Больше половины детей мигрантов в этом году не прошли тестирование по русскому языку и были приняты в средние образовательные учреждения. Во Владивостоке экзамен не сдали 69 из 142 ребят. Ещё часть отсеялась на этапе приёма документов школами.
Прозрачные правила
С 1 апреля в российских школах введены новые правила. Дети мигрантов для зачисления в школу должны пройти тест на знание русского языка, а их родители – документально подтвердить законность пребывания в России.
Гульнара приехала в Приморье из Узбекистана. Каждый день она получает десятки сообщений от своих соотечественников. У большинства – похожие истории: приехали в Россию с семьями, а их детей жёстко «срезают» на тестах.
«Невозможно знать русский язык на 100%, зачем этого требуют от детей? Почему им отказывают в праве учиться?», – сетуют мигранты.
«С одной стороны, требование правильное. Но дети учатся постепенно, нельзя требовать от них высокого уровня. Люди говорят: экзамены сложные, и русский ребёнок тоже может запутаться», – говорит Гульнара, добавляя, что намерена обращаться за поддержкой к правительству и губернатору.
Однако перед этим стоит детально разобраться с новыми правилами, ведь все мигранты, привозящие с собой детей, уверены в праве обучать их в русских школах. Если раньше это происходило автоматически, то теперь им нужно подготовиться.
«Родители должны представить документы, подтверждающие родство или законные права представителя, легальность пребывания в России, медицинское заключение об отсутствии опасных инфекций. Документы должны сопровождаться нотариально заверенным переводом», – поясняют в Рособрнадзоре. Вместе с тем каждый ребёнок-иностранец старше 6 лет проходит процедуру дактилоскопической регистрации и фотографирования, получая разрешение на пребывание в стране.
Тесты, заверили в ведомстве, разработаны для каждого уровня обучения – с 1-го по 11-й класс. Со второго класса к устному экзамену добавляется письменная часть.
Не хотят учиться?
Как сообщили в администрации Владивостока, для детей, не сдавших тест, шансы не потеряны – через три месяца возможна пересдача. На базе средних школ организовано дополнительное обучение, которое позволяет ребятам подготовиться к повторной проверке знаний.
– Говорят, тесты невероятно сложные? – спрашиваю директора школы № 32 Павлину Проживину.
«Напротив, лёгкие и доступные, – ответила директор школы. – Но среди приехавших детей есть те, кто вообще не владеет русским языком. И если на уровне разговорного языка мы постепенно справляемся, то всё, что касается письменной части, – остаётся тёмным лесом. Такие ученики практически не успевают не только по русскому, но и по литературе, истории и другим предметам, и для них не существует специальных методик. Для преподавателей это катастрофа!»
Сегодня учителя средних школ Владивостока прошли обучение по программе социальной и языковой адаптации детей мигрантов «Одинаково разные». Они готовы преподавать язык как детям, так и их родителям на дополнительных платных занятиях. Но получают отказ. Налицо потребительское отношение: «Вы детей учите, а мы учиться не хотим! Некогда, работаем!»
По словам Полины Проживиной, ряд детей не приняли в школы из-за неправильного оформления документов. Все правила выложены в открытом доступе. Но почему иностранные граждане не могут с ними ознакомиться? Изучить демоверсию тестов? Преподаватели русского языка, к слову, отмечают – есть прекрасные ребята-иностранцы, которые хорошо говорят, пишут и в целом хотят учиться. Просто у них ответственные родители.
«Моё мнение однозначно – принимать в школы детей тех мигрантов, кто прибыл в Россию на постоянное место жительства, – высказался эксперт по миграционным вопросам Сергей Пушкарёв. – Людям, приезжающим временно, по патентам, на вахтовые работы, нужно оставлять дома семьи с детьми. Зачем им изучать русский язык, если, заработав деньги, они все равно отсюда уедут? Здесь дешевле образование».
Кстати, ситуация во Владивостоке отражает положение во всей России. По данным Рособрнадзора, 87% детей мигрантов не приняты в школы из-за неполного пакета документов или провала теста по русскому языку.