Сейчас жителям Приморья уже трудно представить, как транспортная сеть обширного региона обходилась без местных авиалиний. В настоящее время внутрикраевые авиаперевозки в Приморье выполняют две компании «Аврора» и «Дальнереченск Авиа» на воздушных судах, приобретённых региональной администрацией и собственных самолетах DHC-6, Ан-2 и вертолете Ми-8. Всего обеспечивается 13 маршрутов.
- Высоких показателей за этот период текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого мы добились в количестве выполненных рейсов внутри Приморья – рост составил 67%. Для сравнения, в январе-сентябре 2016 года авиакомпания выполнила 1 566 рейсов в Приморье, а в этом году – 2 614 рейсов, – пояснили в «Авроре».
- Задача местных авиаперевозок – повышение транспортной доступности населения. И хотя Приморский край достаточно развит с точки зрения дорожной сети, по сути, северная часть территории устойчивую транспортную доступность не имеет, особенно это показывают тайфуны, когда водой отрезает поселения и целые муниципалитеты, – уверен первый вице-губернатор Василий Усольцев.
Карта полётов
В краевом департаменте транспорта и дорожного хозяйства подчеркнули, что рост пассажиропотока на внутренних направлениях в Приморье связан, прежде всего, с приобретением администрацией региона третьего самолета и открытии нового маршрута – Владивосток-Преображение.
- В деле развития внутрикраевых перевозок мы сейчас сделали максимум в существующих условиях – правильное воздушное судно, способное летать на ту инфраструктуру, которая сейчас есть, при этом не тратим большие деньги на её восстановление, и эффективное субсидирование, - уверен генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик.
Он считает, что опыт Приморского края может быть использован как пример для других территорий.
Исключительное значение для дальневосточных регионов воздушного транспорта подчеркнул Президент России Владимир Путин на заседании президиума Государственного совета, которое состоялось на площадке ВЭФ-2017 во Владивостоке:
- Нам нужно создать условия, когда люди, проживающие в любом регионе Российской Федерации, чувствовали, что они живут в единой стране. Кроме того, очевидна потребность в развитии внутренних маршрутов, и это отдельная очень важная задача. Здесь нужно подумать, что сделать для её решения.
В настоящее время на современных самолётах DHC-6 авиакомпания «Аврора» выполняет рейсы из Владивостока в Кавалерово, Пластун, Дальнереченск, Дальнегорск, Преображение, Терней, из Тернея – в Амгу, Светлую, Единку и обратно, а также из Кавалерово в Хабаровск и обратно.
Еще два воздушных судна обеспечивают север края: самолётом АН-2 приморцы могут воспользоваться для передвижения по маршруту Дальнереченск–Олон–Охотничий–Единка–Самарга и обратно. А вертолёт Ми-8 летает по направлениям: Терней–Амгу–Максимовка–Усть-Соболевка–Светлая–Агзу и Терней–Амгу–Максимовка–Усть-Соболевка–Светлая–Единка–Самарга и обратно. Рейсы на АН-2 и МИ-8 выполняет авиакомпания «Дальнереченск Авиа».
Социальный тариф
Чтобы сделать внутрикраевые авиаперевозки для жителей региона доступными, в Приморье установлен социальный тариф, который значительно ниже себестоимости перелёта. Это позволило снизить стоимость авиабилетов более чем в два раза на самолётах DHC-6 и в 10 раз на вертолёте МИ-8.
В 2017 году в бюджете Приморского края предусмотрели 150 миллионов рублей на осуществление внутрикраевых пассажирских авиаперевозок. Эти средства предоставляются в форме субсидий на компенсацию перевозчикам 100% затрат в разнице между социальными и экономически обоснованными тарифами. Так, цены на билеты сегодня составляют от 675 до 2 180 рублей, что соизмеримо с тарифами на междугородних автобусах.
Схема субсидирования авиаперевозок в Приморье построена таким образом, чтобы перевозчик был заинтересован в загрузке воздушного судна. Предусмотрены субсидии на возмещение недополученных доходов, на приобретение воздушных судов, на строительство, реконструкцию, содержание и организацию эксплуатации посадочных площадок и другие.
Дальнейшее развитие малой авиации – один из приоритетов краевой власти. В регионе, где расстояние между крайними южной и северной точками составляет 900 километров, повышение внутренней транспортной доступности региона – важная задача.
Воздушный туризм
- Малая авиация способствует развитию туристических маршрутов в северных районах края. Приморье славится на весь мир своей уникальной природой: на территории края находится шесть государственных природных заповедников, 13 заказников, три национальных парка, лечебно-оздоровительные местности, ботанические сады и многое другое – всего около 900 памятников природы. Экологический туризм является популярным видом отдыха для жителей и гостей региона, у этого направления огромный потенциал, который получает новый импульс к развитию с развитием малой авиации. География полетов сделала доступными прекрасные природные достопримечательности на севере края. Туристско-информационный центр разработал специальные маршруты на север края, в том числе межрегиональные, включающие посещение Сихотэ-Алинского заповедника, - рассказала директор туристско-информационного центра (ТИЦ) региона Дарья Гусева.
Добраться до заповедника можно за два часа рейсом «Владивосток-Пластун». Туристам предлагается совершить экскурсию по тропе «Мыс Северный», посетить озеро Благодатное и бухту Удобную, познакомиться с уникальной приморской тайгой и посетить музей Сихотэ-Алиньского заповедника.
Безопасность и комфорт
В числе важных задач, поставленных госпрограммой «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2020 годы - строительство и реконструкция посадочных площадок, восстановление взлётно-посадочных полос. Сейчас идут работы по строительству еще двух служебно-пассажирских зданий в посёлках Восток и Светлая, а также посадочной площадки в посёлке Восток. Новый маршрут Владивосток–Дальнереченск–Восток планируется запустить уже в этом году. Недавно врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко посетил с рабочим визитом Дальнереченский городской округ.
В первую очередь глава региона побывал в здании местного аэровокзала, где сейчас ведётся капитальный ремонт. Оно сохранилось с тех времен, когда внутрикраевые рейсы совершала советская авиация, и теперь, конечно, требует модернизации. Здесь будет устроена досмотровая зона, виадук для пассажиров, инфраструктура для маломобильных граждан.
По словам генерального директора «Дальнереченск Авиа» Николая Титова, в случае активного роста пассажиропотока можно будет увеличить мощности аэровокзала за счёт дополнительной резервной зоны, которой располагает здание:
- Если понадобится, можно будет провести в этих дополнительных помещениях ремонт, сделать вход со второго этажа, и будет еще один зал, – отметил руководитель авиапредприятия.
Андрей Тарасенко поблагодарил предприятие за работу и пожелал скорейшего завершения ремонта.
Аэродромная инфраструктура будет развиваться и дальше. В 2018 году начнется строительство посадочных площадок в Серафимовке и Лазо, служебно-пассажирского здания в посёлке Терней. К 2021 году планируется на местных авиалиниях Приморья перевозить ежегодно более 60 тысяч пассажиров, восстановить и ввести в эксплуатацию 22 посадочных площадки.
На дальнейшую перспективу рассматривается возможность организации полётов в такие населённые пункты, как Арсеньев, Пограничный, Краскино, Спасск-Дальний, Камень-Рыболов, Находка и другие.
Кстати
Авиакомпания «Аврора» за девять месяцев текущего года увеличила перевозку пассажиров по Приморью на 46%. Чаще всего жители и гости края пользовались самолетами DHC-6 для перелётов из Владивостока в Дальнегорск, Кавалерово и Терней, а из Тернея – в Светлую и Единку. Как сообщили в авиакомпании, по итогам трёх кварталов 2017 года пассажиропоток «Авроры» на внутрикраевых направлениях составил 28 349 пассажиров, тогда как за девять месяцев 2016 года – 19 416.
Маргарита НЕВЕРОВА
Фото Олега БЕЛОВА