Владивосток, АиФ-Приморье. 24 марта 1999 года авиация НАТО начала бомбить Сербию. Суровые виражи новейшей истории задержали развитие этой красивейшей страны на лишние лет десять. Впрочем, сегодня сербы стремительно наверстывают упущенное, рассчитывая при этом на Россию. От «русов, братьев-православцев» сегодня ждут не военной помощи. Им нужны выгодные кредиты. И просто любовь.
Любовь братская…
Удивительное ощущение – приехать из Приморья в «европейскую заграницу» и услышать почти родную речь, узнать себя в сербах, людях незнакомых, но таких похожих на нас. С первых шагов по балканской земле слышишь понятные любому славянину фразы от «Zdravo, gospodjo!», «Dobro jutro» и «Prijatno».
На первый взгляд жители, сербы совсем не как характерные славяне в наших стереотипных представлениях. В их внешнем типаже доминирует теплый юг, кельтско-романское наследие – не зря ведь первое название Белграда, сербской столицы Сингидунум. Наши братья-славяне там имеют больше сходства в лице то с французами, то с румынами. Русокудрых витязей редко встретишь. Однако национальный сербский характер, привычки и отношение к жизни выдают в них нечто родственное с первых минут общения. Взгляды на ситуацию типа «зачем делать сегодня то, что можно сделать завтра» или «а, забудь, проехали!» в сербском эквиваленте «polako!», спасают их порой от стресса так же, как и нас.
Правда «большого брата-руса» сербы считают, все-таки более суетливым и напористым с одной стороны и более трудолюбивым, деловым с другой. Сами же они умудряются проводить в кафе время как рабочее, так и свободное. Проводить его со вкусом к жизни и массово – всей семьей с грудными детьми в полночь, например, или всем офисом, когда солнце в зените.
Вот так, сидя в кафе за чашечкой крепкой «турской кафы» Дана Миладинович, учитель сербского языка, из г. Враньачка Баньа мне пояснила: «Не упрекнешь тут сербов в лени. Мы не тихая затерянная в Альпах Швейцария, народ наш живет на перекрестке культур, цивилизаций и чьих-то интересов. Веками ему приходится с кем-то бороться, отражать нашествия, пока другие спокойно пашут, сеют и собирают урожай во всех смыслах. И вот в краткие моменты мирного времени, которыми судьба одаривает нас, мы и стараемся взять от жизни побольше положительного, насладиться солнцем, вкусным кофе и неспешными беседами».
Путин на улицах Белграда
Так в окружении не самых дружественных им народов сербы грезят о большой, мощной и практически родной им России. «Вместе с русами нас триста миллионов, а без русов – пол-вагона», любили говорить в Югославии, памятуя о значительной помощи в освобождении от турецкого 500-летнего ига и от германских экспансий на Балканы. Правда, после американских бомбежек вера сербов на надежное русское плечо поубавилась. Как рассказали мне преподаватели филологического факультета Белградского университета, в 21 веке русский язык среди молодежи уже далеко не так популярен, как раньше. Теперь там поголовно учат английский, многие – немецкий, испанский, французский. Но, тем не менее, все русское вызывает трепет в сербском сердце по-прежнему. Мне встречались сербы, которые лучше нас сведущи в русской истории или географии. «Владивосток – это где-то на Севере или на Кавказе?» - спросят порой современные москвичи. «Владивосток – ваш далеко! Конечный пункт Транссиба, где водятся тигры» - прекрасно знают в Сербии.
… страстная…
«Нравятся ли тебе наши мужчины?» и «Любишь ли ты ракию (самогон из винограда, сливы и прочих фруктов – прим. автора)?» - вопросы, которые мне приходилось слышать в Сербии от старых друзей, новых знакомых и случайных попутчиков. Такое впечатление, что одно и другое в представлении сербов – настоящие бренды их страны. И это не беспочвенно – балканские культуры имею ярко выраженное мужское начало, и воинский дух там – национальная гордость. Наряду с ароматной и высококачественной самогонкой.
Истинным брендом России же балканские братья считают женскую красоту и особенный характер наших барышень и дам. Слово «рускиня» в сербском языке почти тождественно понятию «идеальная женщина». Москвички, сибирячки и даже дальневосточницы за минувшие 10 лет уже хорошо осознали это. Потому и превалирует женский процент среди граждан России, отправляющихся в Сербию на ПМЖ или просто попытать счастья.
С Воиславом Пантеличем в белградской крепости Калемегдане
Мой давний друг и превосходный гид по Белграду Воислав Пантелич, сотрудник компании «МАГ» признает, что был бы не против и сам жениться на русской в свое время: «Исторически так сложилось, что между нами сербами и вами русами существует большое притяжение. Это органично переносится на многие сферы жизни, в том числе и на отношения между мужчиной и женщиной. Русские считаются у нас не просто лепотицами («красавицами» - по-сербски) априори, но красавицами активными, с цепкостью в жизни, при этом нежными, с большой заботливостью о мужчине, детях, семье. И способными на настоящую любовь. Некоторые сербы просто мечтают заключить брак именно с русской женщиной».
…. И почти бескорыстная
Большой офис компании «Газпром» в сербской столице и очередной займ (теперь в 800 млрд. рублей), выданный Россией недавно на выгодных условиях Сербии - вот новые символы сербско-русского братства. Да еще портреты Путина, исполненные в граффити на стенах в белградских переулках. И хотя под одним из «настенными» изображениями российского президента я увидела надпись, дескать, «Путин наблюдает за тобой», сербы искренне любят его. И удивляются, если кто-то ты, россиянин не разделяешь этого чувства к своему государственному лидеру. С приходом к власти ВВП Россия, наконец-таки, снова повернулась лицом к Сербии после ельцинской эпохи пассивности в отношении Балкан.
К примеру, совсем недавно, в январе 2013 года министр финансов России Антон Силуанов и его сербский коллега Младжан Динкич подставили подписи под соглашением о выдаче Сербии кредита в $800 млн. сроком на пять лет (ставка по кредиту - 4,1% годовых). Этим Россия готова помочь своей «сестре» Сербии в реконструкции и строительстве железных дорог. Да и реализовать железнодорожные проекты будет дочерняя компания РЖД - ОАО «Зарубежстройтехнология».
В Сербии в кафе негде яблоку упасть и в рабочий день
Между тем, и Евросоюз уже пустил Сербию к себе на порог. Антисербская истерия, к счастью, закончилась в западных странах, и теперь сербы могут уже без визы, свободно перемещаться по шенгенской зоне. В последние несколько лет ЕЭС активно открывает в Сербии всевозможные производства, включая автомобильное и готово предоставить балканской стране новейшие технологии. И так же – большие кредиты. Хотя…
- Европейцы дают нам деньги с довольно суровыми условиями для Сербии, - рассказывает Воислав Пантелич, - И если нам делать политический и экономический выбор, то однозначно – в сторону России. Полагаю, что нам срочно нужно увеличить инвестиции в сельское хозяйство – Сербия благодатная страна для выращивания многого – от кормов до фруктов, овощей и ягод. И в последние пять лет наш экспорт сельхозпродукции в Россию увеличивается минимум на 30% в год. Даже если оставить все разговоры о наших исторических связях и братстве, ваша страна для нас – огромный и еще не освоенный рынок!