Четвероклашки на распутье. Что изучать - теологию или этику?

Фото: АИФ

   
   

Он обязателен для изучения всеми школьниками, перешедшими в четвертый класс. Несмотря на небольшой объем - 34 часа - предмет вызвал массу споров и кривотолков. Более того, многие родители до сих пор не понимают, чему же будут учить их чад в школе.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей на выбор. Пять из них носят ярко выраженную религиозную окраску, и лишь шестой модуль звучит вполне по-мирски: «Основы светской этики».

Атеистическое воспитание, полученное за 70 лет советской власти, похоже, сыграло злую шутку с массовым сознанием. Родители целыми классами голосовали за «светскую этику», открещиваясь от «основ религии», как черт от ладана.

Леди энд джентльмены

Молодые родители, воспитанные на романтике «лихих 90-х», попадая теперь на светский раут, чувствуют себя крайне закомплексовано. Название модуля «Основы светской этики» зародило в их сердцах надежду, что новый предмет позволит детям ответить на сакраментальный вопрос: в какой руке джентльмен должен держать вилку, если в правой у него котлета?

- Этим надеждам не суждено сбыться - модуль «Основы светской этики» не учит тому, как правильно вести себя в обществе, - рассказывает учитель начальных классов СОШ№74 Вера ТРОЕЛЬНИКОВА. - Мы не будем учить детей этикету, наш предмет культурологический, поэтому, как и любая культура, тесно перекликается с религией. «Этика» - предмет очень нужный и своевременный. Единственное, что смущает - в четвертом классе у школьников еще не сформирована аналитика. Он еще не готовы к серьезному восприятию предмета.

   
   

По замыслу министерства образования, новый предмет позволит расширить кругозор учащихся и сыграет важную роль в воспитательном процессе.

- В нашем классе примерно 98% родителей выбрали «этику», - поделилась с «АиФ» учитель 3 «А» класса СОШ №27 Ольга КОРЯКИНА. - В этом предмете много материала подано с позиций известных философов, чье творчество входит в мировое наследие культуры.

Какая культура без религии?

С введением «основ» мы опоздали лет на 20, считают учителя, сейчас выросло целое поколение, которое просто не понимает, что такое семья и для чего ее нужно создавать. Общество потребителей вполне устраивает сожительство.

- Согласно христианским традициям семья - это малая церковь. Поэтому предмет «Основы православной культуры» вводится по насущной необходимости, - считает учитель высшей категории гимназии №1 Елена ПАДАЛКО. - Потому что сейчас мы с сожалением констатируем духовный кризис общества. Посмотрите, мы ведь не говорим «убийца», мы лукаво произносим «киллер». Дескать, это профессия - ничего личного. И лукавим мы во всем.

Не стоит забывать, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» был введен не по просьбе церкви, а по настоянию министерства образования. И учитывая, что мы живем в России, вполне понятно, что православие является культурообразующим элементом общества.

- Новые стандарты образования выстраивают внутри школы совершенно новые пространства образования, - поясняет и. о. завкафедрой воспитания и дополнительного образования Приморского краевого института переподготовки и повышения квалификации работников образования Елена КОРЯБКИНА. - С точки зрения теории это очень хорошее пространство, потому что оно нацелено на развитие и воспитание гражданина России, у которого внутри сформировано ценностное отношение к жизни и человеку. Правильные ценности в первую очередь русской культуры. Только так можно правильно воспитать гражданина, уважительно относящегося к религии и понимающего верования другого человека.

Смотрите также: