Тетради в линеечку. Небо «в клеточку». Впрочем, нет. Небо над подростковой колонией чистое и светлое, такое же, как над нашими домами. Но живут под этим светлым небом несовершеннолетние преступники. Дети с взрослыми глазами. Нарочито усталыми, настороженно – внимательными, резкими, колкими, несчастливыми.
Мы провели в колонии полдня. За это время лишь на несколько минут изменились эти глаза, посветлели. Когда на последнем звонке, празднике, организованном для выпускников средней школы при исправительном учреждении, зазвучала песня в исполнении одноотрядника Маскима Полковникова.
Не последний звонок
Странный это был последний звонок. Не выплывали из дверей белогрудыми горлицами девочки в праздничных фартуках (и когда успела возродиться эта традиция, надевать в последний майский выходной школьную форму?), не гарцевали, сдерживая молодой пыл, за углом парни в свежевыглаженных костюмах-тройках… Серая роба, серый двор, серые стены, серая форма охранников. И только учителя такие же, как «на воле»: радостные и счастливые.
Воспитательная колония в поселке Врангель - учреждение известное. Сегодня здесь отбывают свой, пока еще «перевоспитательный» срок, около ста человек. Те, у кого сроки небольшие, успевают выйти на свободу до 18 лет. Те, кто не успевает, - «уходит» на «взрослую» зону. Для двух выпускников в этом году последний звонок стал действительно последним - сдавать выпускные экзамены ребята будут уже на свободе. Для остальных двадцати «последний звонок» - это просто школьный праздник, «от звонка до звонка» они еще не «отсидели». Тем не менее, шестнадцать выпускников девятых и четверо двенадцатых классов после успешной сдачи экзаменов получат аттестаты стандартного образца, в котором даже намека не будет на то, что среднее учебное заведение ребята окончили за колючей проволокой. Впервые. До 2012 года, по словам методиста школы Елены БАРМИНОЙ, в свидетельствах об окончании школы ставилась печать исправительного заведения.
Весна за колючей проволокой
На празднике были цветы, плакаты и глобус на парте. Учителя и очень немногочисленные родители. Сами выпускники чувствовали себя скованно. Ни веселых подзатыльников, ни шуток, ни дружеского подталкивания. Руки по швам. Глаза в пол.
Прозвучали первые слова официального приветствия и первые стихи. И вдруг развернулись головы, дрогнули подбородки. Зарделись щеки, и я не поверила своим глазам: эти ребята умеют краснеть. И опять - глаза в пол. Теперь, кажется, от смущения. Столько добрых, а главное искренних слов в их адрес! А впереди - представление. Актеры - они сами.
В колонии решили «снять кино» - о каждом из предметов, которые ребята изучали. Удачно скомбинировав шутливые диалоги с видео- и фото-презентацией, вокальными номерами, стихами и просто поздравлениями, педагоги и воспитанники выдали такое шоу, какому может позавидовать школьный КВН любого престижного учебного заведения. Таланты?
- Мы занимаемся по обычной программе вечерней школы, но в дневное время, -Рассказывает директор Ольга СКОКОВА. - Дети попадают в колонию очень слабые, требующие большой индивидуальной работы. У большинства полностью отсутствует мотивация к учебе. Учиться они не то, что не хотят - не умеют. С исправления вот этих установок и начинается наш учебный процесс. Совместное творчество - его квинтэссенция.
Первый раз в десятый класс
Вот что любопытно. Если с последним звонком всё ясно, то с первым учебным днем - не всегда. Первое сентября для малолетних заключенных, в отличие от срока, понятие условное. Первое сентября для них наступает, когда они перешагивают порог колонии. Осень, зима, весна - всё равно.
Иногда подростки бывают уникально необразованные.
- Не так давно в школу поступил 17-летний парень с четырьмя классами образования, - рассказывает завуч Наталья КОКОТКОВА. - Парень оказался из цыганской семьи, жил в Караганде, но в школу бегал. Пока были живы родители, разрешали. Но родители умерли, мальчика стал воспитывать дядя. В школу ходить запретил. Не так давно родственник решил перебраться во Владивосток. Судя по тому, что сам дядя отбывает срок за торговлю наркотиками, целью переезда была отнюдь не просто «охота к перемене мест». В 17 лет юноша читал едва ли не по слогам.
- Но ведь бывают и умнички, - вступает в разговор преподаватель информатики и методист Елена БАРМИНА. - Например, Женя Утегенов, почти отличник, скоро станет оператором обработки цифровой информации, или Максим Полковников. Максим прибыл из детского дома, но сразу стал учиться хорошо, чувствовалось, что и там не лентяйничал. Это он сегодня пел.
Школа жизни
В колонию (и в школу соответственно) мальчишки попадают в основном с улицы.
- При этом все уверяют, что дома всё хорошо, - продолжает Ольга Скокова. - Но это скорее мечта, чем действительность. 80% наших воспитанников - из запущенно неблагополучных семей.
Парни действительно не склонны распространяться ни о семьях, ни раскрывать детали своих бывших подвигов: не крал, не, не угонял и даже… не убивал. Да, такие там дети. Но вот о будущем все, как один, говорят с уверенностью. Один из выпускников 12-го класса Дима утверждает, что на свободе обязательно найдет свое дело:
- Я многому научился, в том числе и работать руками. Шить, штукатурить, даже готовить. Скоро получу диплом пекаря. О дальнейшей учебе подумаю, когда на ноги встану.
Директор Ольга Скокова с сомнением качает головой:
- К сожалению, обратной связи с нашими бывшими учениками у нас почти нет. Не приходят к нам, как в обычных школах, благодарные выпускники, это правда.
Колония нестрогого режима
Пусть мальчишки из колонии не знают или забыли, что такое первое сентября. Но последний звонок они действительно прочувствовали. Учителя и воспитатели постарались. Сценарий, который педагоги написали сами, не оставил незадействанным ни одного из выпускников: в номерах самодеятельности участвовали все до единого - ученики и учителя.
По сценарию одного из них, учитель географии Герман ХАН стукнул кулаком по столу. Но получилось это у него так неловко, что по окончании выступления я задала вопрос: часто ли ему приходится на самом деле стучать кулаком?
По тому, как Герман Владимирович пожал плечами, стало понятно - нечасто.
- Во-первых, здесь все-таки колония, а не школа в бандитско-голливудском районе, так что о дисциплине дети понятие имеют. А потом, наш принцип - преподавать так, чтобы им было интересно. Иначе урок просто не состоится. Этот подход дает результаты. По географии, например, мы готовим рефераты, которые уже отправлены на общероссийский конкурс. А на сцене можно и поиграть.
Готовить авторские проекты для праздничных мероприятий школе не привыкать. Все представления в колонии, будь то Новый год, День победы, 8 Марта, все делают вместе. Проводят тематические декады. Например, недавно на тематический праздник «Приморье - наш дом» пригласили писателей и художников, творческие коллективы со всего края.
Заканчиваю репортаж и думаю: просто пажеский корпус, а не колония. А ведь ни одного факта не приукрасила! Действительно прекрасные учителя, многие из которых проработали в колонии 20 лет. Действительно много дают подросткам.
Но нет, не пажеский корпус. Передвигаются малолетние преступники по колонии конвоируемым строем. И ограждены они от мира колючей проволокой, контрольной полосой и вышкой. И учатся они, к сожалению, не только истории с географией, но и воровским понятиям, сленгу и антуражу (а как иначе). Вопрос: что победит? Доброе слово учителя или…? Что они выберут в будущем: «Сиди» или «Учи»?
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.