Примерное время чтения: 8 минут
600

Человек на сломе эпох: 145 лет исполнилось Владимиру Арсеньеву

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ Приморье № 38 20/09/2017
На экскурсии в дом семьи исследователя ходят семьями.
На экскурсии в дом семьи исследователя ходят семьями. АиФ

Российский путешественник, географ, этнограф, исследователь Дальнего Востока широко известен в мире.

Он романтик и герой, шагнувший в неизведанное Востока, учёный, давший миру множество открытий, человек трагической судьбы. В России юбилей Арсеньева каждый раз проходит незаметно, он родился по новому стилю 10 сентября 1872 года, а для Приморья он фигура знаковая. Здесь город, улицы, реки, растения, сопки и главный краеведческий музей названы его именем. Во Владивостоке сохранился дом, где Арсеньев вместе с семьёй жил свои последние годы. Дом-музей путешественника восстановлен в 1990-е, а сегодня закрыт на реэкспозицию. Его директор - исследователь прозы Арсеньева, организатор уникального театра, автор монографии и сценариев о жизни учёного филолог Юлия ЯРОЦКАЯ.

Якорь жизни

- Мемориальный Дом путешественника на Арсеньева, 7б популярен у посетителей от мала до велика. Там обстановка  - как было при Арсеньеве, множество подлинных предметов, экспонатов, вещей. Как изменится дом после реэкспозиции?

- Глобального переворота не предвидится. Ведь изначально, в 90-е годы, обстановку в доме детально восстановили по рисункам племянницы второй жены учёного Ольги Моллер. В детстве она долго жила у Арсеньевых и до преклонных лет сохранила память о том месте. Сегодня появились новые возможности обогатить внутреннее пространство дома, наполнить его новыми вещами, чтобы было больше соответствий эпохе. Арсеньевские коллекции - то, что привезено из экспедиций, - разместим более полно. Заменим не совсем подходящие люстры на антикварные трёхрожковые, какие описаны в книгах исследователя. В кабинете главы семейства появится шкаф, книги из которого категорически нельзя брать. Восстановим изразцовую печь, изменится обстановка в так называемой экспедиционной комнате. Посетителей ждёт немало сюрпризов. Работы планируется завершить до конца года.

- Юлия Александровна, во второй раз вы пришли работать в музей в 2015 году. Чем вам запомнились прошедшее время?

- Прежде всего напряжённой работой. Музеи в современном мире живут активной жизнью, это обусловлено тем, что вокруг всё стремительно меняется. Только что произошло нечто значительное, поразившее миллионы людей, и тут же событие вылетело из памяти. И мы живём дальше Люди, пришедшие в музей, ищут какой-то якорь. Мы можем улететь далеко вперёд, но должны помнить о своих корнях, о жизни, которая стала базой сегодняшнего дня. Прошлое открывается для тех, кто хочет разобраться в будущем и не потерять себя в настоящем.

- Но в Дом-музей путешественника идут не за абстрактным впечатлением, а целенаправленно, чтобы узнать об Арсеньеве?

- К нам приходят разные люди с разными целями. Одних больше интересует быт эпохи, им интересно посмотреть на старинный особняк. Многие, конечно, приходят за знаниями об Арсеньеве -  в дом, где жил их герой юности, любимый писатель, путешественник. Ведут своих чад, дабы они образовывались. Учитываем все интересы. У нас есть масса познавательных интерактивных программ для детей и есть сотрудники, которые умеют с детьми находить общий язык. В бывшей пристройке музея демонстрируем кино, которое Арсеньев очень любил. Известно, что он долго заманивал к себе в экспедиции съёмочную группу, и наконец в 1928 году приехала киногруппа Алексея Литвинова. Многие фильмы режиссёра были утеряны, но две картины, снятые в Приморье - «Люди удэге» и «По дебрям Уссурийского края»,  чудом сохранились. Есть в собрании и «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Кроме того, мы создали театр Арсеньева, где ставятся спектакля по пьесам, на которые я сама пишу сценарии. Это «Стебли нот расцветающих» и «Ожог от лепестка».

Дебри арсеньевской прозы

- Вы написали монографию о литературной деятельности Арсеньева. Почему выбрали именно это направление?

- В этой области у меня не так много попутчиков, других больше интересуют его научные достижения. Задача - показать, как мировоззрение учёного воплотилось в его книгах. В прозе Арсеньева часто встречаются так называемые непроявленные, зашифрованные знания. Это отражено, к примеру, в книге «По Уссурийскому краю», где Дерсу теряет трубку и продолжает её искать, задерживая экспедицию. В процессе исследования начинаешь понимать, что трубка для удэгейцев - ритуальный предмет. С её помощью обнаружили следы тигра, шедшего за людьми. Обычный для цивилизованного мира предмет стал оберегом. Таинственных моментов в прозе Арсеньева много. Часто студенты, в первый раз читающие прозу писателя, думают: как всё просто. Но чем дальше, тем больше для себя находят нового, тем больше тайн раскрывается.

- Насколько оценён в мире Арсеньев-писатель?

- Несмотря на то что его много переводят, недостаточно. Для меня писатель - удивительный и своеобразный, новатор. Имея уникальный жизненный путь, он создал тексты, которые во многом не разгаданы и значение которых не проявлено. Это человек, который по-другому оценил цивилизацию, в которой жил, потому что столкнулся с миром коренных народов. Считал, что аборигены живут так, как наши далёкие предки. Он видел те положительные моменты, которые утрачены современной цивилизацией. Владимир Клавдиевич считал коренных жителей Приморья более нравственными людьми. От природы они брали самое необходимое. Для людей современной цивилизации важны не доводы рассудка, а финансовые возможности. Однажды на мой вопрос к детям: «Как жили аборигены?» - одна девочка ответила: «Каждый сам за себя». Её так научили в этом мире. В тайге работал принцип «каждый за каждого».

Трагедия Арсеньева в том, что он понял - за этой истиной никто не собирался идти. В конце жизни писал, что молодёжь коренных народов испорчена, и он впервые почувствовал одиночество в тайге. Говорил, что его желание - закончить обработку своих трудов, вырастить дочь… и «уйти к Дерсу». «Я не буду цепляться за жизнь» - это мысли человека, которому было немного за 50 лет. Безумно трагический опыт, когда мы уничтожаем то, что  любим.

- Какие качества Арсеньева вам лично импонируют?

- Непроявленное самолюбие, отсутствие того, что в нашей жизни сейчас очень модно, когда каждый страшно болен самим собой. Его можно назвать гуманистом в том смысле, как считали в эпоху Возрождения: человек несовершенен, но, работая над собой, может достичь многого. У исследователя были высокие требования прежде всего к себе.

Региональное значение

- Как воспринимают личность Арсеньева за рубежом?

- Своеобразный взгляд у японцев. Известно, что к ним знание о русском путешественнике пришло через режиссёра Акиру Куросаву. Фильм «Дерсу Узала» - национальная гордость для жителей Страны восходящего солнца. Арсеньева они воспринимают по-своему. Вспомните, каким его сыграл Юрий Соломин - созерцателем, с задумчивым взглядом прогуливающимся по тайге. Это идеалистично. На самом деле он был сгустком энергии. Как и его вторая жена Маргарита, которую обидно называли авантюристкой. Самым сложным было показать в спектакле сложную, противоречивую, неоднозначную натуру. Человека, живущего на сломе эпох.

- Юбилей Арсеньева в России проходит незаметно. Почему?

- Он уехал из Петербурга в 1900 году, и теперь там ничего не напоминает о личности путешественника. Он стал человеком регионального значения. К примеру, о Пржевальском, написавшем одну книгу, знают больше, и памятник ему стоит возле Адмиралтейства. А об Арсеньеве, авторе многих работ, попробуйте что-то узнать в Петербурге! Ни одной мемориальной таблицы.

- А потомки Арсеньева приходят к вам?

- Они живут в разных городах страны, мира, и это отдельная тема для разговора. Вспоминается любопытный случай. Две жительницы Владивостока интересовались судьбой своих семей, выстраивая генеалогические древа. Они обнаружили, что их общая родственница работала няней в доме Арсеньева. Она подарила музею старинный сундук. Сегодня женщины приходят в музей и расспрашивают нас, одновременно своими рассказами дополняя белые страницы истории.

Фото автора

ДОСЬЕ

Юлия Александровна Яроцкая родилась во Владивостоке. В 1980 годы окончила ДВГУ, факультет филологии, аспирантуру. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Творчество Арсеньева. Специфика научно-художественной системы». Автор монографии, статей об Арсеньеве, ряда творческих образовательных музейных проектов. Преподаёт в ДВФУ историю русской литературы ХХ века.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах