Открытый отрезок в десяток километров трассы М-60 порадовал автомобилистов шириной и оснащённостью, свежим асфальтом и развязками. Но эти считанные километры не идут в сравнение с теми отрезками и участками реконструкции, которые приходится и придётся преодолевать на этом маршруте ещё несколько лет.
Протяженность федеральной трассы с севера края и до столицы Приморья - около 800 километров. Двигаясь с севера на юг лет семь-восемь назад, северяне раньше докатывали до Владивостока за 5-6 часов. Сейчас время пребывания в пути увеличилось до 7-8 часов. Что тому виной, известно всем, кто едет по М-60 «Уссури». Это километры в объезд участков, на которых дорожники заняты реконструкцией, и разбитые в конец куски главной федеральной трассы, куда реконструкция придёт нескоро.
Особенно это заметно на территории Дальнереченского и Лесозаводского районов. И что с того, что можно с ветерком проехать несколько километров, если впереди очередная «гравийка» и объезд?
Невская петля
Особенно тяжело водителям приходиться за поселком Невским. Дорога там находится на перманентном ремонте столько, сколько не просуществовала ни одна региональная программа развития - целых 15 лет. Тысячи водителей со стажем ждут с опаской именно этот злополучный отрезок, где в лобовое стекло летят камни из под колес, где автомобили гарцуют и выписывают пируэты на выбоинах. Здесь не просыхает грязь в глубоких лужах в самые жаркие летние дни, а всё лоно дороги выстлано булыжниками. Тех, кто, проявляя чудеса техники вождения, умудряются обгонять друг друга, здесь награждают проклятьями. До зубовного скрежета этот участок с его облаками пыли и грязевыми выбоинами надоел всем приморцам, кто вынужден жить здесь и мириться с картиной бездорожья. От того по-соседски не ездят в Лесозаводск и к лесозаводчанам из Дальнереченска. Разве что по большой необходимости.
- Каждая поездка вызывает одни отрицательные эмоции и безнадёгу, - говорит Евгений Багола, местный житель. - Мы просто «убиваем» свои машины. На этом участке сделали объездные дороги и бросили их в отвратительном состоянии. Видимо, строители рассчитывают, что водители потерпят, пока годами будут строить новую хорошую дорогу. Только на грузовиках по той дороге ездить, да и грузовиков жалко. Считаю, что дорожники должны поддерживать и объездные дороги. Мы же не платим налог частично, а платим полностью и годами, раздалбливая в хлам свои машины, которые нам тоже не просто так достаются.
- Водители со страхом ждут зимы. На объездах будет гололёд, и водители ради жизни будут по кюветам разъезжаться, - негодует ещё одна местная жительница Любовь Гута. - Страшно думать о зиме, потому что дорога между нашими двумя городами просто отвратительная, местами яма на яме. Особенно беспокоит, что теперь много женщин за рулём, которых дома ждут детки. Нам без дороги никак не обойтись, а она вот в таком безнадежном состоянии.
Есть отрезки, нет дорог!
Проехав Кировский район, впору расслабиться и почти отдыхать за рулём, потому что огорчения вроде миновали. Но южная часть трассы от Ляличей и на многих отрезках до Владивостока тоже в состоянии ремонта. Кусками дорогу ремонтируют, отсыпают, укатывают, поднимают, кладут асфальт и строят мосты. Но автомобилисты преодолевают эти участки по объездным времянкам и день за днём длительность этих дорожных работ удручает. Так, получив нагоняй президента, устроили аврал и сдали один участок под Уссурийском. А второй оставили на следующий год. Колонны техники движутся в дорожных аппендиксах, как в замедленном кино, и водители глотают пыль или рискуют слететь с трассы зимой.
- Участки, реконструируемые «Росавтодором» под Уссурийском, строились несколько лет. Нашей ассоциации автолюбителей пришлось даже обращаться к депутатам Законодательного собрания и в прокуратуру, а для открытия пока первого большого участка понадобилось и вовсе вмешательство главы государства, - говорит депутат Думы Владивостока Дмитрий Пенязь. - Протяжённость участков, которые реконструируют, и темпы работ таковы, что отрезки объездных дорог, которые ещё длиннее, на годы становятся головной болью автомобилистов. И не только с точки зрения состояния дороги, но и её безопасности. С этим надо считаться и не подвергать людей риску.
Время назад
Вернувшись домой из 800 километрового пробега по Приморью, соседи-хабаровчане в соцсетях делятся неутешительным выводом: дороги соседа резко отличаются от своих хабаровских. От «границы» между регионами до Хабаровска можно доехать за пять часов, несмотря на три ремонтных участка. А ведь буквально пару лет назад там была такая же картина, как в Приморье.
Узнать, когда, наконец, наступит время перемен в дорожном строительстве, автомобилисты стремятся в том числе и на сайте дорожного департамента края. Однако на этом ресурсе чаще меняются имена людей, возглавляющих департамент, чем появляется оперативная информация. «Возрождение и развитие экономики края немыслимо без наличия современных автомагистралей, транспортных развязок и мостов. Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог, отвечающих самым современным требованиям, призвано обеспечить эффективное сотрудничество между регионами во благо жителей нашей страны», - гласит основной тезис на первой странице сайта. Он не меняется годами, как и унылая картина на трассе, где время словно остановилось.
Мнение эксперта
Сергей Федоренко, глава «Альянса строителей Приморья»:
- С учётом нашего рельефа и климата дорожное строительство не может быть дешёвым. Это колоссальный объём работ и рельеф никак не обойти. Те, кто говорят, что дорожники много зарабатывают, сильно ошибаются. Не случайно «Примавтодор», который работал на объектах саммита, оказался на грани банкротства. Решая проблему, надо уходить от госрегулирования, добиваться рентабельности строительства за счёт учёта всех нюансов и особенностей нашего края. И конечно, добиваться добросовестной работы подрядчиков.
Мнение общественности
Валентин Аникеев, заслуженный строитель РФ:
- Картина удручающая не только на уровне федеральных дорог, но и особенно нам, где дорожная сеть находится на балансе муниципалитетов. Надо учиться работать в новых условиях. Даже если бюджет поселения не позволяет осилить стройку, есть механизмы получения региональных субсидий. Доступность - это тот критерий, который определят комфортность жизни. Без этого привлечь людей в регион невозможно. А значит так или иначе мы будем возвращаться на эту дорогу.