Примерное время чтения: 8 минут
162

Сиди и учи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ - Приморье 31/05/2012
Фото: АИФ

Тетради в линеечку. Небо «в клеточку». Впрочем, нет. Небо над подростковой колонией  чистое и светлое, такое же, как над нашими домами. Но живут под этим  светлым небом несовершеннолетние преступники. Дети с взрослыми глазами. Нарочито усталыми, настороженно – внимательными, резкими, колкими, несчастливыми. 

Мы провели в колонии полдня. За это время лишь на несколько минут изменились эти глаза, посветлели. Когда на последнем звонке, празднике, организованном для выпускников средней школы при исправительном учреждении, зазвучала песня в исполнении одноотрядника Маскима Полковникова. 
Не последний звонок 
Странный это был последний звонок. Не выплывали из дверей белогрудыми горлицами девочки в праздничных фартуках (и когда успела возродиться эта традиция, надевать в последний майский выходной школьную форму?), не гарцевали, сдерживая молодой пыл, за углом парни в свежевыглаженных костюмах-тройках… Серая роба, серый двор, серые стены, серая форма охранников. И только учителя такие же, как «на воле»: радостные и счастливые. 
Воспитательная колония в поселке Врангель - учреждение известное. Сегодня здесь отбывают свой, пока еще «перевоспитательный» срок, около ста человек. Те, у кого сроки небольшие, успевают выйти на свободу до 18 лет. Те, кто не успевает, - «уходит» на «взрослую» зону. Для двух выпускников в этом году последний звонок стал действительно последним - сдавать  выпускные экзамены ребята будут уже на свободе. Для остальных двадцати «последний звонок» - это просто школьный праздник, «от звонка до звонка» они еще не «отсидели». Тем не менее, шестнадцать выпускников девятых и четверо двенадцатых классов после успешной сдачи экзаменов получат аттестаты  стандартного образца, в котором даже намека не будет на то, что среднее учебное заведение ребята окончили за колючей проволокой. Впервые. До 2012 года, по словам методиста школы Елены БАРМИНОЙ, в свидетельствах об окончании школы ставилась печать исправительного заведения. 
Весна за колючей проволокой 
На празднике были цветы, плакаты и глобус на парте. Учителя и очень немногочисленные родители. Сами выпускники чувствовали себя скованно. Ни веселых подзатыльников,  ни шуток, ни дружеского подталкивания. Руки по швам. Глаза в пол. 
Прозвучали первые слова официального приветствия и первые стихи. И вдруг  развернулись головы, дрогнули подбородки. Зарделись щеки, и я не поверила своим глазам: эти ребята умеют краснеть. И опять - глаза в пол. Теперь, кажется, от смущения. Столько добрых, а главное искренних слов в их адрес! А впереди - представление. Актеры - они сами. 
В колонии решили «снять кино» - о каждом из предметов, которые ребята изучали. Удачно скомбинировав шутливые диалоги с видео- и фото-презентацией, вокальными номерами, стихами и просто поздравлениями, педагоги и воспитанники выдали такое шоу, какому  может позавидовать школьный КВН любого престижного учебного заведения. Таланты? 
- Мы занимаемся по обычной программе вечерней школы, но в дневное время, -Рассказывает директор Ольга СКОКОВА. - Дети попадают в колонию очень слабые, требующие большой индивидуальной работы. У большинства  полностью отсутствует  мотивация к учебе. Учиться они не то, что не хотят - не умеют. С исправления вот этих установок и начинается наш учебный процесс. Совместное творчество - его квинтэссенция. 
Первый раз в десятый класс 
Вот что любопытно. Если с последним звонком всё ясно, то с первым учебным днем - не всегда. Первое сентября для малолетних заключенных, в отличие от срока, понятие условное. Первое сентября для них наступает, когда они перешагивают порог колонии. Осень, зима, весна - всё равно. 
Иногда подростки бывают уникально необразованные. 
- Не так давно в школу поступил 17-летний парень с четырьмя классами образования, - рассказывает завуч Наталья КОКОТКОВА. - Парень оказался из цыганской семьи, жил в Караганде, но в школу бегал. Пока были живы родители, разрешали. Но родители умерли, мальчика стал воспитывать дядя. В школу ходить запретил. Не так давно родственник  решил перебраться во Владивосток. Судя по тому, что сам дядя отбывает срок за торговлю наркотиками, целью переезда была отнюдь не просто «охота к перемене мест». В 17 лет юноша читал едва ли не по слогам. 
- Но ведь бывают и умнички, - вступает в разговор преподаватель информатики и методист  Елена БАРМИНА. - Например, Женя Утегенов, почти отличник, скоро станет оператором обработки цифровой информации, или Максим Полковников. Максим прибыл из детского дома, но сразу стал учиться хорошо, чувствовалось, что и там не лентяйничал. Это он сегодня пел. 
Школа жизни
В колонию (и в школу соответственно) мальчишки попадают в основном с улицы. 
- При этом все уверяют, что дома всё хорошо, - продолжает Ольга Скокова. - Но это скорее мечта, чем действительность. 80% наших воспитанников - из запущенно  неблагополучных семей. 
Парни действительно не склонны распространяться ни о семьях, ни раскрывать детали своих бывших подвигов: не крал, не, не угонял и даже… не убивал. Да, такие там дети.  Но вот о будущем все, как один, говорят с уверенностью. Один из выпускников 12-го класса Дима утверждает, что на свободе обязательно найдет свое дело: 
- Я многому научился, в том числе и работать руками. Шить, штукатурить, даже готовить. Скоро получу диплом пекаря. О дальнейшей учебе подумаю, когда на ноги встану. 
Директор Ольга Скокова с сомнением качает головой: 
- К сожалению, обратной связи с нашими бывшими учениками у нас почти нет. Не приходят к нам, как в обычных школах, благодарные выпускники, это правда. 
Колония нестрогого режима 
Пусть мальчишки из колонии не знают или забыли, что такое первое сентября. Но последний звонок они действительно прочувствовали. Учителя и воспитатели постарались. Сценарий, который педагоги написали сами, не оставил незадействанным ни одного из выпускников: в номерах самодеятельности участвовали все до единого - ученики и учителя. 
По сценарию одного из них, учитель географии Герман ХАН стукнул кулаком по столу. Но получилось это у него так неловко, что по окончании выступления я задала вопрос: часто ли ему приходится на самом деле стучать кулаком? 
По тому, как Герман Владимирович пожал плечами, стало понятно - нечасто. 
- Во-первых, здесь все-таки  колония, а не школа в бандитско-голливудском районе, так что о  дисциплине дети понятие имеют. А потом, наш принцип - преподавать так, чтобы им было интересно. Иначе урок просто не состоится. Этот подход дает результаты. По географии, например, мы готовим рефераты, которые уже отправлены на общероссийский конкурс. А на сцене можно и поиграть. 
Готовить авторские проекты для праздничных мероприятий школе не  привыкать. Все представления в колонии, будь то Новый год, День победы, 8 Марта, все делают вместе. Проводят тематические декады. Например, недавно на тематический праздник «Приморье - наш дом» пригласили писателей и художников, творческие коллективы со всего края. 
Заканчиваю репортаж и думаю: просто пажеский корпус, а не колония. А ведь ни одного факта не приукрасила! Действительно прекрасные учителя, многие из которых проработали в колонии 20 лет. Действительно много дают подросткам.
Но нет, не пажеский корпус. Передвигаются малолетние преступники по колонии  конвоируемым строем. И ограждены они от мира колючей проволокой, контрольной полосой  и вышкой. И учатся они, к сожалению, не только истории с географией, но и воровским понятиям, сленгу и антуражу (а как иначе). Вопрос: что победит? Доброе слово учителя или…? Что они выберут в будущем: «Сиди» или «Учи»?
Римма ПАВЛОВА

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах