За мужество и героизм, проявленные в ходе выполнения боевых задач, механик-водитель танкового экипажа «Север» 155-й отдельной гвардейской Курской орденов Жукова и Суворова бригады морской пехоты Тихоокеанского флота с позывным Марк был удостоен высшей государственной награды – звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
Мечтал попасть на флот
Сергей родился в небольшом посёлке Прогресс Амурской области. Семья жила скромно, но дружно. Детство прошло в атмосфере взаимопомощи и уважения к труду. Учился он в обычной сельской школе, где уже тогда проявлял интерес к технике.
«Я с детства любил что-то разбирать и собирать. Мне нравилось понимать, как всё устроено», – вспоминает Сергей.
Учёба давалась ему легко, однако главной страстью оставались машины.
«Я мог часами возиться в гараже. Для меня это было как искусство», – отмечает Сергей.
После школы поступил в политехнический колледж, где углублённо изучал механику. К третьему курсу он уже мог разобрать и собрать любой двигатель. Но когда ему исполнилось 18 лет, перед ним встал выбор: продолжить учёбу или отправиться в армию.
«Мне давно хотелось испытать себя. Я не раздумывал долго, просто прямо сказал, что готов и хочу служить», – признаётся он.
После прохождения медицинской комиссии в военкомате началось распределение призывников по родам и видам войск. В зал, где собрались будущие солдаты, приехали представители различных воинских частей. Сергей внимательно рассматривал прибывших офицеров, надеясь увидеть военно-морскую форму.
«Честно признаюсь, я мечтал попасть на флот», – отмечает он.
Но, когда появились представители Военно-морского флота, его фамилию не назвали.
«Я видел, как они вызывали призывников одного за другим, а меня всё нет. Тогда решил действовать сам. Подойдя к офицерам в чёрной форме, я твёрдо заявил, что хочу служить на флоте», – рассказывает Сергей.
Офицеры удивлённо переглянулись и спросили: «А что ты умеешь?»
«Любой двигатель могу разобрать и собрать с закрытыми глазами. На «гражданке» постоянно возился с техникой, – не задумываясь ответил Сергей.
Его уверенность и знания произвели впечатление. После короткого собеседования, где он подробно описал принцип работы дизельного двигателя, офицеры кивнули: «Берём».
«Я тогда даже не думал, что мои навыки так пригодятся. Просто любил технику и хотел служить там, где она есть», – улыбается он.
Спустя неделю Сергей оказался во Владивостоке, где началась его служба в 155-й отдельной бригаде морской пехоты ТОФ. Попасть в танковый батальон было непросто – начинались учения.
Трусы нам не нужны
«Приняли нас не сразу, мы ждали несколько дней, так как все собирали вещи и было не до нас», – вспоминает Сергей.
Через несколько месяцев началась специальная военная операция. Мобилизации ещё не было, но многие бойцы изъявили желание подписать контракт и встать на защиту Родины.
«Меня отговаривали, потому что молод. Я сначала поддался, но мысль о контракте не покидала», – утверждает он.
Переломный момент наступил, когда в часть стали возвращаться раненые бойцы.
«Я разговаривал с ними, спрашивал, как там. Они сказали: «Трусы там не нужны». Это задело меня. Думал о том, чтобы подписать контракт, всё чаще и чаще, но ждал подходящего момента», – делится он.
С объявлением мобилизации в стране для Сергея всё встало на свои места, он окончательно утвердился в своём решении. Подписал контракт и написал рапорт с просьбой отправить его в зону боевых действий.
«Почти все мои друзья ушли. Я не мог остаться в стороне. Когда подписывал контракт, там было условие: поедут только танкисты. Я согласился без колебаний», – говорит он.
Сергей выбрал себе позывной Марк, который впоследствии стал известен всей бригаде.
Рано утром 11 ноября Марк вместе со своим экипажем пересёк границу и оказался в зоне проведения специальной военной операции.
Родным Сергей ничего не сказал.
«Боялся, что будут переживать. Думали, что у меня командировка в Карабах», – признаётся он.
Как только бойцы доехали до временного расположения, судьба экипажа сложилась неожиданным образом. Командира танка перевели на другую боевую машину, наводчика направили в соседний батальон, а сам Марк оказался в резерве.
«Целых полгода я был в резерве. На протяжении этого времени каждый день просился в любой экипаж, ведь не мог сидеть сложа руки», – говорит он.
Ситуация изменилась, когда один из экипажей потерял механика-водителя – боец получил ранение. Марка срочно назначили на замену. Так он попал в танк «Туча» и впервые с начала СВО отправился на боевое задание.
«Мы работали слаженно, но недолго. Потом наводчика перевели, командир уехал. И снова я один», – рассказывает Сергей.
Легендарный «Север»
Однако вскоре судьба свела его с новым экипажем танка «Север». Командиром стал Мишутыч, наводчиком – Ухо.
«С ними я наконец почувствовал, что нахожусь на своём месте. Мы понимали друг друга без слов», – говорит Марк.
Позже, когда Ухо тяжело заболел и уехал на лечение, его место занял Щелкунчик – так сложился тот самый экипаж, который впоследствии совершит подвиг под Новомихайловкой.
Первые боевые задачи экипаж танка «Север» выполнял на угледарском направлении, где в полной мере ощутил всю тяжесть и ответственность реальных боевых действий.
«Притирка происходила в бою. Это было непросто, но мы понимали: друг у друга есть только мы», – рассказывает Марк.
Настоящим испытанием для экипажа «Север» стал штурм Новомихайловки – операция, которая навсегда останется в их памяти как пример предельного напряжения сил и беспримерного мужества.
«Это был обычный октябрьский день, мы занимались плановым обслуживанием машины. Вдруг команда: «Срочно грузиться!» Мы даже толком не успели понять, куда и зачем», – начинает свой рассказ Марк.
«Когда машину довезли до нужной точки, к нам сразу подошёл командир роты. В его глазах читались и решимость, и тревога. «Мужики, вы идёте первыми, – сказал он», – вспоминает Сергей.
Закрепив на танк тралы, он начал движение впереди колонны, прокладывая путь через минное поле.
«Первый подрыв был как гром среди ясного неба, но мы не остановились», – говорит Марк.
Счёт подорвавшимся минам пошёл на десятки.
«Каждый новый взрыв отдавался в ушах оглушительным звоном, но хуже всего было, когда осколки и земля засыпали триплексы – я фактически ослеп и вёл машину только по командам Мишутыча. Он направлял меня, говорил, правее или левее», – вспоминает боец.
Артиллерийский обстрел добавил адреналина и в без того напряжённую ситуацию.
«Снаряды рвались так близко, что казалось, следующий будет прямым попаданием», – говорит Марк.
В те минуты Сергей полностью доверился командиру.
«После каждого подрыва Мишутыч успокаивал нас, даже шутил, чтобы мы не паниковали», – вспоминает он.
Через несколько часов этого кошмара танк, изрешечённый осколками, с повреждённой ходовой частью и почти неработающими приборами наконец выполнил задачу и начал отход.
«Мы были как выжатые лимоны. В ушах стоял звон от взрывов, но в глазах каждого читалось: «Мы сделали это», – вспоминает Марк.
Награды нашли героев
Благодаря действиям экипажа танка «Север» колонна бронетехники смогла зайти в Новомихайловку, а штурмовикам удалось закрепиться на ключевых позициях.
После выполнения задачи танкистам сообщили, что их представили к званию Героя России.
«Мы не верили. Даже когда утвердили, всё равно сомневались», – говорит Сергей.
Награждение прошло в Москве, в Национальном центре управления обороной РФ. Министр обороны России Андрей Белоусов лично вручил «Золотую Звезду» каждому бойцу 155-й отдельной гвардейской Курской орденов Жукова и Суворова бригады морской пехоты Тихоокеанского флота.
«Я не сразу осознал, что произошло, да и до сих пор порой не понимаю, со мной ли это всё было», – признаётся танкист.
После возвращения с фронта Сергей старается жить обычной жизнью.
«Родные рады не награде, а тому, что я вернулся живым. Для меня это важнее всего», – говорит он.
Сегодня Герой России с позывным Марк продолжает службу, оставаясь примером для молодого поколения военнослужащих. Его жизнь разделилась на до и после того памятного боя под Новомихайловкой, но он по-прежнему остаётся простым и открытым человеком, для которого слова честь, долг и Отечество – не пустой звук.
Благодарим редакцию газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта» за помощь в подготовке материала.