Оксана Якуш: «Предпочитаю надеяться больше на себя, чем на случай»

Вадим Кочугов / АиФ

   
   

Обычна, наверное,  потому, что, как и у многих из нас, почти все ее творческие успехи это работа, работа и работа. Над собой, над  обстоятельствами, над ошибками. Необычна  ее история своей яркостью.

Красавица и умница, выпускница института искусств, близкая подруга экс-первой леди Приморья Ларисы Белобровой. Сейчас Оксана – ведущая радио «Лемма». «Я делаю то, что люблю, - говорит она, - и надеюсь, что делаю это хорошо».

Расставание с Мельпоменой

Многие говорили, что Оксане уготовлена участь актрисы. Внешность с чертовщинкой, обаятельность, общительность, и одновременно  - умение чувствовать и сопереживать (а как в искусстве без этого), отличали беспокойную девчонку с детства. Правда стать она хотела сначала архитектором или дизайнером, работала в медицинском институте, а  окончив институт искусств,  подалась в дикторы телевидения.

- Оксана, в то время, когда все девчонки мечтали о сцене, вы практически отказались от нее.  

- Я «болела» телевидением. Была  готова работать курьером и уборщицей, но только там, около своей мечты. Вначале мечта была недостигаемой. Все - таки формат нашего ТВ  был, скажем так, возрастной. Но появилась РВК – Российская вещательная корпорация. Телевидение нового уровня. «Залаченные» прически  ведущих вдруг стали  явным «неформатом», а мой  весьма раскрепощенный имидж подходил к стилю подачи информации как нельзя лучше. Я пошла на пробы.  И мне не перезвонили…

- Как же так получилось?

   
   

- Дело в том, что при проведении проб, контактные данные  соискателя наговаривались  прямо  в эфир, после прочтения основного теста.  Мои куда-то пропали. Впрочем, это выяснилось позже. Я же набралась смелости и  перезвонила сама. Теперь я понимаю, если бы не мое  большое желание стать ведущей я бы ей не стала. С тех пор я предпочитаю надеяться больше на себя, чем на случай.

- Но почему именно ведущая, почему не театр?

- В театре актер, по сути, играет режиссера. Я же  всегда любила импровизацию. И если  в эфире импровизация ограничена рамками скорее эстетическими, человеческими, то в театре они более жесткие, строгие.

- Но тогда  работу на ТВ было сложно получить даже  выпускникам  журфака. Внешность сыграла свою роль?

- Нет. Наверное,  решающую роль в получении заветной работы сыграло то, что я долго готовилась к тому, что бы стать ведущей. Еще студенткой я брала самые сложные газетные тексты, и начитывала их на диктофон, прослушивала, анализировала. Училась у местных дикторов, училась у столичных.

Когда пустеют коридоры

- Как вы оцениваете школу приморской журналистики?

- По самым высоким стандартам. По крайней мере ту, что прошла я. С нами работали такие асы как Роза Салюк, которая следила не только за грамотностью и четкостью речи, но и за поведением ведущих в эфире и за кадром. Много дали нам и «выводили в люди» - Галина Островская, Глина Бакшеева, Альберт Мамонтов, Лев Ткачёв, Наталья Лебединская… Это «монстры» журналистики и исскуства!!! (я не всех назвала, но преклоняю перед всеми моими педагогами колени)

- Так почему же мы не можем сегодня передать новому поколению  свой профессионализм? Чего нам не хватает? Почему сегодня в эфире столько ошибок и оговорок?

-  Мне кажется, что сегодня очень небольшой  процент молодежи, из тех, что хотят работать на радио и телевидении, работают с собой и над собой. Вот пример. Несколько лет назад я зашла в свой институт. Был восьмой час вечера. Когда учились мы, в это время институт кипел, мы начинали с утра, и ночевали в аудиториях, если нас не выгоняли палками. И вдруг – тихо. Пусто. Никого. Я была поражена. Более того, когда я нашла нескольких студентов и  пригласила  их принять участие в съемках клипа, услышала в ответ не «Когда?», а «Сколько?». Таков современный мир. Хотя я искренне считаю, что прежде чем задавать вопрос «сколько», нужно  сначала стать  хотя бы рабочим эфира.

- У вас процесс становления прошел гладко? Со стороны казалось,  что вы всегда неслись на гребне успеха.

- Далеко не всегда. Были и удачи и провалы, и слухи, и завистники.  Были ситуации, когда с меня сходило семь потов, я плакала, думала, что еще чуть-чуть  и все брошу. Больше всего запомнился переход от работы диктора к работе ведущей на радио.  Когда ты диктор, за тебя делается очень многое – звукорежиссёр выводит и убирает музыку и фон в эфире, редактор пишет тексты. Но пришло время, когда все три профессии пришлось объединить. И вот тут первый раз я была на грани отчаяния. Но прошло время, и пусть потребовалась серьезная работа, я  все равно достигла профессионализма, уже на новом уровне. И уровня, кстати, до сих пор не видно… как в теореме Ферма…

Люди всегда рядом

- Настоящий мастер может чувствовать аудиторию за  микрофоном, за экраном?

- В большинстве своем он обязан чувствовать то, что «за  периметром». Я, например, никогда не закрываюсь от людей. Даже по дороге на работу. Ведь вокруг люди, с которыми  мне говорить в эфире, и я всегда прислушиваюсь к ним, слушаю о чем они говорят, что обсуждают, что для них важно, какие проблемы тревожат на данный момент, и делаю выводы...

- Обратная связь это  разве не  звонки слушателей?

- Они, конечно,  в первую очередь. У меня  был случай, когда в прямом эфире  удалось спасти  человека. Удержать от страшного шага. Самоубийства. Когда женщина позвонила в студию, я просто кожей почувствовала, это - последний звонок в ее жизни. И вот представьте ситуацию. Идет прямой  эфир. В том состоянии, в котором была моя собеседница  о «выводе» ее на публику не могло быть и речи. Веселиться в эфире, когда у тебя на проводе отчаявшийся человек также невозможно. Ситуация критическая – ты веселишь людей, и понимаешь, что от каждого твоего слова  зависит жизнь той, что «на трубке». Не могу сейчас сказать как, но я  справилась. Какие слова нашла, помню в общих чертах. Но человека в жизни удержала. Потом  уже перезвонила собеседнице, и долго с ней разговаривала. Потом она позвонила, и поблагодарила. И сейчас у неё в жизни всё здорово! И это – ЗДОРОВО!!!!

- Вы после этого нормально работали? Не было страха, ступора?

-  Нет, на тот момент нет. А вообще в работе не без этого. В момент творческой растерянности, я не люблю слова вроде спад, ступор, - так вот, однажды  именно в такой момент, когда я растерялась, мне сын сказал: «Мама работай и получай кайф». И всё.

-Здорово. Семья вас поддерживает.

- Всегда. Мы понимаем друг друга и уважаем интересы друг друга. Никогда меня не ставили перед выбором – «Или мы, или работа». Так что здесь полная гармония.

Просто звезда?

- Вы  были подвержены звездной болезни?

- Была! Но, слава Богу - совсем недолго. Но потом поняла, что если корону прибить к голове, гвозди быстро проржавеют. И корона эта  будет смешна. На самом деле вся моя популярность, скорее всего  от того, что я просто люблю людей, и люблю с ними общаться. И лишь наша взаимная любовь рождает эту самую популярность, а значит и не моя она совсем.

-  Но вы все-таки рискнули сняться в сериале. Хотелось славы?

- Ну, славы мне всегда хватало, просто хотелось чего-то нового. Это очень важно в жизни – хотеть и не бояться нового. Иногда приходится даже заставлять себя выходить за некий круг обыденности. Вот я взяла и вышла.

- Скажите,  а у вас есть любимая поговорка?

- Есть. «Не всматривайся в бездну. Иначе бездна начнет всматриваться  в тебя». Тут думаю все понятно.

Досье

Оксана Якуш. Родилась в Нижегородской области в семье военного железнодорожника. Окончила Дальневосточный  государственный институт искусств. Работала диктором  Россйиской Вещательной корпорации, ведущей радио. Снялась  в нескольких телепроектах: «Небесный мобильник», «Леопард охотится ночью», «Здесь начинается день». Сегодня является автором нескольких телепрограмм, постоянным ведущим  радио «Лемма».

Замужем, взрослый сын.

Смотрите также: