В Cеть регулярно выходит почти 80 миллионов человек: огромная армия, включая детей, подростков, старшее поколение.
Без интернета большинство из нас не представляет жизни, и потому новость о возможном отключении России от Всемирной паутины шокировала мирных обывателей. Согласно исследованиям, тревожной, зачастую фейковой информации в сети переизбыток, что сказывается на состоянии психического здоровья населения. Взрослые всё чаще подвергаются атакам мошенников, вскрывающих персональные данные. Дети попадают под влияние деструктивных групп, они больше подвержены игромании, кибербоулингу и другим негативным воздействиям интернета.
О проблемах информационной безопасности населения рассказала руководитель «Центра когнитивной психологии» Светланой БРИЖАК.
Следи за девайсом
Елена Жукова, «АиФ-Приморье»: Из каких составляющих складывается безопасность в сети?
Светлана Брижак: Первое - это информационно-психологическая, второе - кибербезопасность. Первым направлением занимаюсь с 2007 г., в частности, это деятельность в рамках грантового проекта «Школа информационной безопасности» - лекции, семинары для психологов, педагогов, родителей. По магистерской программе «Кибербезопасность» прохожу обучение в школе цифровой экономики ДВФУ. Сегодня появилась крайняя необходимость в умении оградить свои системы и персональные данные в интернете от взлома. И при этом должен учитываться психологический момент. Всё взаимосвязано - машины и люди плотно соприкасаются.
- В новостях сообщают: участились случаи мошенничества по отношению к владельцам банковских карт. Им звонят, представляются сотрудниками банка, и таким образом, выведывают личные данные…
- Судя по базе данных судебных исков в России, очень многие подвергаются атакам кибер-мошенников. Масса случаев, когда с карты снимаются деньги. Поскольку все обязанности по защите компьютеров, телефонов лежат на самих гражданах, в суде им отказывают в удовлетворении исковых заявлений.
В 70% случаев утечки информации причастен человеческий фактор. Жертвы мошенников либо технически безграмотны, либо подвержены манипуляциям. В большинстве случаев выяснялось, что деньги были списаны корректно. Преступники получали пароли и данные карты от самих владельцев. Рекомендации простые - следить за своими девайсами, чтобы в чужие руки они не попадали. Пароли менять, делать их сложными, не класть их рядом с картой. Элементарные правила безопасности, но и их игнорируют.
- В мире сверху не раз пытались как-то регулировать интернет. В частности, пытаются ограничить количество рассылок в популярной сети в WhatsApp?
- Эта идея родилась после того, как по причине ложных новостей в сети в Индии забили до смерти несколько человек: народ заподозрил их в похищении детей. Это говорит о том, что сегодня у людей плохо работает критическое мышление: увидел фейковую новость, поверил и побежал за ней. Иногда СМИ, чтобы повысить свои рейтинги, распространяют скандальную непроверенную информацию.
- Почему возникает неадекватная реакция на фейки? И почему так тянет к негативу?
- Человек ищет информацию, исходя из внутренних потребностей, глубинных убеждений. Например, если у него аэрофобия, то будет больше внимания к новостям, связанным с падениями самолётов. Доходит до крайности - человек только и делает, что ищет, где ещё в мире упал очередной лайнер? Складывается мнение, что редко какой самолёт вообще долетает до аэропорта. А в мире много чего происходит. Жареные новости притягивают. Рассылки спамов работают на так называемом законе о подражании. Допустим, указывается, что уже 100, 500 или 1 000 успешных людей этими сайтами пользуются. Человек думает, а почему бы и мне не попробовать?
Что делать? Необходимо людей просвещать в вопросах информационно-психологической безопасности. Когда человек подкован в этой области, знает принципы воздействия, тогда манипуляции в пространстве интернета на него действовать перестают.
Вместо жизни
- Сегодня много говорят о так называемых деструктивных субкультурах в сети, об их влиянии на молодёжь. Всё так серьёзно?
- Ещё лет десять назад, прохаживаясь по Набережной Владивостока, мы могли видеть молодежь различных субкультур: эмо, готов, панков и пр. В 2007 г. я была одним из создателей документального фильма на эту тему - «Дети приморского Арбата» - который мы показали по всем школам города. Там вскрывался механизм воздействия субкультур. Бытует мнение, что сами ребята их придумали. На самом деле субкультуры изобретены взрослыми и далеко не наивными людьми - социологами, психологами. Главная цель - вырвать молодое поколение из окружающей среды, помешать их социализации. Сегодня субкультуры переместились с улиц в виртуальный мир.
- Как понять - деструктивная субкультура или нет?
- Там есть матрица-модификация внутри, своя идеология. Если она противоречит ценностям общества, цивилизации, значит, деструктивная. Идеологию можно отследить по песням, сайтам, книгам, периодическим изданиям, относящимся к той или иной субкультуре. Сегодня в сети более агрессивные объединения, чем раньше. Казалось бы, человек не в толпе, а один на один с компьютером. Но воздействие сильнее, это объясняется воспалённым воображением.
Подвергаются дети и кибербоулингу (намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных. - Ред.). Одно дело в классе: поссорились, и тут же помирились. В сети всё происходит более болезненно, любая неосторожная фраза сильно травмирует подростка.
- Родители должны уберечь своих чад?
- Для начала внимательно изучить законодательство, которое достаточно жёстко наказывает за размещение экстремистских материалов. Главное, понять, что ребёнок уходит в интернет, цепляя все его негативные моменты, если ему плохо в реальной жизни. Если нет крепкой эмоциональной связи с родителями, доверительных отношений. Это происходит не обязательно в асоциальной семье. Могут быть вполне благополучные родители в плане материального статуса, но с ребёнком они общаются на уровне базовых потребностей. «Что поел, что получил в школе?» Родителей можно понять - они живут в цейтноте: нестабильность, постоянно меняющийся мир, нужно обеспечивать семью. Ребёнок остаётся один, что приводит к трагедиям. В ту же группу риска попадаются дети с родительским гиперконтролем. Ещё одна крайность, когда ребёнок - кумир семьи, и ему всё позволено.
Тревожный звонок
- Как же ребёнку соломинку подстелить?
- Искренне поинтересоваться, чем он занимается в интернете. Только не включайте оценочное суждение, а то закроется. Если играет, то какой мотив игры - развлечься, отдохнуть или это связано с одиночеством, внутренним конфликтом, чувством непринятия в обществе? Витание в иллюзиях, уход от реальности - тревожный звонок. К интернет-зависимости, игромании часто приводит бесконтрольное пребывание в сети. Задумайтесь, мы же не обедаем целый день? Что будет с человеком, если он без перерыва будет заниматься спортом? Смотреть фильмы? Интернет - лишь один из видов деятельности. Если ребёнок или взрослый не могут оторваться от игры сутки напролёт - вместо работы, вместо всего - не нужно быть врачом, чтобы поставить диагноз.
Думаю, что родителям полезно ещё знать принципы возрастной психологии. Каждый этап связан с обретением каких-то навыков. Например, в год ребёнок начинает ходить, в три года происходит первая социализация, к семи годам появляется рефлексия или внутренняя речь. В подростковом возрасте на первое место выходит общение, умение работать в группах. А если ребёнок этот момент «просидел» в интернете, то важный навык упущен. Это всё равно, что чаду не позволить, запретить ходить.
- С какими запросами приходят люди в «Центр когнитивной психологии»?
- С тревогой, которая может перейти в психологическое или психическое расстройство. Последние исследования показывают: чем больше человек пребывает в интернете, тем больше вероятности, что у него разовьётся расстройство. Применительно к детям и к взрослым работает закономерность: чем больше «сидим» в сети, тем большая вероятность негативного воздействия. То, что наступила цифровая эпоха, не значит, что мы должны постоянно быть в интернете. Есть ещё и жизнь, и она продолжается.
ДОСЬЕ
Светлана Николаевна Брижак родилась в Большом Камне. Образование высшее: программы профессиональной переподготовки «Психология» (ДВФУ, 2016 год), «Теология» (ДВФУ, 2014 год), обучение по специальности «Физик. Преподаватель» (ДВГУ, 1991 год). Реализует проект «Школа информационной безопасности».