Примерное время чтения: 10 минут
465

Они хорошие. Китайские машины негде ремонтировать на Дальнем Востоке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ-Приморье" №43 23/10/2024
Китайские автозаводы ежедневно выпускают мысячи машин.
Китайские автозаводы ежедневно выпускают мысячи машин. / Анастасия Царёва / АиФ

Западные санкции никак не повлияли на статус Владивостока как автомобильной столицы России. Единственная особенность — меняется структура импорта иномарок. Поставки подержанных машин из Китая по объёмам ещё не достигли показателей японского импорта, но растут огромными темпами. Главный минус — в регионе до сих пор нет инфраструктуры по обслуживанию и ремонту китайского автопрома.

Нарастающим итогом

За первые восемь месяцев нынешнего года Уссурийская таможня, а в зону её ответственности входят все наземные пункты пропуска через российско-китайскую границу, оформила уже 6 242 автомобиля, которые ввезли россияне из КНР для личного пользования. Казалось бы, цифра не большая. Владивостокская таможня, а сюда приходят морем все купленные машины в Японии и Корее, за то же время оформила уже почти 200 000 автомобилей.

По словам пресс-секретаря Владивостокской таможни Аси Рощиной, ввоз иномарок из Японии уже превысил досанкционные показатели. Только в сентябре ведомство оформило 26,6 тысячи автомобилей.

На первый взгляд, цифры несравнимые. Но важна динамика.

На общем фоне 6000 ввезённых иномарок из Китая вроде бы и не много. Но отношение к этой цифре меняется, когда узнаёшь, что этот показатель в пять раз превышает результаты аналогичного периода прошлого года. Если такое положение дел сохранится, то уже в следующем году китайский автопром может потеснить традиционные японские машины на дорогах Дальнего Востока.

По словам пресс-секретаря Уссурийской таможни Ирины Кульчицкой, количество ввезённых иномарок из КНР растёт с каждым месяцем.

«В основном физические лица ввозили транспортные средства китайских марок Changan, Chery, Geely. Однако в августе из 1611 ввезённых автомобилей почти половина — это автомобили японских, корейских и европейских марок, но произведённые на заводах в КНР. Сумма уплаченных таможенных платежей составила более 3 млрд рублей», — говорит она.

Спрос рождает предложение

Старожилы-приморцы ещё помнят, как местные турфирмы организовывали поездки за машинами в японские порты. Их названия врезались в память многим: Тояма, Фусики, Сакайминато. Сейчас направления подобных поездок изменилось. На слуху уже совсем другие города — китайские. Теперь в привычную Суньку едут не просто на выходные за вкусной едой и дешёвым ширпотребом. Чуть ли не в обязательном порядке туристам предложат побывать на крупнейших рынках подержанных машин.

Российские турфирмы уже предлагают такие туры приморцам. Во время таких поездок гид поможет обсудить все вопросы, связанные с покупкой автомобиля: доставку в Россию, растаможку и оформление разрешительных документов. Обойдётся такой шопинг в среднем в 32 тысячи рублей, не учитывая комиссию за подбор авто и её доставку в Россию.

Услуги русскоговорящего гида, который будет помогать с подбором авто в Китае, обойдутся в 500 юаней в день. Дополнительно гиду придётся оплачивать по факту проезд — на такси, поезде или самолёте — в зависимости от того, где находится интересующая вас машина, проживание в гостиницах и питание. Билет на скоростном поезде из Хуньчуня в Чанчунь, к примеру, стоит 145 юаней. Поездка на такси в столице провинции Цзилинь в среднем обходится в 20 юаней. Всё это надо закладывать в бюджет поездки.

Траты на этом не закончатся. Комиссия за подбор, покупку и сопровождение одной машины составит 3000 юаней. Доставка машины из Чанчуня в Хунчунь — 1200 юаней. Оформление документов на экспорт, погрузка и крепление машины потянут ещё на 3500 юаней.

Доставка одного автомобиля до Уссурийска — 80 000 рублей. Из Хуньчуня купленные машины доставляют в основном железнодорожным транспортом по железной дороге или специализированным автовозом.

За услуги по таможенному оформлению в Уссурийске попросят ещё как минимум 100 000 рублей. Сюда входит получение свидетельства безопасности конструкции транспортного средства, электронного ПТС и оплата склада временного хранения. Таможенная пошлина зависит от каждой конкретной модели. Сроки оформления всех документов в России составляют от одной до трёх недель.

По словам руководителя компании, занимающейся привозом авто из Японии, Китая и Кореи Алексея Нечипоренко, китайский рынок огромен. Летом он посетил авторынки Харбина и Чанчуня. Его выводы пока не самые радужные.

«В Чаньчуне авторынок нереально гигантский, ещё больше харбинского. Но пока что на продажу ничего не купил. Во-первых, потому, что 70% машин там просто не интересны для рынка России, часто это китайские ноунеймы, либо европейкие, которые в Китае очень дорогие. Во-вторых, многие или старше 5 лет, или младше 3 лет, не подходят под „проходную“ пошлину. А популярных у нас моделей вроде Geely Tugella, Changan UNI-K, Monjaro не встретилось вообще ни одной, даже 2-WD. Так что считаю, что сейчас нет особого смысла ездить на авторынки, по крайней мере, эти».

Смена ориентиров?

По большому счёту, с весны, когда торговцы автомобилями нащупывали новые схемы привоза автомобилей в Россию из-за рубежа в условиях нарастающего санкционного давления, мало что поменялось.

По словам специалиста отдела маркетинга группы компании «Япония-Трейд» Дарьи Саморуковой, каких-то значительных изменений в «схемах», если можно так сказать, привоза авто не произошло. Это касается и Японии, и Кореи, и Китая.

«У каждого направления есть свои особенности, но с уверенностью можно сказать, что самые разные автомобили в больших объёмах едут в РФ из-за границы, в частности из Азии. Если сравнивать с досанкционными объёмами, когда лидерство на таможнях Дальнего Востока чётко держали „японцы“, сейчас авто из Китая уже „наступают на пятки“: открываются новые таможенные посты для приёма этих автомобилей, увеличивается количество поставщиков, развивается логистика. Китайские авто уверенно выбираются в лидеры среди ввозимых в РФ автомобилей, а если сложить б/у и новые машины, то у них точно нет конкурентов», — говорит Саморукова.

Увеличилось и количество предложений на главной интернет-платформе по продаже иномарок в регионе — Дроме. В сегменте китайских машин он тоже заметен. По состоянию на 15 октября 2024 года только во Владивостоке размещено более 130 объявлений о продаже китайских автомобилей. Из них: Chery — 2 автомобиля без пробега по России и 18 с пробегом, Haval — 24 автомобиля без пробега и 25 вторичных, Changan — 63 объявления, включая 52 автомобиля без пробега по России.

А ремонтировать как?

Приобретая китайский автомобиль, надо понимать, что владельцы таких машин неизбежно столкнутся с проблемой их обслуживания и ремонта. С начала 90-х вся индустрия автосервисов бала «заточена» под японский автопром.

Посетив один из главных рынков по продаже запчастей во Владивостоке, корреспонденты «АиФ-Приморье» не нашли для машин китайских марок почти ничего.

«К нам за запчастями на китайские автомобили не обращаются, мы такие и не возим, да и не знаю таких, кто возит. Из опыта моих знакомых, могу сказать, что в основном едут к официальным дилерам, там у них автомеханики знают, что и как ремонтировать, и запчасти, по крайней мере, должны быть», — рассказал сотрудник магазина автозапчастей Валерий.

Большинство автосервисов не занимаются ремонтом автомобилей китайских марок, за исключением технического обслуживания и замены технических жидкостей. Однако, если у привезённого из Китая автомобиля случаются серьёзные поломки, есть риск, что в автосервисе не смогут его отремонтировать. Например, известный автосервис и магазин «Гиперавто» до сих пор не ремонтировал ни одного такого автомобиля.

«Мы их просто не берём, очень тяжело проводить ремонтные работы, когда нет каталогов, чтобы подобрать запчасть, нет понимания, как ремонтировать, а тем более нет автозапчастей. К нам приезжал один парень, надо было заменить рычаг рулевой тяги, но ждать надо было месяц запчасти с Aliexpress, так ещё не факт, что она бы подошла», — рассказывает автомеханик ещё одного из автосервисов Владивостока.

Вывод один. С одной стороны, хорошо, что появилась альтернатива продукции японского автопрома, с другой — останется дождаться появления соответствующей инфраструктуры для ремонта китайских машин. Тем более что их везут всё больше.

Побороть недоверие

У китайского автопрома есть все шансы завоевать искушённый дельневосточный рынок. И дело не в санкциях.

По мнению журналиста-международника Олега Малышева, гораздо важнее уйти от застарелых стереотипов.

«Ещё 15 лет назад никто не верил, что соседняя страна может совершить такой технологический скачок и стать одним из лидеров мирового автопрома. Думаю, все помнят „одноразовую“ китайскую бытовую технику из 90-х. Сейчас же у большинства в домах работают и кондиционеры из Китая, и телевизоры, и микроволновки, не говоря уже про смартфоны. И проблем с качеством особых не наблюдается — всё на уровне обычных мировых производителей. Такая же история и с автомобилями. Большинство из них уже вполне соответствуют требованиям мирового рынка», — говорит он.

На улицах Москвы продукция китайского автопрома составляют уже чуть ли не треть. Но москвичам проще — у них не было предубеждения относительно китайских товаров.

«Приморье же видело самое начало, и в представлении большинства китайцы так и остались теми чудаками в военных шинелях, которые меняли советские мясорубки на ширпотреб. Всё изменилось. Японские машины, конечно, самые лучшие, но пора признать, что и Китай в этой отрасли далеко шагнул», — продолжает он.

Осталось Дальнему Востоку только подтянуть инфраструктуру по обслуживанию такого транспорта.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах