526

Вехи Победы. Производство на Дальзаводе в войну выросло в два раза

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Приморье № 11 11/03/2020
Анатолий Сердюк / АиФ

Вклад ведущего предприятия судоремонтной отрасли Дальнего Востока в общую победу в Великой Отечественной войне достоин фундаментальных исследований. Многое из героических достижений тех лет до сих пор находится под грифом «секретно». Но даже известные факты говорят о большой роли, которую сыграл «Дальзавод» в те годы.

Треть субмарин – наша

К началу Великой Отечественной войны завод носил имя завод имени Климента Ворошилова. Предприятие уже в те годы было одним из ведущих в оборонной промышленности Советского Союза.

К лету 1941 года завод построил и передал флоту 76 подводных лодок типа «Щ», «М», «С» и «Л».

Отсеки «Щук» и «Малюток» доставлялись во Владивосток из центральных областей страны по Транссибу и достраивались в цехах и доках «Дальзавода», проходили заводские испытания и передавались флоту.

В первые годы Великой Отечественной войны на предприятии достроили и передали флоту ещё 9 подводных лодок. Таким образом, всего со стапелей завода сошли 85 субмарин. Для справки. Общее число подводных лодок, построенных в стране в 1932–1945 гг., составляло 260. То есть на долю предприятия из Владивостока приходилась треть выпущенных лодок.

Основная часть субмарин направлялась на Тихоокеанский флот. К 1941 году на ТОФ было четыре бригады и несколько отдельных дивизионов подводных лодок.

По мнению историков, создание столь мощного подводного флота стало одной из причин, остановивших планы Японии по нападению на Дальний Восток.

В годы войны активно шёл ремонт субмарин. В октябре 1942-го четыре обновлённые на заводе подводные лодки южным морским путём ушли на Северный флот. Одной из них была легендарная С-56. После войны она вернулась на ТОФ северным морским путём, совершив тем самым кругосветное плавание.

Надводные боевые корабли также ремонтировались в доках предприятия. В июле 1942 года из Владивостока на Североморский театр военных действий был отправлен отряд боевых кораблей в составе лидера «Баку», эсминцев «Разумный» и «Разъярённый». Корабли тщательно подготовили к сложному переходу во льдах. В процессе подготовки для проводки во льдах была выполнена замена бронзовых винтов на стальные. В результате они успешно преодолели полярный переход протяжённостью 7360 миль. После прохода через ледовые поля винты вновь заменили на бронзовые. Причём без постановки кораблей в док. Работы провели с помощью кессона.

По заданию Государственного комитета Обороны были отремонтированы сторожевые корабли «Буран», «Вьюга», «Метель», «Гром», «Зарница», «Молния», пограничные сторожевые корабли «Дзержинский» и «Киров».

Буксиры и сейнеры переоборудовали под тральщики, устанавливали артиллерийское вооружение. По заданию ГКО шла модернизация подводных лодок, которые расширяли свои возможности. В том числе могли использоваться в качестве минных заградителей.

Гражданские суда Дальневосточного морского пароходства, которые обеспечивали доставку грузов по ленд-лизу, также ремонтировались и восстанавливались на предприятии. Легендарный ледокол «Красин» в октябре 1942 года пришёл Северным морским путём во Владивосток. Судно проводило конвои серии PQ. Износ корпуса судна был невероятным, и при постановке в док листы обшивки под котлами составляли 2 миллиметра. В результате авральных работ по ремонту и замене корпуса 19 декабря ледокол вышел из дока и вернулся в строй.

Всё для фронта

Это кажется невероятным, но за четыре года войны на предприятии было выпущено больше продукции, чем за девять довоенных лет. Был построен и сдан новый цех предприятия (кузнечный). Для улучшения питания работников были отремонтированы два сейнера и создана рыболовецкая и китобойная артель.

Уже с июня 1941 года «Дальзавод» был переведён на работу по схеме военного времени. Пока в одних цехах шёл ремонт кораблей флота, в других выпускались боеприпасы и стрелковое оружие. Начали делать мины и снаряды, ручные гранаты.

Интересный факт. Специалистам предприятия удалось наладить выпуск пистолета-пулемёта Дегтярёва. Не имея пакета документации, заводские умельцы, что называется, «до винтика» разобрали действующий образец, изучили в лабораториях состав сталей и сплавов и создали аналог. После соответствующих испытаний оружие было допущено к массовому производству.

Корабелы завода стали инициаторами движения «двухсотников». Трудовые бригады брали на себя обязательства выполнить производственные задания на 200 процентов, работая за себя и за товарищей, что ушли воевать в действующую армию.

До конца 1941 года на фронт отправились 1114 судоремонтников, из них 810 кадровых рабочих. Эти люди имели «бронь» и не подлежали призыву, но попросились на поля боев добровольцами. Ещё около 2,5 тысячи заводчан были призваны в ряды Красной Армии в 1942–1943 гг.

Смену им готовили тут же, в цехах. За годы войны на заводе путём бригадно-индивидуального обучения было подготовлено свыше 2300 молодых рабочих.

В декабре 1941 года на заводе организовали сбор средств для жителей и защитников блокадного Ленинграда. Целый эшелон отправился на запад. В 1943 году заводчане участвовали в формировании танковой колонны «Приморский комсомолец». Собрали средства на строительство боевых машин и сформировали экипаж. В состав будущего экипажа зачислили дальзаводцев Павла Пономаренко, Лукьяна Ковальчука, Николая Кульманова и Степана Тюленева.

2 июня 1945 года за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны завод был награждён Орденом Ленина. Семь заводчан за свой самоотверженный труд получили орден Ленина, 34 дальзаводца награждены орденом Трудового Красного Знамени, 50 человек – орденом Красной Звезды, 80 человек – орденом «Знак Почёта».

Помним, годимся

Геройски воевали ушедшие на фронт заводчане. Звания Героя Советского Союза были удостоены Назар Приходько, Пётр Лобас и Василий Сергиенко. Полным кавалером орденов Славы стал Дмитрий Бондаренко. Сотни работников предприятия получили боевые ордена и медали.

Память о войне и Великой Победе была увековечена во Владивостоке также благодаря рабочим предприятия. Например, легендарная лодка С-56 в 1975 году была переоборудована в корабль-музей и стала основой Мемориала воинской славы на Корабельной набережной. Для этого подлодку в цехах завода разрезали на шесть отсеков. По частям доставили к будущему памятнику, установили на постамент и собрали заново.

Руками дальзаводцев выполнены фрагменты Мемориала морякам торгового флота. Литьё и чеканка сохранили узнаваемыми профили пароходов, которые в годы войны доставляли стратегические грузы во Владивосток. В 1967 году работы по созданию комплекса были завершены. На самой территории завода есть стела и мемориальный комплекс в память о погибших дальзаводцах.

 КСТАТИ

Только в 1946 году завод перешёл на «мирный» 8-часовой рабочий день. По-фронтовому он составлял 12 часов. Первой послевоенной мирной продукцией предприятия стал в 1947 году знаменитый владивостокский морской трамвай МТ-1. Судно осуществляло пассажирские перевозки на мыс Чуркин и мыс Голдобина. Первой крупной послевоенной стройкой для Дальзавода стал стадион «Авангард».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах