Примерное время чтения: 7 минут
389

Не терять головы. Мошенники всё чаще обманывают приморцев по телефону

Часто люди не только отдают злоумышленникам последнее, но и залезают в кредиты.
Часто люди не только отдают злоумышленникам последнее, но и залезают в кредиты. freepik.com

Число случаев телефонного мошенничества в Приморье за год выросло на 45%. Некоторые люди не просто отдают свои накопления, но и влезают в долги, берут кредиты.

Об уловках, при помощи которых злоумышленники выманивают у людей средства, о том, как не попасть в ловушки мошенников и как полицейские борются с преступлениями с использованием высоких технологий, рассказал заместитель начальника Управления внутренних дел России по Приморскому краю полковник полиции Алексей Попов.

Захлестнуло волной

Олег Малышев, vl.aif.ru: Насколько остро проблема мошенничества стоит сейчас в Приморском крае?

Алексей Попов: Преступления, связанные с мошенничеством и дистанционными кражами, в том числе в сфере использования информационно-телекоммуникационных технологий и методов социальной инженерии, на протяжении последних лет остаются одними из самых распространённых не только на территории Приморского края, но и во всей стране. Их число продолжает расти быстрыми темпами, что, безусловно, оказывает негативное влияние на состояние оперативной обстановки в целом.

Значительно возросло количество таких преступлений, совершённых с использованием средств мобильной связи на 45,4% – с 2922 до 4250. Выросло и число случаев мошенничества в интернете. Здесь рост составил 32,2%.

Основной массив преступлений в этой категории – это хищение денежных средств граждан. На сегодняшний день таких преступлений зарегистрировано уже 5260. Из них 3940 квалифицировано как мошенничество, а 1320 – как кражи.

– Если говорить о причинённом ущербе, то о каких суммах идёт речь?

– Здесь закономерности тоже нет. Суммы ущерба разные – от 10 тысяч до 10 миллионов рублей. Некоторые люди не только отдают свои накопления, но и влезают в долги, берут кредиты. В результате преступных действий потерпевшим причиняется не только значительный материальный ущерб, но и моральный вред, поскольку пожилые люди крайне тяжело переживают случившееся.

Бесконтактные преступления

– Каковы особенности преступлений в сфере высоких технологий?

– В первую очередь стоит отметить, что основной особенностью IT-преступлений является тот факт, что они совершаются «бесконтактно», зачастую путём удалённого доступа. Использование в преступной деятельности серверов, находящихся в других регионах страны, а также зарубежных серверов, затрудняет раскрытие и расследование таких преступлений.

– Какие самые распространённые мошеннические схемы на сегодня?

– Мы проанализировали все сообщения о таких преступлениях. Самым распространённым способом совершений таких преступлений являются звонки под видом сотрудников службы безопасности банков. Злоумышленники сообщают о подозрительных операциях по банковской карте и любыми способами пытаются выяснить её номер, данные CVT-кода для совершения платежей или одноразовый код из банковского СМС. Получив эти данные, они получают доступ к банковскому счёту и переводят деньги на подконтрольные счета. Такие преступления составляют 30,9% от всех зарегистрированных в этой сфере.

В 377 случаях злоумышленники звонили жертвам под видом сотрудников правоохранительных органов – МВД, прокуратуры, ФСБ или Следственного комитета. Под различными предлогами мошенники стараются выведать у жертв банковские реквизиты или заставляют их перевести средства на так называемые безопасные счета. Итог один – люди лишаются своих денег.

Работает и старая схема «Родственник попал в беду».

– Какие ещё способы выманить деньги используют злоумышленники?

– В 320 случаях людей обманули при покупке товаров и услуг в интернете. Люди переводят предоплату или полную стоимость товаров на сайте или в соцсетях. Получив деньги, злоумышленники перестают выходить на связь. Тут можно посоветовать только проявлять бдительность, совершать покупки в проверенных интернет-магазинах и не гнаться за дешевизной. Польстившись на низкую цену товара, вы с высокой степенью вероятностью не увидите ни товаров, ни уплаченных средств.

Ещё в 5,9% случаев мошенники выманивали средства под предлогом инвестирования.

Часто мошенники размещают объявление о дополнительном лёгком заработке. Но вместо того, чтобы заработать, люди часто теряют последнее. Если такой «работодатель» просит вас оплатить залог или сделать предоплату за материалы, это повод насторожиться.

В шоке от плохой новости человек собственноручно передаёт преступникам требуемые денежные средства. Большинство людей, пострадавших от таких ситуаций, потом уверяли, что это был голос родственника.

– Что такое социальная инженерия, которую часто используют мошенники?

– Это манипулирование поведением человека с использованием социальных и психологических навыков, чтобы завладеть средствами граждан. Задача любого мошенника заключается в том, чтобы на доверии заставить человека предпринять какие-то действия, которые в нормальной жизни он не стал бы делать.

В зоне риска – все

– Сколько граждан пострадало от действий мошенников?

– Увы, общее количество лиц, пострадавших от таких преступлений, составило 5582. Мы провели свои исследования на тему, кто чаще становился жертвами злоумышленников. Выяснилось, что в зоне риска – все категории граждан. 35,7% жертв таких преступлений – это жители и гости Приморья в возрасте от 30 до 49 лет. Лишь в 23,9% случаев обманывали пожилых приморцев старше 60 лет.

– Какие категории граждан чаще становятся жертвами мошенников?

– Хотелось бы обратить внимание жителей края на такой вид мошенничества, как «Ваш родственник попал в беду».

По статистике, на территории края наибольшее количество таких преступлений совершено в отношении граждан, родившихся в период с 1936 по 1948 года, которые доверчивы и в силу своего возраста в дальнейшем не могут опознать либо составить портрет преступника.

Принцип совершения преступления заключается в том, что незнакомец по телефону сообщает, что близкий человек или другой родственник попал в беду, совершил ДТП либо преступление, попал в больницу и т.д. Чтобы помочь ему, нужна некая сумма, при этом нередко для подтверждения своих слов трубка передаётся «родственнику», который плачет и просит спасти его. В ходе телефонного разговора мошенники называют сумму, которую необходимо передать посреднику, перевести на карту или положить на номер телефона.

Находясь в состоянии шока от плохой новости, человек собственноручно передаёт преступникам требуемые денежные средства. Большинство людей, пострадавших от таких ситуаций, потом уверяли, что это был голос родственника.

– Какие дадите советы жителям, чтобы не стать жертвой злоумышленников?

– Во избежание подобных случаев следует реагировать на такие звонки спокойно и рассудительно, не поддаваться на уговоры, лучше всего прервать разговор и проверить информацию. Постарайтесь дозвониться до якобы попавшего в беду или задать контрольный вопрос, ответ на который знаете вы и родственник.

Зачастую при совершении такого вида мошенничества денежные средства передаются через посредника (курьера). Несмотря на бытующее у большей части населения края мнения о непричастности таких лиц к совершению преступления, хотелось бы отметить, что последние несут уголовную ответственность наравне с другими участниками преступной деятельности.

В результате проведённых оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками уголовного розыска задержаны 36 курьеров (в том числе десять – в составе групп), совершивших 70 фактов преступной деятельности.

– Какую работу проводят органы внутренних дел по профилактике мошенничества?

– Учитывая способ совершения IT-преступлений, основанный на особенностях психологии людей, их желание получить пассивный доход, сохранить или приумножить заработанные денежные средства, наиболее эффективным методом борьбы с такими остаётся их профилактика.

С целью предупреждения преступлений данного вида, снижения их регистрации по инициативе УМВД России по Приморскому краю в рамках программы «Безопасный край» правительством Приморского края, районными и городскими администрациями печатаются листовки и буклеты, распространяются в СМИ и социальных сетях тематические видео- и аудиоролики. С начала года сотрудники полиции распространили свыше 113 тысяч листовок по профилактике мошенничества.

В Управлении УМВД по Приморскому краю реализуется собственный план по профилактике данных преступлений. Участковыми уполномоченными полиции в ходе поквартирных обходов и в трудовых коллективах об уловках мошенников и алгоритме действий в случае, если гражданин подвергается преступному посягательству, проинформированы 99,5 тысячи граждан.

Кроме того, мы продолжаем активную работу по оптимизации имеющихся автоматизированных информационных систем, активно используется и пополняется подсистема «Дистанционное мошенничество». При поступлении сообщения о преступлении в карточку на происшествие вносятся сведения, которые уже на стадии доследственной проверки позволяют выявлять факты совпадений абонентских номеров, номеров банковских карт, интернет-ссылок электронных кошельков.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах