aif.ru counter
157

Опасности Сети. Правила безопасного общения и «сёрфинга» в интернете

Как защититься от кибермошенников, виртуальных субкультур и фейковых новостей?

Хоть и пришла цифровая эпоха, это не значит, что мы постоянно должны быть в интернете.
Хоть и пришла цифровая эпоха, это не значит, что мы постоянно должны быть в интернете. © / Татьяна Меель / АиФ

В Cеть регулярно выходит почти 80 миллионов человек: огромная армия, включая детей, подростков, старшее поколение.

Без интернета большинство из нас не представляет жизни, и потому новость о возможном отключении России от Всемирной паутины шокировала мирных обывателей. Согласно исследованиям, тревожной, зачастую фейковой информации в сети переизбыток, что сказывается на состоянии психического здоровья населения. Взрослые всё чаще подвергаются атакам мошенников, вскрывающих персональные данные. Дети попадают под влияние деструктивных групп, они больше подвержены игромании, кибербоулингу и другим негативным воздействиям интернета.

О проблемах информационной безопасности населения рассказала руководитель «Центра когнитивной психологии» Светланой БРИЖАК.

Следи за девайсом

Елена Жукова, «АиФ-Приморье»: Из каких составляющих складывается безопасность в сети?

Светлана Брижак: Первое - это информационно-психологическая, второе - кибербезопасность. Первым направлением занимаюсь с 2007 г., в частности, это деятельность в рамках грантового проекта «Школа информационной безопасности» - лекции, семинары для психологов, педагогов, родителей. По магистерской программе «Кибербезопасность» прохожу обучение в школе цифровой экономики ДВФУ. Сегодня появилась крайняя необходимость в умении оградить свои системы и персональные данные в интернете от взлома. И при этом должен учитываться психологический момент. Всё взаимосвязано - машины и люди плотно соприкасаются.

- В новостях сообщают: участились случаи мошенничества по отношению к владельцам банковских карт. Им звонят, представляются сотрудниками банка, и таким образом, выведывают личные данные…

- Судя по базе данных судебных исков в России, очень многие подвергаются атакам кибер-мошенников. Масса случаев, когда с карты снимаются деньги. Поскольку все обязанности по защите компьютеров, телефонов лежат на самих гражданах, в суде им отказывают в удовлетворении исковых заявлений.

В 70% случаев утечки информации причастен человеческий фактор. Жертвы мошенников либо технически безграмотны, либо подвержены манипуляциям. В большинстве случаев выяснялось, что деньги были списаны корректно. Преступники получали пароли и данные карты от самих владельцев. Рекомендации простые - следить за своими девайсами, чтобы в чужие руки они не попадали. Пароли менять, делать их сложными, не класть их рядом с картой. Элементарные правила безопасности, но и их игнорируют.

- В мире сверху не раз пытались как-то регулировать интернет. В частности, пытаются ограничить количество рассылок в популярной сети в WhatsApp?

- Эта идея родилась после того, как по причине ложных новостей в сети в Индии забили до смерти несколько человек: народ заподозрил их в похищении детей. Это говорит о том, что сегодня у людей плохо работает критическое мышление: увидел фейковую новость, поверил и побежал за ней. Иногда СМИ, чтобы повысить свои рейтинги, распространяют скандальную непроверенную информацию.

- Почему возникает неадекватная реакция на фейки? И почему так тянет к негативу?

- Человек ищет информацию, исходя из внутренних потребностей, глубинных убеждений. Например, если у него аэрофобия, то будет больше внимания к новостям, связанным с падениями самолётов. Доходит до крайности - человек только и делает, что ищет, где ещё в мире упал очередной лайнер? Складывается мнение, что редко какой самолёт вообще долетает до аэропорта. А в мире много чего происходит. Жареные новости притягивают. Рассылки спамов работают на так называемом законе о подражании. Допустим, указывается, что уже 100, 500 или 1 000 успешных людей этими сайтами пользуются. Человек думает, а почему бы и мне не попробовать?

Что делать? Необходимо людей просвещать в вопросах информационно-психологической безопасности.  Когда человек подкован в этой области, знает принципы воздействия, тогда манипуляции в пространстве интернета на него действовать перестают.

Вместо жизни

- Сегодня много говорят о так называемых деструктивных субкультурах в сети, об их влиянии на молодёжь. Всё так серьёзно?

- Ещё лет десять назад, прохаживаясь по Набережной Владивостока, мы могли видеть молодежь различных субкультур: эмо, готов, панков и пр. В 2007 г. я была одним из создателей документального фильма на эту тему - «Дети приморского Арбата» - который мы показали по всем школам города. Там вскрывался механизм воздействия субкультур. Бытует мнение, что сами ребята их придумали. На самом деле субкультуры изобретены взрослыми и далеко не наивными людьми - социологами, психологами. Главная цель - вырвать молодое поколение из окружающей среды, помешать их социализации. Сегодня субкультуры переместились с улиц в виртуальный мир.

- Как понять - деструктивная субкультура или нет?

- Там есть матрица-модификация внутри, своя идеология. Если она противоречит ценностям общества, цивилизации, значит, деструктивная. Идеологию можно отследить по песням, сайтам, книгам, периодическим изданиям, относящимся к той или иной субкультуре. Сегодня в сети более агрессивные объединения, чем раньше. Казалось бы, человек не в толпе, а один на один с компьютером. Но воздействие сильнее, это объясняется воспалённым воображением.

Подвергаются дети и кибербоулингу (намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных. - Ред.). Одно дело в классе: поссорились, и тут же помирились. В сети всё происходит более болезненно, любая неосторожная фраза сильно травмирует подростка.

- Родители должны уберечь своих чад?

- Для начала внимательно изучить законодательство, которое достаточно жёстко наказывает за размещение экстремистских материалов. Главное, понять, что ребёнок уходит в интернет, цепляя все его негативные моменты, если ему плохо в реальной жизни. Если нет крепкой эмоциональной связи с родителями, доверительных отношений. Это происходит не обязательно в асоциальной семье. Могут быть вполне благополучные родители в плане материального статуса, но с ребёнком они общаются на уровне базовых потребностей. «Что поел, что получил в школе?» Родителей можно понять - они живут в цейтноте: нестабильность, постоянно меняющийся мир, нужно обеспечивать семью. Ребёнок остаётся один, что приводит к трагедиям. В ту же группу риска попадаются дети с родительским гиперконтролем. Ещё одна крайность, когда ребёнок - кумир семьи, и ему всё позволено.

Тревожный звонок

- Как же ребёнку соломинку подстелить?

- Искренне поинтересоваться, чем он занимается в интернете. Только не включайте оценочное суждение, а то закроется. Если играет, то какой мотив игры - развлечься, отдохнуть или это связано с одиночеством, внутренним конфликтом, чувством непринятия в обществе? Витание в иллюзиях, уход от реальности - тревожный звонок. К интернет-зависимости, игромании часто приводит бесконтрольное пребывание в сети. Задумайтесь, мы же не обедаем целый день? Что будет с человеком, если он без перерыва будет заниматься спортом? Смотреть фильмы? Интернет - лишь один из видов деятельности. Если ребёнок или взрослый не могут оторваться от игры сутки напролёт - вместо работы, вместо всего - не нужно быть врачом, чтобы поставить диагноз.

Думаю, что родителям полезно ещё знать принципы возрастной психологии. Каждый этап связан с обретением каких-то навыков. Например, в год ребёнок начинает ходить, в три года происходит первая социализация, к семи годам появляется рефлексия или внутренняя речь. В подростковом возрасте на первое место выходит общение, умение работать в группах. А если ребёнок этот момент «просидел» в интернете, то важный навык упущен. Это всё равно, что чаду не позволить, запретить ходить.

- С какими запросами приходят люди в «Центр когнитивной психологии»?

- С тревогой, которая может перейти в психологическое или психическое расстройство. Последние исследования показывают: чем больше человек пребывает в интернете, тем больше вероятности, что у него разовьётся расстройство. Применительно к детям и к взрослым работает закономерность: чем больше «сидим» в сети, тем большая вероятность негативного воздействия. То, что наступила цифровая эпоха, не значит, что мы должны постоянно быть в интернете. Есть ещё и жизнь, и она продолжается.

ДОСЬЕ

Светлана Николаевна Брижак родилась в Большом Камне. Образование высшее: программы профессиональной переподготовки «Психология» (ДВФУ, 2016 год), «Теология» (ДВФУ, 2014 год), обучение по специальности «Физик. Преподаватель» (ДВГУ, 1991 год). Реализует проект «Школа информационной безопасности».



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Что предлагает репертуар кинофестиваля «Меридианы Тихого»?
  2. Где в Приморье получить бесплатную прививку от гриппа?
  3. Почему в роддоме рассказывают о безопасности на дороге?
  4. Законно ли существовать за счет грантов?
  5. Приморье останется без китайских яблок и персиков?
  6. За что задержан экс-глава похоронной конторы во Владивостоке?
Самое интересное в регионах
Роскачество