Юбилей отметила мама Кравцовских водопадов
Эту и многие другие природные красоты для туризма Приморского края открыла и показала хрупкая, но весьма стойкая, энергичная и жизнерадостная женщина.
Члену Русского географического общества Валентине Сергеевне КОРАБЕЛЬНИКОВОЙ исполнилось 90 лет. Несмотря на солидные цифры, сегодня она действующий экскурсовод. Секрет успеха видит совершенно в простом - в жизни нужно заниматься тем, что интересно, много ходить пешком и уметь дружить. Она словно Мать Тереза - первой бежит на помощь, узнав, что кто-то в этом нуждается.
По Сибирскому тракту
- Родилась я в Забайкалье, а в четырёхлетнем возрасте родители в статусе ссыльных переехали в Новосибирск, - начинает рассказ Валентина Сергеевна. - Жили трудно. Пока было тепло, ютились в большом дворе, и если шёл дождь, то хозяева пускали детей в помещение, а родители укрывались в сарае. Затем сарай приспособили для жилья, его утепляли к зиме. Помню, как что-то капало с крыши, как папа делал топчаны из досок, как убирали снег и топили печь гречневой шелухой. Родители с нами особенно не нянчились. Сибирь - это лютые морозы, так что я из закалённых.
Годы учёбы совпали с войной. Я поменяла пять или шесть школ - их закрывали под госпитали, детские приюты, приходилось учиться в приспособленных помещениях, не хватало учебников, тетрадей. Одевались супермодно - телогрейка, клеёные унты, галоши. Весь город тогда был в огородах и курятниках, это помогало выживать.
- Валентина Сергеевна, откуда в вас возникла тяга к неизведанному? К прокладыванию троп, маршрутов?
- Я мечтала быть геологом, но поступила в институт на геофак и стала географом. Волею судьбы оказалась на берегу Охотского моря, в рыбацком посёлке Новое устье, где получила классное руководство в школе. Тогда и начала ходить в походы с учениками - серьёзные, взрослые. Перед походом получала ружьё: край был пустынным и опасным. Уходили далеко, вплоть до Сибирских трактов, сплавлялись по рекам, преодолевали крутые спуски, болота. Много было опасных моментов.
Именно там у меня случилась первая любовь, родился первый ребёнок. В 1967 году решено было уехать во Владивосток. Здесь меня направили в районо, но я никогда не любила административную работу, и, вернувшись в школу, вздохнула с облегчением.
- Почему вас называют первым экскурсоводом Приморья?
- Конечно, и до меня экскурсоводы были. Возможно, я первая по старшинству? Обосновавшись с семьёй во Владивостоке, однажды прочитала объявление о наборе на курсы экскурсоводов. Пошла добровольным слушателем, бесплатные занятия проводились в Доме профсоюзов. На лекциях старательно записывала улицы, памятники, достопримечательности. Одна из первых экскурсий оказалась неудачной - ни я, ни водитель совсем не знали Первомайский район, заблудились у моря в тумане. Это был такой позор!
- Зато потом вы столько открытий совершили!
Особое отношение к водопадам
- Во Владивостоке я продолжила традицию загородных походов с учениками. Узнала о том, что на севере Хасанского района, недалеко от села Кравцовка скрываются водопады и значатся они только на картах военных. Что говорить, мы их искали и нашли, все пять водопадов. Трудным было возвращение, спуск, с детьми едва успели впрыгнуть в проезжающий грузовик. Ехали на последней электричке, вымазанные, как черти, но довольные.
Да, впоследствии каждый из водопадов получил имя – Малыш, или Сказка, Каменная чаша, Ступенчатый, Пасть дьявола и Хрустальный. Интересно, что последний водопад изначально назвали Лестничный. Но однажды на экскурсию пришли геологи, они заметили, как красиво искрятся потоки воды в солнечных лучах. Кто-то сказал: «Посмотрите, хрусталь вокруг», так водопад переименовали в Хрустальный. Вообще водопады - моя большая любовь.
- Объект достоин лучшей инфраструктуры, не правда ли?
- Раньше была нетронутая прекрасная природа. Но не только стихия сегодня портит вид, но и костры, которые жгут возле водопадов, привязывают шнуры к деревьям, мусорят, и это никто не убирает. Больно смотреть.
- Вы автор десятков маршрутов. Какие из них наиболее вам дороги?
- Это путь на озеро лотосов в Арсеньев, в экскурсию логично вплетён рассказ о выдающемся исследователе. Интересные, почти авантюрные моменты связаны с разработкой экскурсии «К тайнам Седанки». Пробираясь через заборы, за которыми скрываются современные коттеджи, я обнаружила старинное здание, после выяснилось, что это бывший особняк Бриннеров. Сам Рок Бриннер, шустрый такой человек, который на кинофестиваль приезжает, это подтвердил. Старинные особняки сегодня стали архитектурными памятниками. Обидно, что они превращаются в развалины.
Не всё пессимистично. Во Владивостоке появились мосты, оперный театр, и потребовались новые маршруты, над которыми я работала. А к 75-й годовщине Великой Победы готовлю тематическую экскурсию по улице Русской. Надо помнить, что до 1972 года она называлась Великорусской и что там расположены памятники, посвящённые двум войнам.
- Идут споры о том, что считать символом Приморского края. Тигра, краба, море... А вы как считаете?
- Вся символика региона должна хорошо отражаться в гербе. И за герб Приморья мне стыдно: тигр выглядит бледновато, «городской» - и тот гораздо симпатичнее. На мой взгляд, наиболее удачный герб края советского периода, даже с серпом и молотом. Там был отражён и город-порт, и море, и тигры, и солнце, встающее на востоке.
Живу, любуясь на залив
- А в СССР какие были табу у экскурсоводов?
- Конечно, многие факты истории были закрытыми. Мы не говорили о том, как взрывали храмы и сносили памятники. Часто нашу работу контролировали методисты. К примеру, на обзорной экскурсии по Владивостоку они обязали на центральной площади говорить о приезде в город Брежнева и Форда. Политизация была на первом месте. И если раньше на каждом шагу упоминали Хрущёва, то в 90-е вспомнили о династии Романовых. Изучая тему визитов во Владивосток великих князей, я поняла, насколько представители царской династии были образованнее советских вождей.
- Что интересует туристов, приезжающих в Приморье?
- Помню, как сопровождала в Находку группу чехов, и мне был очень понятен их язык. Они расспрашивали буквально обо всём: какая погода, почему здесь широта крымская, а долгота колымская, каков состав морской воды, цены в магазинах? Москвичи часто спрашивают: почему у вас рыба дороже, чем у нас? Есть, кстати, интересная экскурсия про магазины. Рассказываю о временах, когда была мода на авоськи, затем на портфели, куда можно было положить и картошку, и книгу, потом в ход пошли чемоданчики. А ещё интересуют местные жители, зарплаты, и… жалеем ли мы о том, что Союз распался? Труднее со школьниками, хотя дети и подростки - самая благодарная публика. Но есть экскурсоводы, которые категорически не хотят с ними работать.
- Сегодня в центре Владивостока рядом с памятником Борцам за власть Советов стоит храм. По-вашему, это оправдано?
- В какой-то степени - да. Во многих странах Юго-Восточной Азии со сменой эпох всё стараются сохранить, ни один храм не разрушить. И там есть что посмотреть. Не очень понятно, почему церковь построена на самом берегу моря. Ведь издревле на Руси храмы никогда не строили ниже домов, только на возвышении. А во Владивостоке до революции были планы возвести большой храм на Орлиной сопке. Вообще, тема веры - самая деликатная. Один из моих маршрутов - «Православное Приморье». Хорошо, когда в автобусе наступает полное перемирие между представителями разных конфессий.
- Есть место в Приморье, где отдыхает душа?
- Люблю берег моря, набережную, где и начиналась история военного поста. Здесь все этапы становления Владивостока воплотились - в постройках, памятниках, мельчайших деталях. Как мне и предсказывали в юности, я поселилась возле моря. Живу, любуясь на залив морской. Фамилия по мужу - Корабельникова. Когда вожу экскурсии по Корабельной набережной, туристы смотрят на бейдж, удивляются. Корабельникова и Корабельная набережная? Объясняю, что это место названо отнюдь не в мою честь.
ДОСЬЕ
Валентина Сергеевна Корабельникова - экскурсовод-методист высшей категории, географ, член Русского географического общества. Родилась в Чите в 1930 году, выросла и получила образование в Новосибирске. С 1967 года во Владивостоке. Окончила курсы экскурсоводов. Преподавала в школе, вела природоведческую секцию, работала во Владивостокском экскурсионном бюро. Лично разработала десятки маршрутов и тематических экскурсий по Приморью. Ходит в походы с Лигой ходьбы «Женьшень», катается на коньках. Награждена памятной медалью «Владимир Клавдиевич Арсеньев». Трое детей, четверо внуков, трое правнуков.
Смотрите также:
- Лингвист из Франции учит школьников Владивостока говорить по-французски →
- Навеки любимо: история жизни приморской поэтессы Нины Гречухиной →
- Биргитта Ингемансон открыла личность Элеоноры Прей через письма →