Для остальных 11-классников «час икс» наступит 28 мая - на подготовку осталось меньше двух месяцев. Нервы на пределе, голова пухнет от зубрёжки, психологическое состояние так и норовит отправить несчастного школьника в поликлинику. А что если волею случая злополучный экзамен действительно застал ребёнка на больничной койке? Придётся остаться на второй год?
По букве закона
«Нет, не придётся», - прямо говорится в письме Рособрнадзора от 27 декабря 2017 г. о порядке проведения экзаменов для детей, находящихся на длительном лечении. Если у заболевшего выпускника нет противопоказаний, то психолого-медико-педагогическая комиссия просто не позволит ему остаться без аттестата и организует экзамен по всем канонам на базе медучреждения. При желании даже больничную палату можно на время превратить в пункт сдачи госэкзамена, главное, организовать под это рабочее место.
В письме говорится, что с 2018 г. все пункты такого рода обязались самостоятельно печатать комплекты экзаменационных материалов: от бланков регистрации до листов для записи ответов. Но в больницы в качестве исключения их всё ещё доставляют на бумажных носителях. Это не означает, что ГИА у детей в медучреждениях проходит под бодрое списывание, просто ответственность за достоверность пакетов с заданиями ложится не на врачей, а на «курьера».
На «больничных» экзаменах должен присутствовать руководитель, не менее одного организатора пункта проведения и государственная экзаменационная комиссия. В отличие от тестирования в школе, родители и законные представители будущих выпускников могут присутствовать на экзамене в больнице, но лишь в качестве ассистентов и только для оказания технической помощи детям - выдачи необходимых лекарств или настройки спецоборудования для выполнения заданий. Дети также досматриваются на шпаргалки, решебники и мобильные телефоны. Диагноз не убережёт от выпроваживания из аудитории за списывание. При этом экзамен в больнице - дело добровольное.
По морально-этическим соображениям видеонаблюдение за участниками ГИА в нетрадиционном формате организуется без трансляции в Интернет: наблюдатели следят за ходом экзамена только в режиме реального времени.
На страже знаний
В Приморской детской краевой клинической туберкулёзной больнице пациенты вынуждены проводить от полугода до двух лет. Часто бывает, что именно здесь начинается дорога малышей в школьную жизнь или наоборот - выпускники сдают итоговые экзамены.
Больничные классы обычно маленькие, в среднем 5-10 учеников, хотя бывает и один школяр, бывают классы-гиганты из 15 детей, но это всё равно меньше, чем в обычной школе. Каждый ребёнок на виду. Даже самые ярые прогульщики через пару недель втягиваются в процесс обучения и забывают любимые отмазки в стиле «меня на уроке не было, потому что срочно на процедуру вызвали».
- На моей памяти было несколько вопиющих случаев, когда пришедшие к нам девятиклассники натурально не умели читать, но это педагогическое упущение было исправлено нашими неравнодушными психологами и педагогами, - вспоминает Александра Сергеевна. - Дети не просто научились читать, а успешно сдали экзамены и поступили в учебные заведения.
Не нужно думать, что в больничной школе знания получают только вчерашние «двоечники», незастрахованные от туберкулёза медалисты и хорошисты тоже успешно проходят здесь обучение и, получая заветную награду, вспоминают труд здешних педагогов. Повзрослевшие и возмужавшие, они приходят к врачам и учителям, чтобы рассказать о своих успехах, а порой пообещать вернуться уже в белом халате.
- Один наш мальчишка в этом году завершает обучение в медицинском колледже и собирается прийти к нам работать, - рассказала фтизиатр. - Девочка, которая очень расстроилась, когда я ей снимала диагноз и выписывала домой, сказала, что собирается стать врачом, чтобы вернуться. Мы их, конечно же, очень ждём.
Лечиться и учиться
Тем, у кого стимула к учёбе нет, здесь его прививают. Особенно это касается старшеклассников. На вооружение берётся всё - серьёзные разговоры, ультиматумы, наставления, давление через родителей.
- Некоторых учеников приходится буквально за уши тянуть к знаниям, - признаётся преподаватель математики средней школы № 37 Владивостока Светлана Леоненко. - Но экзамены в итоге сдают все без исключения - физически невозможно не выучить урок или «считать ворон» на занятиях, когда в одном классе с тобой всего пять ровесников. Наша учёба длится 35 минут вместо 45, нет домашнего задания, оно компенсируется фактически репетиторским подходом к объяснению темы с каждым учеником. Образовательная программа идёт в ногу со школами, например, если по плану математика должна идти по 5 часов в неделю, то и у нас будет так. Ввиду ослабленного здоровья детей выпускные экзамены у нас облегчённые, сдаём только русский язык и математику для получения аттестата. Два года назад мы ушли от письменной экзаменационной контрольной работы к форме, приближенной к ГИА: тестовая часть и два задания, которые нужно выполнить письменно.
По словам преподавателя, занятия в маленьких классах покажутся сказкой для учителей общеобразовательных школ. Ученики внимают словам педагога, быстро-быстро шуршат учебниками и тетрадями, задают множество уточняющих вопросов, думают, стараются запомнить и понять.
- Часто слышу от учеников: «Вот я в школе математику терпеть не мог, а, оказывается, это так интересно. Теперь я алгебру и геометрию понимать начал». Я могу детям дать на каждый вопрос ответ, показывать на примерах и разъяснять до тех пор, пока не поймут. Если веду монолог, то со всеми, никто не прячется на галёрке. В обычной школе так не получится, нагрузка совсем другая, - отмечает педагог.
Светлана Александровна уже не думает о возвращении в обычную школу.
- Когда сюда впервые пришла, боялась, переживала, а теперь просто не могу по-другому. Все дети для меня - как родные, я их даже иногда ругаю и жалею, как мама, - говорит она.
КСТАТИ
В конце весны 2018 г. при Центре онкогематологии Приморья появится своя мини-школа для детей с тяжёлыми заболеваниями, которые вынуждены долгое время находиться в стационаре. Там пациенты могут не только посещать уроки, но и вовремя сдавать ЕГЭ.
КОММЕНТАРИЙ
Руководитель благотворительного фонда «Тепло наших рук» Ирина Наркевич:
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Заместитель главного врача Владивостокской клинической больницы № 2 Светлана Галактионова:
Смотрите также:
- Клеить в полночь крокодила. А что если отменить домашние задания? →
- Шалва Амонашвили: «Педагог без цели, что корабль без компаса» →
- Когда начинать подготовку к ЕГЭ? →