Долгожданная выставка, посвященная 145-летию со дня рождения выдающего исследователя Уссурийского края, открылась в Приморском музее им. Арсеньева.
«В поисках страны Удэхе» - так называется книга жизни учёного об удэгейцах, которых он первым считал самостоятельной народностью, в духовном отношении во многом превосходящую цивилизованное человечество. К сожалению, титанический труд был утерян, его ищут до сих пор и не могут найти.
Белая страница этой арсеньевской прозы - повод ещё раз поразмыслить о роли личности учёного для страны и региона. В экспозиции представлены редкие подлинные вещи исследователя, многочисленные издания его книг, путевые дневники, карты, коллекции, гербарии. Живыми строками дышат письма, а большие негативы старых фотографий передают образы родных и близких. Выставка - универсальна, отвечает запросам посетителей разных поколений, профессий, мировоззрений.
С чистого листа
Четыре зала главного здания музея на ул. Светланской заставлены стеллажами под потолок, они пахнут свежим деревом. В начале экспозиции полки почти пустые, но далее всё больше заполняются. Дизайнерскую идею пояснила куратор выставки, руководитель отдела исследований музея Анжелика Петрук. Жизнь каждого человека начинается с детства, в котором сплошные тайны и чистые листы. Для Арсеньева в раннем возрасте путеводной звездой была книга Николая Пржевальского «По дебрям Уссурийского края», и вот она красуется среди пустых полок. Ещё важна модель походной палатки, которую изобрёл педагог юнкерского училища, где учился Владимир, лица родных, братьев и сестер. Фотография дома, где он родился. В Петербурге память о нём не сохранилась, как и о юнкерском училище, где грезил путешествиями юный Арсеньев.
Сегодня все сбились с ног в поисках героя времени. Владимира Арсеньева называют героем с большой буквы, личностью региона, с богатым наследием и трагической судьбой. Офицер, путешественник, писатель, учёный. В университетах не обучался, но стал универсальным исследователем с широким кругом интересов: занимался географией этнографией, картографией, статистикой, археологией, геологией, гидрологией и метеорологией, музейным делом, орнитологией и лингвистикой. Открывая жизнь и быт лесных жителей - удэгейцев, он будто шёл к идеалу. К стране, где от природы берут лишь самое необходимое, живут рассудком и душой, в гармонии с тайгой, таящей на каждом шагу опасности.
Второй зал выставки погружает зрителей в первые экспедиции Арсеньева. Большую роль в создании экспозиции играют подлинные личные предметы: барометр, угломер, фотоаппарат, гербарий, дневник наблюдений. Анжелика Петрук шутит - впервые три институции, где хранится наследие ученого - его документы и вещественные коллекции, смогли договориться. В организации выставки помогли Хабаровский краеведческий музей и Общество изучения Амурского края. В итоге пазл сложился, проект - дань уважения человеку, который однажды прошел по извилистым тропам Уссурийской тайги и открыл её всему миру. Организаторы выставки удалось уйти от пафоса, как это было в лучших советских музейных традициях - страдающий за идею герой, который и сегодня «живее всех живых».
«Мы рассказываем о том, как он, простой человек, преодолевал себя и трудности, учился новому и набирался опыта, - пишет в пояснении Анжелика ПЕТРУК. - Как формировал вокруг себя коллектив единомышленников, строил семейные отношения, порой ошибался, но в итоге прожил очень достойную жизнь. Мы надеемся, что рассказ о его жизни, даст повод осознать, что всё это одна большая история о человеке, с которого хочется брать пример. Герои всегда нужны эпохе, но я думаю, что Арсеньев - герой вне времени. Гений места».
Место сердца
Полки и витрины второго зала подробно рассказывают о ранних путешествиях учёного по Сихотэ-Алиню, о секретных экспедициях, направленных на борьбу с хунхузами, о непростом и двойственном для Арсеньева советском периоде. Любопытно: один из первых биографов учёного предложило назвать его «Ареньевым-Уссурийским». Идея была отвергнута, но факт остался в истории.
Третий зал, окрашен в красные оттенки света, отразил место дома и семьи Владимира Арсеньева. Эмоциональный фон создают негативы старых фотографий, подвешенные обычными прищепками на веревки. Дело в том, что в музее сохранилось несколько семейных альбомов исследователя тайги, на них много неизвестных людей. Дизайнеры решили наполнить пространство чуть размытыми образами. Это родственники и друзья, первая и вторая семья учёного. Сын Владимир и дочь Наталья. Подлинный письменный стол, перьевая ручка, очки, ложка - бесхитростные предметы быта. Документы, рассказывающие о семье родителей, погибших в 1918 году, трагических судьбах второй жены Маргариты и дочери Натальи.
Четвёртый зал собрал богатое литературное наследие Арсеньева-писателя. И только одна книга всей его жизни исчезла бесследно. Правда, в Обществе изучения Амурского края остались иллюстрации в ней. На протяжении многолетних экспедиций учёный собирал материалы, связанные с культурой удэгейцев. До Арсеньева их и за народ не считали, а он объединил лесных жителей в самостоятельный этнос. Собрал много убедительных материалов. Двухтомник был готов в конце 1920-х годов. Первый том - удэгейский словарь, над которым после бились и не могли выпустить в СССР. Второй том - системная монография. Жене не удалось спасти книгу. Когда Маргариту арестовали, рукопись пропала.
Елена ЖУКОВА
КСТАТИ
Считается, что вместе с огромным архивом книгу Арсеньева вывезли из дома в неизвестном направлении. Энтузиасты не оставляют надежды. Возможно, свободное место на полках выставки, когда-нибудь заполнится.
ДОСЬЕ
Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованным Фондом независимого радиовещания, Москва.
Смотрите также:
- Ёлка в тайге. Почему для Приморья Арсеньев, словно Пушкин для России? →
- Человек на сломе эпох: 145 лет исполнилось Владимиру Арсеньеву →
- Дальневосточный художник представил необычные мемуары →