Сами себя глушат! Важно отследить реакцию на звук у ребёнка с рождения

Хороший слух - часть полноценной жизни. © / Александр Фирсов / АиФ-Челябинск

Около 190 тысяч жителей Приморья имеют проблемы со слухом - от лёгких нарушений до абсолютной глухоты, половина из них нуждается во врачебной оперативной помощи.

   
   

Сегодня сурдология как отдельное направление мировой медицины развивается стремительно. Используются новейшие методы диагностики, слуховые аппараты современного поколения, кохлеарные импланты, позволяющие компенсировать тяжёлую степень потери слуха. Благая цель - как можно раньше выявить ребёнка с проблемами слуха - имеет государственное значение. Как проходит обследование и реабилитация маленьких пациентов краевого Центра слуха? Почему одни слабослышащие становятся гениями, а другие не выходят за рамки узкого окружения? Как молодые люди портят слух и чем становятся похожими на старичков?

На эти и другие вопросы «АиФ-Приморью» ответил главный внештатный сурдолог края, заведующий краевым Центром слуха Владимир ШУВАЕВ.

Не упустить шанс

- Владимир Владимирович, помните, как раньше советский лор слух проверял? Шёпотом…

- Диагностика, в ходе которой лор произносил шёпотом пациенту цифры и ждал повторения, осталась в прошлом. Раньше на основе такого шептания врач составлял так называемый слуховой паспорт пациента. Я как отоларинголог участвовал в этих комиссиях. К примеру, во Владивостоке таким способом выявлялись целые «глухие» предприятия - Дальзавод, завод «Эра», мебельная фабрика. Две третьих рабочих имели выраженные степени тугоухости. Не было средств защиты, даже элементарные беруши им не выдавали, вот и теряли слух на шумном производстве. Страдали понижением остроты слуха и звукооператоры, работники связи.

Сегодня доисторические методы обследования остались в военкоматах, отдалённых деревнях. Второе десятилетие со слухом работают аудиологи или сурдологи. Слухопротезирование, сурдология развиваются семимильными шагами. Если ребёнку не подходит слуховой аппарат, ему вживляют в улитку уха специальный кохлеарный имплант, и он начинает слышать звуки на периферическом отделе головного мозга.

- Насколько развита ранняя диагностика?

   
   

- Одна из ведущих задач, внесённая в национальный проект «Здоровье», - аудиоскрининг детей, новорождённых и первых лет жизни. Ещё в конце 80-х годов англичане создали специальные датчики, с помощью которых у малышей с рождения можно проверить слух. В Приморье эти приборы с успехом используются с 2009 года в роддомах и поликлиниках. Обычно на третий или четвёртый день после рождения медсестра проверяет ребёнку слух. При отсутствии реакции на звук малыша направляют в поликлинику, а затем в наш центр, где более детально определяется вид и степень тугоухости. По статистике, на тысячу родов в Приморье 1,5-2 ребёнка рождаются глухими. В год 25-27 малышей. И нам важно их «поймать» в этот период, чтобы своевременно провести реабилитацию - слуховым аппаратом или кохлеарной имплантацией.

- Раньше так рано не выявляли?

- Было много запущенных случаев. Только в 2-3 года и даже позднее ребёнка с подозрением на тугоухость или глухоту отправляли на диагностику Москву. Врачи, дефектологи родителей утешали - мол, ничего страшного. Не было совершенной диагностики, общей настороженности. Особенно в деревнях дети росли запущенными. Реакцию на звук не всегда вовремя отслеживали, хотя это несложно. Ведь как ребёнок начинает слышать? Реагирует с первых дней: открывает глаза, поворачивает голову на громкие звуки, засыпает под мамину колыбельную, потом появляется гуление, звуки и фразы. А если нет? Надеялись, ждали чуда, что к пяти годам разговорится. В итоге дети даже с остатками слуха были упущены и пополняли специализированные интернаты.

- 25 малышей в год рождаются абсолютно глухими?

- Да, у них либо абсолютная глухота, либо 3-4-я стадия тугоухости. Оговорюсь - на оба уха, односторонняя глухота не считается проблемой в России, медкомиссии за это инвалидность не дают. Слава богу, что 94-95% глухих и слабослышащих детей имеют проблему в улитке уха, которую можно скорректировать кохлеарным имплантом. (В отличие от обычного слухового устройства, которое усиливает звуки, имплант передаёт электрические стимулы непосредственно на слуховой нерв. – Ред.) 5% детей страдают глухотой центрального генеза, когда звук до слуховых центров в мозг не доходит. Таким малышам мы не можем помочь, они становятся претендентами на жестовую или дактильную речь.

Словно иностранец

- Вживили имплант, и ребёнок тут же начал слышать?

- Нет, таких чудес не бывает; это всё равно, что для обычного человека вмиг выучить иностранную речь. Мозг надо натренировать. Необходимо пройти этапы развития - лепет, гуление. При этом умственные способности у детей разные, спектр слуха тоже разный, кто-то двигается к цели медленнее, кто-то быстрее. Делают такие операции и взрослым людям с приобретённой тугоухостью. К примеру, человек попал в аварию, оглох - для него это трагедия, бывает, доходит до суицида. Операция эффективна, ведь пациент всю жизнь жил в звуковой среде.

- В интернате для слабослышащих я видела детей, которым вживили импланты. Почему они не могут учиться в обычной школе?

- К сожалению, некоторые из них остаются в специализированных учебных заведениях. Хотя изначально ребёнку делают операцию, чтобы он мог ходить в обычный детский сад или школу. В этом смысл инклюзивного образования. Но у нас мало учителей-дефектологов, которые могут помочь в тренировке слуховых возможностей.

Не хватает и сурдопереводчиков. Поэтому в среде глухих и слабослышащих детей процветает своего рода безграмотность, они общаются жестами, примитивным языком. Поймите, слух очень важен для интеллектуального развития человека. Хотя и основную часть информации человек воспринимает через зрение.

Молодые старички в плеере

- Какие причины приобретённой глухоты выходят на первый план?

- Это травмы, операции, инфекции: корь или краснуха, грипп, тяжёлые менингиты, асфиксия во время родов. Нам, к сожалению, приходится бороться со следствием. Причину стараемся выяснить, но в 20-30% случаях она остаётся неясна.

- А профессиональная тугоухость?

- Знаете, когда в 90-е годы закрылись предприятия, мы заметили некоторое оздоровление населения. Такой парадокс.

- Современные подростки круглосуточно сидят и ходят в плеере…

- И это плохо. Аудиологи всего мира лет 10-15 назад встревожились по поводу ношения наушников детьми и выставленным в них уровнем звука. И действительно, у молодых людей начал садиться слух. Чувствительный слуховой анализатор устаёт, его клетки отмирают. Страшна даже не сила звука, а продолжительность прослушивания плюс низкие частоты тяжёлого рока, которые особенно вредны.

В итоге мы имеем ранний пресбиакузис (частное проявление старения организма, заключающееся в возрастном снижении слуха. - Ред.). Молодые люди 30 лет слышат слабо, словно древние старички. Сами себя же глушат. Кроме того, на остроту слуха влияет экологическая обстановка, нерациональное питание, инфекционные заболевания, стресс.

- Вы согласны с тем, что среди людей с ограничениями по слуху есть и способные, талантливые?

- Действительно, в институте им. Баумана - одни светлые головы, и там много инвалидов по слуху. Они же востребованы за рубежом. Но, повторюсь, многое зависит от педагогов, а также заинтересованности родителей заниматься с такими детьми. Почему многие слабослышащие люди остаются невостребованными в обществе? Они рождаются в семьях, где несколько поколений глухих, и родители зачастую против кохлеарной имплантации. Зачем им слышащий ребёнок? И тот будет жить в своём узком мире. При этом некоторые устраиваются неплохо, умеют зарабатывать. Во всём мире договорились о свободе выбора, и желающих жить в тишине - отпустили. В обычной же семье рождение глухого ребёнка - драма. Родители переживают шок, отчаяние, а мы уговариваем, рассказываем, как дальше жить. Потом их дети отлично учится, поступают в вузы. Но сначала после операции ребёнок должен адаптироваться к богатой палитре звуков. Это колоссальная работа.

КСТАТИ

Первые признаки прогрессирующей тугоухости - вы начинаете плохо разбирать человеческую речь. Особенно когда несколько собеседников между собой разговаривают. На фоне радио или телевизора не слышите собеседника. Большинство нужных человеку звуков достигают верхней границы 6-7 тысяч герц. При плотной работе в наушниках врачи рекомендуют каждые 30 минут делать перерыв.

ДОСЬЕ

Владимир Владимирович Шуваев - врач сурдолог-оториноларинголог, заведующий Центром реабилитации слуха ГАУЗ «ККЦ СВМП», главный внештатный сурдолог Приморского края. Образование - Владивостокский государственный медицинский институт, педиатрический факультет. Интернатура - оториноларингология. Участник семинаров по методикам реабилитации лиц с нарушениями слуха и речи в Загребе, Хорватии, работе со слуховыми аппаратами в Вене и Копенгагене, практикума в Швейцарии, курсов совершенствования по сурдологии в Москве, Петербурге и других городах России и мира.

Смотрите также: