Сегодня невозможно представить Владивосток без одной из главных достопримечательностей - горного трамвайчика.
Месяц растянулся на полвека
- Юрий Дмитриевич, как вы попали на фуникулер?
- В 16 лет, как только получил паспорт, я пришел в трамвайно-троллейбусное депо. В цеху капитального ремонта сначала был учеником слесаря и ремонтировал трамвайные вагоны. В то время людей катастрофически не хватало, а тут еще и фуникулер должны были запустить. Мой товарищ уже работал на сооружении. Он и перетянул. Сначала помогал устанавливать ролики на эстакаде, потом устранять недоделки... Я думал, что на новом месте задержусь не более месяца, а он растянулся на 50 лет.
-Вы работали слесарем по наладке оборудования. Наверно работа не простая?
- Да. Ведь фуникулер - это не трамвай. Система совсем иная. В то время не было предусмотрено никаких специальных приспособлений. Сложнее всего было приподнять вагон, чтобы отремонтировать колеса. Угол наклона эстакады 20%, и домкратов нет... Поэтому поднимали своими силами, как говорят в народе, «брали на пупа». Это потом мы многое сами изобрели.
- Где же готовят машинистов фуникулера?
- На слесаря я выучился при мастерской ТТУ, а вскоре здесь же открыли курсы машинистов. Отправился учиться. Потом были вторые, третьи курсы, когда уже я читал лекции и даже выпустил три группы машинистов.
Вагоны пришли морем
- Выходит, что при вас и сами вагоны нового сооружения доставили в город?
- Я их принимал в порту. Во Владивосток из Ленинграда их доставили морем. Разгрузка проходила на пирсе неподалеку от Морвокзала. Судно было небольшое, но его названия я сейчас не припомню. Хлопотное было дело. Вагоны надо было сначала выкатить, затем краном погрузить на платформу. Из порта их везли по Ленинской (ныне Светланской) на площадь Луговую, и разгрузили в депо. Каждый вагончик весил по 9,5 тонн.- Почему же доставили не к месту строительства, а на Луговую?
- Так решили. Вскоре сюда же привезли второй фуникулер, который поставили в помещении красного уголка. Его планировали проложить с Нагорного парка до Гайдамакского сквера. Для этих целей и привезли оборудование. Но что-то не задалось. Второй фуникулер долго стоял без дела и со временем морально устарел, проржавел и его списали.
- Говорят, что фуникулер во Владивостоке уникален?
- В Киеве, где я был, вагоны ходят «лесенкой». А у нас по прямой, по уклону. Кстати, в столице Украины в свое время был такой же горный трамвай, как у нас.
Сердце фуникулера
- Сами вагончики были привезены из Ленинграда, а мотор откуда?
- В машинном зале электродвигатель стоит со дня основания фуникулера. А вот завода (Харьковского электромеханического завода имени Сталина), на котором он был изготовлен, уже не существует.
- Двигатели не вечны, а ремонтной базы нет. Как же вы выходите из такого положения?
- Когда мы производили замену футировки (приспособление, по которому ходит трос), оборудование удалось заказать только в Киеве. Раньше для нас некоторые запчасти по чертежам изготавливали на Дальзаводе и 178-м заводе.
Немного истории
- Кажется, в 80-е годы проезд на фуникулере стоил 3 копейки?
- Да. Я сам монтировал аппараты по размену монет и устанавливал для них разные программы. Тогда их называли «капризные машины». А позднее появились кассы самообслуживания с катушками билетов, и пассажиры сами рассчитывались за проезд. Такая практика не прижилась и от нее пришлось отказаться.
- А когда-то рядом с фуникулером была барахолка.
- Фуникулер тогда едва справлялся с людским наплывом. За день в вагонах выдавливали по пять-шесть стекол. А вставить его на место дело не простое: если толщина стекла окажется меньше установленного размера, то оно вылетит, если больше - не закрепишь планки.
Фуникулер не роскошь
- В наш город приезжает много гостей, которые непременно хотят проехать на этом виде транспорта.
- Раньше туристов было море, и многие из них делились впечатлениями и выражали свой восторг и слова благодарности в книгах отзывов посетителей. Сейчас их гораздо меньше.
- Кто из известных личностей был у вас в гостях, может быть космонавты?
- Нет. Покорителей космоса не было. Я помню, как на фуникулере поднимались Герои Советского Союза, видные деятели, иностранцы...
- А кто из них запомнился?
- Одна женщина, которая была в составе делегации техников. Мой начальник поручил провести гостей в машинное помещение. Я был готов ответить на любой вопрос посетителей. И тут представительница слабого пола спросила: «Почему шкивы (большие колеса по которым направляются тросы) стоят под углом?» Я был удивлен, но дал пояснение.
- Скоро у нас в городе состоится форум АТЭС. Как вы думаете, мост, который возводят по соседству не будет вашим серьезным конкурентом?
- Наоборот, у гостей города появится больше возможностей проехать на фуникулере. Не каждый же день люди катаются на таком уникальном виде транспорта. Я сам испытал канатно-кресельную дорогу в Южно-Сахалинске. Там в люльке сидишь и пристегиваешься для безопасности цепочкой, а нашем вагоне не так страшно.
- Домашние не сетуют на вашу непростую работу?
- Нет. Я привык работать в смене. Правда сейчас не хватает людей и приходится выходить чаще, но я не сетую.
Смотрите также:
- Фуникулер во Владивостоке «встал» из-за профилактических работ →
- Почему среди приморцев до сих пор много «молчунов»? →
- Кому доверить накопительную часть пенсии? →