Примерное время чтения: 8 минут
314

Неудобные дети. Почему нельзя избежать травли в школе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Приморье № 42 19/10/2022
По каким законам развивается большинство школьных конфликтов?
По каким законам развивается большинство школьных конфликтов? / pixabay.com / pixabay.com

Травля в школе, если её сразу не выявить и не пресечь, может стать причиной серьёзных проблем. Большинство громких преступлений последних лет, совершённых в школьных стенах, начинались с попыток одноклассников доказать своё превосходство при попустительстве взрослых.

Почему школьные конфликты возникают из-за пустяка, но растут в геометрической прогрессии? Что делать, если учителям не хватает времени, а родителям – эмоционального интеллекта, чтобы понять друг друга? Кто виноват, что из ребёнка делают крайнего? На эти и другие актуальные вопросы ответила уполномоченный по правам ребёнка в Приморском крае Ольга Романова.

А если поговорить?

– Ольга Владимировна, по мнению учителей, самый сложный тип родителей – те, кто критикует на каждом шагу, скандалит, жалуется в департамент образования. Согласны?

Ольга Романова: Мне трудно оценивать ситуацию с точки зрения учителей. Тем более, проводить типологию родителей, навешивать на них ярлыки (это, кстати, один из симптомов, с чего начинается буллинг, избирательное отношение). По моему глубокому убеждению, с каждым человеком можно найти общий язык, если понять, какие чувства, эмоции или мотивы заставляют его действовать тем или иным способом.

Всегда нужно начитать с диалога. Не со спора, не с попытки отстоять свою точку зрения, не с указаний на то, в чём человек не прав. Постараться увидеть ситуацию глазами своего собеседника. И учитель, и родитель обязаны действовать именно так. Но с преподавателя, классного руководителя спрос выше, поскольку умение выстраивать диалог и с учеником, и с его родителем – это часть его профессиональных обязанностей.

– По каким законам развивается большинство школьных конфликтов?

– Из первоначальной стадии, в которой участвуют всегда два человека, не более, он разгорается и захватывает все три уровня участников образовательных отношений.

Самый распространённый тип конфликта: та или иная спорная ситуация возникает между двумя взрослыми. За три года анализа таких ситуаций в Приморском крае (уже проанализировано более 500) могу с ответственностью сказать – чаще всего конфликт возникает между учителем и родителем одного из учеников. Если диалог между ними не получается, то тогда учитель вовлекает в процесс «урегулирования» родительский комитет. Глава комитета в чате пишет, как не прав «вот тот человек», ведь «он обидел нашу Марию Ивановну! Она теперь хочет уволиться!» ...

Всё! В этот момент количество участников конфликта вырастет в геометрической прогрессии. Урегулировать ситуацию на данном этапе, особенно тогда, когда в этом не заинтересован педагог, будет крайне сложно. И ещё один момент: если конфликт перерос на стадию родителей, в него неизбежно будут втянуты дети. Даже если они не считали своего одноклассника или одноклассницу каким-то «не таким», но после истории или истерии в родительском чате их отношение к сверстнику изменится.

Чаще всего мне приходится выезжать в школы или в детские сады именно в таких ситуациях, на такой фазе конфликта. Этих выездов очень много, каждую неделю фактически.

Ваш ребёнок не монстр

– Родители – учителя, родители – одноклассники ребёнка, родители – родители. Конфликты разного уровня. По каким они причинам чаще возникают?

– Если говорить о сегодняшнем состоянии психологической безопасности образовательной среды – она токсична. Для этого есть две объективные причины, две данности, которые исправить практически невозможно.

Первая. Нынешнее поколение родителей – это дети 90-х годов. Понятие и состояние сопереживания другому человеку в этом поколении людей, как правило, не развито. Не потому, что люди плохие, нет, просто потому, что их личность и жизненные принципы формировались тогда, когда о сочувствии и эмпатии, свойственных человеческой природе, родителям, поднимающим на ноги своих детей в «лихие» 90-е, пришлось забыть. Дети выросли и стали родителями в новом веке, но их эмоциональный интеллект остался плохо развитым.

Второе. Для того чтобы настроиться на беседу с родителями и провести её в обстоятельствах развивающегося конфликта, учителю нужно время. Диалог в формате активного слушания не может быть кратким и быстрым. На один такой разговор нужно не менее часа, полутора. Желательно провести такую беседу не один раз, чтобы и контакт установить, и друг друга выслушать. У учителя просто нет на это времени, ему не до разговоров. Ему нужно успевать отчёты писать и к урокам готовиться, обеспечивать образовательный процесс. Именно поэтому педагоги с лёгкостью делегируют «урегулирование конфликта с мамой Пети Иванова» своим помощникам – родительскому комитету. И, как я уже сказала, в родительских чатах начинается процесс коллективного «воспитания». Тем самым, в классе запускается необратимый процесс травли. Причём сразу на двух параллелях – у родителей между собой и у детей.

– Может быть, родителям необходимо вообще избегать конфликтов? Но как? Не защитить ребёнка невозможно.

– Защищать ребёнка нужно всегда. Это прямая обязанность родителей или его законных представителей. Но не стоит брать процесс «наведения порядка» в свои руки. Порядок защиты интересов и прав каждого обучающегося в образовательной организации чётко прописан в её локальных правовых актах. Это определено Федеральным законом «Об образовании». При возникновении любой конфликтной ситуации в школе с участием ребёнка родителю следует написать обращение к руководителю образовательной организации – её директору – с просьбой провести проверку обстоятельств и принять меры к урегулированию возникшей ситуации. Конфликтная ситуация обязательно должна быть рассмотрена администрацией школы. А вы должны получить официальный ответ об итогах проведённой проверки.

В родительских чатах порой возникает процесс коллективного «воспитания» неугодного родителя. Тем самым в классе запускается необратимый процесс травли.

Повторюсь, не стоит разбираться в ситуациях самим, с ней должны разбираться те, кто несёт ответственность, в том числе и за психологическую безопасность обучающихся в образовательной организации.

Второй совет – не позволяйте себя втягивать в процесс разбирательства с родителями другого ученика или ученицы, организованный в родительском чате. Вступая в него, вы увеличиваете масштабы конфликта.

– Есть такая фраза «против вас все», которую могут произносить родители класса в отношении родителя и ребёнка. Просят учителей избавить класс от хулигана, двоечника, странного ученика. Перевод или переход в другой класс или школу – всегда ли это верный выход?

– Это решать родителям. Иногда это выход. Но это всегда пример того, что против ребёнка, в первую очередь, были настроены взрослые. И начали процесс выдавливания его из класса или школы именно сами педагоги, подключив к этому родителей.

Есть пять типов «неудобных» детей, которые могут быть подвержены этому процессу. Это дети одарённые, слабообучаемые, с ослабленным здоровьем или с серьёзным заболеванием, дети из неблагополучных семей или приёмные, педагогически запущенные дети. Деление на эти типы – условное, но очень распространённое.

Такие ученики находятся в зоне риска, и каждый может попасть в ситуацию «все против одного». Дети не виноваты в том, что они имеют тот или иной признак из вышеперечисленных. Это ответственность взрослых. Но когда начинается процесс выдавливания, именно ребёнок почему-то должен отвечать за всё, в том числе и за ошибки «своих» взрослых. Это жестоко и несправедливо.

Поэтому, когда вас просят подписать то или иное письмо, в котором ребёнок представляется как монстр, который держит в страхе весь класс, предъявите счёт не ему, а профессионалам, которые обязаны с ним работать.

Право на образование у всех детей одинаковое. Оно защищено законом. Любой процесс травли ребёнка из образовательной организации – нарушение закона.

– Ваша почта переполнена жалобами от родителей? Есть ли такая возможность написать вам напрямую?

– Да, обращений по поводу конфликтных ситуаций в образовательных организациях как дошкольного, так и общего образования очень много. Поводом для конфликта может быть что угодно, их тысячи.

Написать или посоветовать можно очень просто: горячая линия уполномоченного по правам ребёнка в Приморском крае +7-950-295-21-10. Можно отправить голосовое или письменное сообщение, мы обязательно ответим и постараемся помочь. Адрес электронной почты: deti@primorsky.ru – по нему тоже можно обратиться. Не надо стесняться или думать, как составить обращение. Иногда достаточно просто обсудить ситуацию по телефону, чтобы прийти к пониманию, как действовать, чтобы не совершить ошибку.

Кстати

Замечено, что отцы меньше подвержены эмоциям, они рациональны, конструктивны и гораздо реже становятся объектом словесных или эмоциональных манипуляций. К сожалению, папы редко находят время на эту общественную нагрузку в школе. Чаще всего они подключаются к конфликту, когда он уже разгорелся.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах