aif.ru counter
310

Вирус зла

АиФ-Приморье №14 06/04/2016
Когда молодёжь занята полезным делом, никакой экстремизм не страшен.
Когда молодёжь занята полезным делом, никакой экстремизм не страшен. © / Татьяна Меель / АиФ

Термин «экстремизм» у всех на слуху. Но мало кто на обывательском уровне задумывается о последствиях даже мимолётного увлечения радикальными взглядами.

Порой случайно размещённая на странице социальной сети информация сомнительного содержания способна сломать человеку жизнь. Гость редакции Надежда ОЛЕШКЕВИЧ, филолог, кандидат философских наук, эксперт, входящая в состав рабочей группы Приморской межведомственной комиссии по профилактике экстремизма. Она рассказала о действенных способах защиты подрастающего поколения от заражения радикальными идеями в Интернете.

Мы и они

- Надежда Алексеевна, какие направления экстремизма в современном мире представляют наибольшую угрозу?

- Во-первых, это религиозно-направленный экстремизм, который вырос из ваххабизма и перерос в желание построить Исламское государство (террористическая организация, запрещённая в России. - Ред.). Вторая форма – фашизм и национализм, в основном представленный субкультурой скинхедов. Скинхеды отличаются упрощённой национальной идентичностью, сводящейся к формуле: «Быть «русским». Носить майку с надписью «Я РУССКИЙ», унижать, подвергать насилию инородцев и иноверцев, рисовать свастику и ходить по улицам с чёрно-жёлто-белым флагом. Эти молодые люди обычно не знают истории России, не интересуются историей своей семьи. Есть ещё неоязычники-инглинги - организации, внесённые в федеральный список экстремистских. Они стилизуют свастику под славянские символы в вышивках и оберегах, утверждая, что славянская языческая вера – самая правильная, унижая при этом православных. Так называемые «ультрас» - группы футбольных фанатов - хулиганов.

- Как распознать экстремизм, маскирующийся под фольклорную культуру?

- Достаточно просто. Известно, что фольклорная культура носит либо обрядовый, либо лирический характер, она привязана к народным праздникам. Те, кто маскируется под фольклор, обычно встраивают символику. Они говорят: «Наш символ коловорот, мы белая нация, гордимся нашим знаком, нам принадлежит мир. Никто другой на нашей земле жить не может!» У них чёткое разграничение - есть мы, а есть они. В фольклорной культуре такого разделения нет. Националисты поклоняются не предкам, а силе, заимствуются не знания, а приверженность определённой организации, символу.

- Насколько опасны проявления радикальных взглядов в СМИ?

- Экстремизм в СМИ встречается не так часто, как в Интернете и социальных сетях. Обычно это касается комментариев и обсуждений каких-либо событий. Иногда название статьи провоцирует читателей к радикальным призывам. Например, во Владивостоке случился конфликт на Золотом мосту: гастарбайтер-уборщик прикоснулся к русской девушке, проходившей мимо, ей это не понравилось, завязался скандал. Громкое название статьи вызвало комментарии экстремистского характера. Журналисты погнались за ярким заголовком, но для СМИ он обернулся проблемой.

В паутине

- Молодёжь попадает в подобные организации по незнанию, глупости, сознательно или нет?

- Большую опасность представляет целенаправленно разработанный интернет-контент. Экстремистские идеи, как вирусы, распространяются по социальным сетям. Носителем такой идеи являются интернет-мэмы с определёнными призывами, плакаты, содержащие негативные высказывания, аудио- и видеоролики. Через социальные сети происходит вербовка сторонников, и она не спонтанная. Механизм таков: обычно создаётся группа по интересам. Тема может быть любой: политика, история, религия. Через добавление в друзья и приглашения в группу начинают присылать тематически подобранную информацию. К примеру, сетуют, что русские вымирают, чужие «понаехали», нашу кровь «смешивают».

Часто экстремистские идеи преподносятся под видом: «модно, спортивно, современно». Так, некоторые организации выпускают линейку одежды - джинсы, подтяжки, ботинки. Показывают, как красить чёлку, а на самом деле распространяют радикальные идеи под видом молодёжной моды. Добавлю, что вступить в организацию довольно просто: после первой же беседы предлагают заполнить анкету, принять присягу на верность через скайп. В обмен завербованный человек получает экипировку, задание. Завербованный попадает под влияние громких лозунгов. Это будит воображение, повышает в крови адреналин. О неотвратимости последствий он не задумывается.

- На какую целевую аудиторию это рассчитано?

- В основном это подростки и молодые люди 14-26 лет. В этом возрасте проходит активный период социализации. И если дети не нашли себя в школе, компании, их может увлечь Интернет, принадлежность к тайным организациям. Вербовщики играют на любопытстве, невежестве, а понятие правовой культуры, национальной идентичности у подростков слабо сформировано. Нужно знать, что правовая ответственность по преступлениям экстремитской направленности наступает с 16 лет. Законодательная база широкая - от административных штрафов до уголовных дел с лишением свободы.

Вспоминаю один случай: 16-летний юноша купил в Интернете флаг с символикой, сходной с нацистской до степени смешения, и вывесил его на фасаде дома. Непонятно, по какой причине, может быть, с мамой или с девушкой поссорился. Его поставили на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних, родители заплатили штраф. В будущем у парня могут возникнуть сложности с учёбой, работой из-за такого способа выражения протеста.

- На какие изменения в характере, настроении и поведении подростка или молодого человека должны обратить внимание родственники?

- Перемены обязательно коснутся внешнего вида. При обращении в радикальный ислам появляется нетерпимость к изображениям животных и людей - до ёлочных игрушек и магнитов на холодильник. Юноши начинают отращивать бороду, брея при этом усы, девушки - носить платки, в которых можно завернуться, скрыть себя, длинные юбки и одежду с длинными рукавами. В речи подростка могут появиться словечки, которые пренебрежительно маркируют представителей национальных, религиозных групп. Важный признак - агрессивная реакция на представителей других национальностей, на мигрантов. Я призываю родителей вместе с ребёнком посмотреть, какая информация размещена на их страницах в социальных сетях, в каких интернет-сообществах они состоят. Необходимо помнить, что на страницу в социальной сети может зайти любой желающий, если она не скрыта настройками приватности, поэтому информация, размещённая на «стене», является публичной.

Был случай, когда молодой человек скопировал несколько роликов антисемитского содержания из YouTube и забыл, что они у него есть. Через год он отошёл от радикальных идей. После очередной проверки социальных сетей правоохранительными органами он был привлечен к административной ответственности, и именно за размещение этих роликов.

С ранних лет

- В профилактике какие задачи ставятся во главу угла?

- Прежде всего это разъяснительная работа. Задача межведомственной рабочей группы - в разработке памяток и рекомендаций на данную тему. Много делается по линии уполномоченного по правам ребёнка по Приморскому краю. И детям, и взрослым нужно показать, что такое молодёжный экстремизм и как его вычленить из потока информации. Подчеркну, что в департаменте молодёжной политики Приморья есть своё видение профилактических задач: проведение мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, толерантности, терпимости.

Лилия ГРИБОЕДОВА

Кстати

По УК РФ максимальный срок или размер наказания:

Организация объединения, посягающего на личность и права граждан - лишение свободы на срок до двух лет;

Организация деятельности экстремистской организации - лишение свободы на срок до двух лет.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности - лишение свободы на срок до пяти лет;

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства - лишение свободы на срок до пяти лет;

Организация экстремистского сообщества – лишение свободы на срок до шести лет;

Содействие террористической деятельности – лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до 1 млн руб.;

Террористический акт - пожизненное лишение свободы.

Досье

Надежда Алексеевна ОЛЕШКЕВИЧ родилась в Спасске-Дальнем. Окончила ДВГУ, факультет филологии. Кандидат философских наук по специальности «Религиоведение, философская антропология и философия культуры». Стаж работы в этой области - 14 лет.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах