купили в США и переоборудовали в Ленинграде. Советские инженеры модернизировали «Алеут» и подготовили его для промысла, кормившего весь Дальний Восток.
25 октября 1932 года в мексиканских водах флотилия «Алеут» добыла два первых кита. За штурвалом стоял капитан Л. Бургхардт. Этот день стал точкой отсчёта китобойной истории в СССР. 12 февраля 1933 года в бухту Золотой Рог прибыла флотилия с крупной добычей – 22 кита.
Однако первый рейс «Алеута» прошёл не так гладко. В канун нового 1933 года судно пережидало тайфун в бухте одного из островов архипелага Бонин в Тихом океане. Тогда советские моряки случайно обнаружили секретную военно-морскую базу японцев. Сухогруз был несколько дней в «морском плену» соседей. «Алеут» отпустили только благодаря всемирной огласке случившегося и протестам советского правительства. После инцидента Бургхарда лишили должности капитана ещё до прибытия в Золотой Рог.
В начале китобойного пути возникла серьёзная проблема – нехватка обученных людей. В первом промысловом рейсе, который состоялся с мая по ноябрь 1933 года, на борту находились иностранцы: три гарпунёра, два «бочкаря»-наблюдателя, жировар, мастер разделки китов, механик жирзавода и матрос 1-го класса. Впоследствии экипаж передал свой опыт советским морякам. Во втором рейсе из иностранцев были только гарпунёры.
Китобойный промысел стал особенно важным для дальневосточников в военное и послевоенное время. Голодных жителей в основном кормил кит. Тогда от кита ничего не оставалось - всё шло в дело.
На целых 9 месяцев моряки выходили в рейс. Флотилия «Алеут» состояла из китобазы с одноимённым названием и нескольких китобойных судов. На китобазе располагался свой производственный комбинат. Кашалота весом около 50 кг погружали на судно с помощью слипа, широкого проёма с наклонной площадкой, спускавшейся к самой воде.
Уже на палубе матросы – резчики, крючники, лебёдчики разделывали тушу. Далее все части тела огромной рыбины попадали в разные цеха. Одним из таких был жироваренный завод, где жир вытапливался в огромных котлах. Он считался ценным продуктом, его использовали для изготовления свечей сыромятной кожи и замши, а также в качестве смазочного материала. Спермацет применяли в производстве кремов и мазей, а в парфюмерии использовали амбру.
Мясо кашалота употреблял в пищу только мелкий рогатый скот, свиньи и птицы. Всё дело в его сильном и неприятном запахе. Мясо перемалывали и получали мясокостную муку, которой и кормили животных. Помимо кашалотов добывали и финвалов, чьё мясо употреблялось в пищу и нашло применение в промышленности.
Расцвет и закат
В 1960-х в истории китобойного промысла наступила новая эра. Китобазы «Советская Россия» и «Советская Украина» были крупнейшими и лучшими в мире. Промысел вели преимущественно в южных широтах.
«Советская Россия» представляла собой плавучий завод по разделке и переработке китового сырца. В сутки она могла обработать 75 китов общим весом около 4000 т, вырабатывать 1000 т жира, 200 т китовой муки. Возвращение китобойной флотилии во Владивосток было поистине всенародным праздником. Встречать китобоев, которые были настоящими героями, спасающими людей от голода и нехватки продовольствия, на причалах собирались чуть ли не все горожане. Звучали песни, китобоям дарили цветы. Это был настоящий праздник. Ведь не только родные, но и местные ждали их с нетерпением. Экипаж встречали журналисты, газеты пестрили о подвиге китобоев и перевыполнении планов. Весь город гулял. В то время китобои были отдельной кастой. Их все уважали и любили за их тяжелейший труд.
Виктор Щербатюк с 1963 по 1970 год был старшим помощником капитана легендарной китобазы «Советская Россия». Он вспоминает необыкновенную сплочённость экипажа.
Среди членов экипажа сложилась тёплая дружба, ведь в море они проводили 9 месяцев. Так породнились и семьи китобоев.
Как вспоминает Наталья Шевченко, дочь капитана судна «Ведущий» в «Советской России» Валентина Шевченко, моряки были как мушкетёры - один за всех и все за одного.
«Команда была дружная и сплочённая. У папы на судне все были как родные. Кок был душевным человеком, кормил нас пирожными. Папа любил очень получать из дома варенье. Танкером отправляли ему посылки и письма. Когда приходило время встречи, мы приезжали на рейд, а потом утром шли на судне впереди базы «Советская Россия». Папа всегда выполнял план, решалась продовольственная программа. Праздник был для всех нас», – рассказывает Наталья.
Во второй половине 20 века китовым промыслом особенно плотно занимались Япония и СССР. Поголовье китов начало резко сокращаться, появилась угроза вымирания. Тогда в 1982 году Международная китобойная комиссия объявила мораторий на промышленную добычу китов, начиная с 1986 года.
За всё время своего существования «Советская Россия» совершила 19 рейсов. Свою славную китобойную историю 21 марта 1980 года завершила прощальным салютом гарпунных пушек пяти китобойных судов, участвовавших в её последнем рейсе: «Задорного», «Закалённого», «Зовущего», «Ретивого» и «Робкого».
Сейчас во Владивостоке живут близкие и родственники китобоев. В живых осталось не так много членов экипажа. До сих пор город помнит тех, кто кормил его в нелёгкое время. Уже не в первый раз поднимается вопрос о постановке памятника китобоям. Родственники и активные горожане не раз озвучивали свою инициативу, но пока получили поддержку только на словах.