«Счастье в конверте». Рецензия на новый российский фильм

Александр Дедов / личный архив
В кинотеатрах России стартовал новый российский фильм «Счастье в конверте». Корреспондент «АиФ-Приморье» успел побывать на его дебютном показе в рамках автобусного промотура еще 7 февраля.
 
Дебютный фильм Светланы Сухановой «Счастье в конверте» представляет собой сборник короткометражных историй, рассказанных в формате «разговоры на кухне». Всего зрителю представлено три с половиной истории. Все три кинорассказа цельные, и если зритель решит посмотреть их по отдельности, то ничего не потеряет. Однако создатели решили их все же объединить, чтобы получить хронометраж полнометражной ленты и выпустить фильм в прокат на большие экраны. Для того, чтобы связать три истории, зрителю преподнесли четвертую, события которой разворачиваются в течение одного зимнего дня. Участие в ней принимают представители трех поколений - от старшего к младшему. Этот кинорассказ является открывающим, связующим и закрывающим для всего сборника. Также он является финалом третьей истории.
 
По признанию авторов, изначально выход фильма в широкий прокат был запланирован в период новогодних праздников, но кинодистрибьюторы настояли на переносе даты премьеры. По своей атмосфере лента действительно претендует на место рядом с картинами, которые российский зритель чаще всего пересматривает именно в новогодние праздники. К тому же, финальная новелла и вовсе непосредственно касается темы новогоднего чуда.
 
Создатели утверждают, что это семейный фильм, в котором каждый, от мала до велика, найдет что-то свое. Прокатный рейтинг у ленты 12+.
Каждая из показанных историй невероятно трогательна и играет на базовых человеческих эмоциях, затрагивая вопросы семьи, дружбы и человечности. Несмотря на то, что каждый из кинорассказов буквально оставляет зрителя в слезах, эти эмоции «чистые и светлые», и после просмотра не оставляют чувства эмоциональной опустошенности.
 
Первая история по своему духу и настроению напоминает голливудские картины «Пока не сыграл в ящик» и «Достучаться до небес». Но авторы этой ленты решили выкрутить реализм на полную. Пошло ли это на пользу духу картины? Кто-то наверняка скажет, что названные выше голливудские истории, будь они ближе к реальности, действительно стали бы короткометражками. Каждый зритель рассудит для себя сам. При просмотре может показаться, что у киноновеллы есть конец и постскриптум. Возможно кому-то такое решение придется по душе, а кто-то наоборот, скажет, что финал затянули.
 
Вторая история с самого начала изобилует абсолютно нелогичными действиями персонажей и моментами хочется воскликнуть «Ну куда ты смотришь?!», однако лента в тот же момент успевает дать недостающее пояснение, которое моментально нейтрализует возникшее недопонимание между зрителем и происходящим на экране. А в процессе просмотра истории ты просто принимаешь, что виной таких поступков героев в самом начале — тот самый пресловутый человеческий фактор. Ведь все мы люди и нам свойственно ошибаться.
 
Третья картина, представленная зрителю, выглядит самой цельной и ладно скроенной. При этом её сюжет многим давно известен, ведь они «где-то читали его в интернете». В основе лежит история, представленная читателю телережиссером и сетевым писателем, известным под ником GRUBAS. К переносу событий на экран создатели подошли максимально ответственно, и чувствуется, что с немалой любовью. Рассказ перенесен на экран почти слово в слово, за исключением некоторых моментов. Косметические правки совершенно не затронули ядро истории и добавили рассказу кинематографичности, вписали в общую канву всех трех историй.
 
Эти самостоятельные новеллы между собой связывает одно действие. Герои историй пишут письма. Простые письма в конвертах, написанные от руки, те, которые приходится ждать по нескольку дней. Письма, какие бы они ни были — это часть нашей жизни, которая всегда связывала людей между собой. И в век электронных писем бумажные, написанные от руки, стали уже скорее экзотикой и особым ритуалом. Будь то письмо закадычному другу, в котором ты расскажешь то, о чем вслух сказать страшно, письмо далекому родственнику, за которым безумно скучаешь или письмо Деду Морозу. Такие аналоговые носители могут передать не только несколько бит текстовой информации, но и частичку простого человеческого тепла и счастья, которым иногда так хочется поделиться с близкими.
 
Техническая сторона ленты заслуживает отдельных аплодисментов. Съемки, по словам авторов, происходили в трех локациях. Невероятно красивые кадры и виды зимней Карелии, летнего Крыма и осенней Ленинградской области весьма органично, задают тон повествования, создают атмосферу истории и усиливают эмоциональное восприятие каждой киноновеллы. Бэкграундом для рассказа историй выступили вполне обыденные, повседневные виды и события, доступные для понимания каждому россиянину: деревенская глубинка, вокзал, почтовое отделение, школа, празднование Нового года, закат... Панорамные съемки, невероятно удачные живые кадры и фоны действительно заслуживают большого экрана. Создатели рассказали, что старт съемочного процесса состоялся в 2016 году и производство картины затянулось на столь долгий срок именно из-за желания показать живые красоты разных времен года в этих локациях.
 
Особого упоминания стоит тот факт, что к работе над фильмом были привлечены те актеры, для которых показанные в кадре места являются родными. Единственным исключением стал актер Залим Мерзоев, которого снимали в Крыму. Сценарист заявил, что эта история писалась специально под актера. Такой ход создателей сделал персонажей более достоверными, что, в свою очередь, позволило зрителю ещё глубже погрузиться в рассказ на экране.
 
Каждая из короткометражек наполнена максимальным реализмом и претендует на то, что вполне могла произойти не только на экране, но и в реальности. По заявлению создателей, «у каждой из этих историй есть реальная подоплека или могла бы быть».
 
Разумеется, кроме положительных сторон в ленте хватает и недостатков, хотя они всё же больше субъективное мнение рецензента. А собственное отношение и мнение о ленте можно сформировать, лишь посетив кинотеатр и оценив фильм самостоятельно.
 
Есть одно рискованное решение выступающее еще одной связкой для трех историй. Дело в том, что сквозь все три ленты навылет проходит история войны. В каждой киноновелле есть персонаж или персонажи, которых так или иначе в молодости затронула война. Авторы картины сказали, что одной из задач фильма было «напомнить подрастающему поколению, как важен мир без войн и конфликтов». Для семейного кино, которое хотели выпустить в новогодние праздники, эта тема могла бы показаться лишней. Создатели стремились показать в кадре настоящих живых людей, и показывая старшее поколение, избегать тему их участия в войне, практически бессмысленно. К счастью, авторы решили обозначить эту тему в кадре лишь несколькими довольно жирными штрихами.В фильме не чувствуется нравоучительного контекста или каких либо спекуляций на тему Великой Отечественной войны. Создатели подчеркнули, что ни о каких манипуляциях эмоциями на тему войны и речи быть не может. Они заявили, что этим фильмом хотят отдать «дань памяти уходящему поколению ветеранов, сказать спасибо своим дедушкам и бабушкам».
 
Лента не стремится заниматься читать лекции о морали, и не бежит сломя голову, стараясь развлечь зрителя. Он просто становится свидетелем трех «случайных» историй о любви, человечности, взаимоотношениях и семье. Этот фильм действительно стоит просмотра в семейном кругу.
 
Такое кино стоит посмотреть в кинотеатре, даже если вы заядлый домосед, а в кинотеатр выбираетесь только лишь для того, чтобы посмотреть по-настоящему зрелищные фильмы. Кто-то может заметить, что кино подобного типа в наш век — это удел стриминговых сервисов, а громадные экраны кинотеатров созданы для мощных экшен фильмов. Но не забывайте, что сходить в кино можно всей семьей. Это отличный повод выбраться из дома не только с родителями, но даже с бабушкой. Вам не будет перед ней стыдно за этот фильм.
 
На фоне общих тенденций в мировом и российском кинематографе фильм выглядит очень уязвимо. В нем нет бешено сменяющихся кадров и действий, супергероев, глобальных проблем. У этого фильма простой слог, он легкий, нежный и ненавязчивый. Этой картине просто необходима поддержка зрителя. Не лишним будет заметить, что «голосование рублем» за понравившийся фильм — самый эффективный метод поощрить выход нового кино, которое нравится именно вам.

Смотрите также: