Во Владивостоке подвели первые итоги работы зон платной парковки вдоль дорог в центре приморской столицы. Организаторы говорят, что они внушают оптимизм. А горожане по традиции утверждают, что начинать надо было с другого.
Задушить экономически
Если все легковые автомобили Владивостока выстроить в один ряд, то получится вереница из полтора миллиона метров машин. Её длина – почти в три раза больше протяжённости всех городских дорог. Эксперты говорят, что их пропускная способность полностью исчерпана. Поэтому единственный способ разгрузить автомобильный трафик – уменьшить количество машин в городе. Идеологи реформы говорят, что нужно сделать использование личного транспорта экономически невыгодным.
Первые платные парковочные зоны заработали 25 ноября, их 9 в разных районах приморской столицы.
Первый этап, как водится, вышел комом. Автомобилисты жаловались на невозможность оплатить парковку – не работали цифровые сервисы. Сами парковки поначалу стояли практически пустые. Сейчас все 4 способа оплаты парковки работают исправно: оплатить услугу можно через ближайший паркомат, через приложение «Цифровое Приморье», на сайте primorsky. online или по смс. Автомобилей на платных парковках с каждым днём становится всё больше.
Не могу я отказаться от машины сегодня, а автобус в мой район, может быть, начнёт нормально ходить через полгода. Если начнёт…
Платные парковки приживаются в умах горожан медленно. Цифры говорят сами за себя. В первые три недели автомобилисты Владивостока нарушили правила - бесплатно припарковались там, где теперь нельзя – 2 874 раза. Общая сумма штрафов перевалила за 4 миллиона рублей. Правда пока сформировано только 126 штрафов на 42 тысячи рублей.
Оплатить парковку необходимо в первые 15 минут, иначе автомобили-контролёры, которые курсируют по городу, считают номер нарушителя, и придётся заплатить штраф – 1500 рублей. За повторное нарушение придётся отдать 3000 рублей. Если автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, штраф может составить 10 000 рублей. Впрочем, многие из тех, кто получил уведомление о штрафе, уже говорят, что это сделано с умыслом.
– Я оплатил парковку с помощью приложения, а потом выяснилось, что оплата не прошла, и мне прилетел штраф. Конечно, это выгоднее для операторов – создавать такие ситуации, ведь получить 1500 рублей в виде штрафа приятнее, чем 100 рублей за парковку, — жалуется автолюбитель Алексей, который попросил не называть свою фамилию.
– Ошибки в приложении возможны, – говорят в мэрии Владивостока, – поэтому ориентироваться нужно на смс банка о списании средств за парковку. Нет смс о списании, значит, нет и оплаты, и стоит попробовать заплатит за парковку другим способом.
Цена вопроса
Стоимость парковки во Владивостоке разнится: от 35 до 100 рублей/час. Пока дороже 50 рублей в час платить не приходится. Но все изменится 26 декабря, когда запустят второй этап – ещё 22 парковочных пространства, в том числе парковки с психологически высокой стоимостью 100 рублей/час.
Цели у проекта святые: разгрузить автомобильные потоки и облегчить жизнь пешеходам. Кроме того, как ни странно, предоставить доступные парковочные места, ведь на платной стоянке свободное место найдётся всегда.
– Среднее время нахождения на платной парковке составляет 3-4 часа. На общественный транспорт пересаживаются не более 5-10 процентов автовладельцев. Именно настолько улучшается и пропускная способность улиц. И это мировая практика», – рассказывает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко. – И это уже заметно.
20 % машин в центре города кружат в поисках свободного места и этим осложняют и без того непростое движение. Если хотя бы 10-15% автомобилистов откажутся от личного транспорта в пользу общественного, остальной массе водителей жить станет легче – скорость движения вырастет минимум на 10%, считает Трофименко.
На мнение эксперта отвечает пенсионерка из Владивостока Елена Пономарёва, стаж вождения более 30 лет:
– Я не буду парковаться за 50 рублей в час и за 100 рублей точно не буду. Я на пенсии никуда не спешу, могу и на автобусе доехать. Но я и живу практически в центральном районе. А что делать жителям Тихой и Чуркина, Русской и Снеговой пади? А Дальхимпрома? По сути, человека ставят перед выбором – плати или стой, мёрзни на остановке. Не с того начали. Не могу я отказаться от машины сегодня, а автобус в мой район, может быть, начнёт нормально ходить через полгода. Если начнёт…
Город не для пешеходов
В условном идеальном мире пешеход на городской улице в приоритете. На втором месте велосипедист, потом общественный транспорт, а потом уже только автомобиль. Во Владивостоке этот список приоритетов можно читать с конца.
Житель Владивостока Анатолий Гаврилов с 17-летним стажем вождения так отвечает урбанисту:
– Сама идея платных парковок не нова, но стоимость от 35 до 100 рублей – это слишком дорого. Люди во Владивостоке не пересядут с личного транспорта на общественный. Человек готов в пробке сидеть, но только в своей машине. Качество общественного транспорта не соответствует столичному. А цены на платную парковку, кажется, ввели как раз такие, – говорит Анатолий Гаврилов.
– Обсуждать правильность тарифов и самих мест для парковки мы будем с администрацией Владивостока, но только через пару месяцев. Сейчас это делать рано. Чтобы сделать правильные выводы, все парковочные зоны должны работать. Мы рассчитываем на заполняемость 70%, – комментирует оператор платного парковочного пространства ООО «Цифровое Приморье».