В разгар летних каникул зампред Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил отказаться от школьных домашних заданий. Без всяких сомнений, просто взять и отменить. По мнению народного избранника, без «домашки» прекрасно живут дети цивилизованных стран. Он призвал освободить подрастающее поколение от непомерных нагрузок, дать ему отдышаться, погулять на свежем воздухе, поиграть в футбол и так далее.
Реакция на инициативу не заставила себя ждать. Добропорядочные обыватели обрушились на депутата, предположив его тёмное школьное прошлое. В Сети друг с другом сцепились оппоненты. Были и те, кто согласился с идеей - школа без задания. В любом случае предложение выявило недостатки образовательной системы, о которых заговорили открыто.
Родительский стон
«Этот депутат, наверное, был двоечником, прогульщиком и второгодником. Он сам хоть понимает, что предложил?» «Пусть покажет аттестат». «А ведь мысль! Только выглядит как популизм».
На предложение сбросить со школьников и родителей груз домашнего задания взрослая часть населения отреагировала двояко. В школьных группах новость отметили, с сожалением добавив «нас это точно не коснётся», «эх, не доживём». Мамы и папы хорошистов-отличников старались держаться золотой середины, напоминая себе и окружающим глубокий смысл пословицы: «Повторение - мать учения». С ужасом представляя, как совсем скоро им снова за полночь сидеть. Клеить коробку в виде крокодила, рисовать инопланетный пейзаж или сочинять стихотворение о доброте ко всему миру. Нависать над хрупкой детской спиной надсмотрщиком. Вырывать из рук циркуль, тщетно впервые за много лет пытаясь начертить круг. А сколько маленьких трагедий случится, пока проходят прописи! Каждую закорючку берут приступом. Боже, дай терпения!
- Если бы домашнее задание отменили, то я бы его сама ввела для своего ребёнка, - высказывается мама ученицы начальной школы Ксения Лукова. - Другое дело, что необходимо снизить количество заданий на дом! Считаю, что у детей должно быть время на кружки, творческие занятия и просто отдых. Тем, кто учится во вторую смену, особенно тяжело, если нет бабушки.
«Вопрос в объёме домашнего задания, - вторят маме по WhatsApp. - Весь груз ложится на родителей. В школе по верхам поскакали по новой теме, а дома вглубь паши, костьми ляг, но выучи».
Не бросайте ребёнка на самотёк
- У каждого учителя должно быть такое понятие, как дозировка домашнего задания, что определяется методическими рекомендациями, - комментирует директор средней школы № 52 Владивостока Елена Дмитриенко. - Всё зависит от того, насколько сложен материал. В рамках новых образовательных стандартов предусмотрено много проектной деятельности. Может быть, это не нравится депутатам, которые стремятся отменить домашнее задание? Но представьте, ребёнок неактивный, на уроке молчит. А если ещё и дома молчуны не будут открывать рта и включать мозги… Помните, в образовательном процессе работает три стороны: ученик, законный представитель и обучающая сторона.
Всплывает на поверхность вопрос контроля. «Несправедливо моему ребёнку тройку по русскому поставили, - пишут в соцсетях. - Он же самостоятельно учит, а другие нянькаются, поэтому пятёрочники».
- Если первые три недели учёбы бросите ребёнка на самотёк, будет тяжело, - добавляет Елена Дмитриенко. - Родитель должен оказывать посильную помощь. Самостоятельность - понятие растяжимое и индивидуальное. С другой стороны, нужно не переборщить с гиперопекой.
- Домашнее задание задаётся не родителям, а детям, - возражает директор частной школы краевого центра Галина Коваль. - Если ребёнок не выполнил задание, это сигнал учителю. Категорически запрещаю вмешиваться в процесс родителям. Максимум они могут проверить наличие задания, попросить рассказать, что было интересного в школе. В целом в современном образовании важен индивидуальный подход, в том числе к домашнему заданию. Кому-то задают прописать цифры, кому-то решить задачу. Чаще давать задания творческие. Но совсем отменять домашнюю работу нельзя. Жить без плана - значит жить впустую.
Бремя, паранойя, война!
«Домашку» задают, чтобы поссорить детей и родителей» - эту фразу можно поставить во главе хит-парада родительских ответов.
- Реальность, которая существует сейчас в системе образования, не позволяет детям усваивать в школе весь объём материала, - считает психолог Ярослава Рындина. - Процент самостоятельной работы в школе минимален, исключая альтернативные методы обучения, к примеру, в частных заведениях. Грустно, когда детям учиться неинтересно, когда глубинную тягу к познанию мира забивают готовыми шаблонами. Домашнее задание превращается в пытку. Возможно, нужно придумать, как делать домашнюю работу в школе, вместе. Может быть, в форме дополнительного кружка.
Группы продлённого дня, которые должны частично взять функцию помощи в выполнении домашней работы, есть далеко не в каждой школе. Родители, возвращаясь поздно вечером домой, порой не в силах понять смысл простейшей задачи.
- Они выступают в качестве пинка, пинком же быть неприятно, - продолжает психолог. - А если научиться находить в этом удовольствие? Не доводить до войны или паранойи? Родители, конечно, переживают за будущее ребёнка, но оно зависит не от того, перерешает ли он весь учебник задач за вечер или нет.
- Иногда политики пытаются поймать хайп на эмоциях, - высказывается о депутатской инициативе председатель Приморской региональной общественной организации «Совет многодетных родителей» Ирина Медведева. - Возможно, такое предложение высказано для привлечения внимания. Шаг сомнительный. Для меня подобные разговоры несерьёзны. Как мама третьеклассника, я не чувствую бремени домашнего задания, за исключением предмета «Окружающий мир», где ребёнку самому сложно приготовить проекты. Всё остальное укладывается в рамки. Непосильного нет. Пришёл, сделал уроки, свободен!
- Отменить домашнее задание, по-моему, бред, - говорит заведующая библиотекой Чугуевского района Наталья Турубанова. - Сама система образования требует корректировки. Пусть больше будет специализированных классов, потому что будущему филологу физика не нужна. Школьники должны усиленно учить те предметы, которые им понадобятся. Важно соблюдать режим дня. Ведь именно от безделья дети начинают болтаться где попало.
- Резкий переход - чересчур, - добавляет многодетная мама Татьяна Тютюнник. - У моих знакомых, живущих в Сан-Франциско, дети находятся в школе с восьми утра до трёх дня, и там они успевают выполнять домашнюю работу. У нас другие условия. Я проверяю домашнее задание в начальной школе, потом они занимаются самостоятельно. На начальном этапе родителям нужно вникать в школьный мир ребёнка, искренне интересоваться. Не ругать и не наказывать за низкие оценки.
У самих детей, как всегда, никто не спрашивает. Юные блогеры видят в вопросе подвох, уточняя, о чём конкретно это пост-репост? Скорее хитрят и не верят. Редкие дни, когда «домашку» не задают, у них наполнены радостью, глотком свободы.
- Я полностью поддерживаю отмену домашних заданий, - пишет ученица 11-го класса Арина. - Все знания мы получаем именно в школе, а закрепляем, когда выходим к доске, пишем тесты и т. д. И много кто ещё просто списывает!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Старший преподаватель кафедры экологии ДВФУ, победительница школьных олимпиад, биолог Ульяна Сердюк:
- Отмена домашней работы - сомнительная перспектива. Для этого нужно, чтобы ребёнок больше времени проводил в школе, как это сделано за рубежом. Домашнего задания в некоторых странах либо нет, либо всё это даётся в творческой форме в виде написания эссе, проведения экспериментов и так далее. Не уверена, что без изменений в школьной сфере инициатива депутата сработает. Скорее приведёт к худшему. Получим поколение, которое любит гаджеты, но не знает, как работает электричество.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Депутат Законодательного собрания Приморья Татьяна Косьяненко:
- Так устроена память человека, что ему нужно закреплять всё, что он проходит в школе. Тем более программа сегодня насыщенная. С другой стороны, нужно контролировать, чтобы не было перегрузки в домашних заданиях. Когда каждый учитель считает, что его предмет - главный. Предложение депутата популистское, ни в коем случае нельзя его принимать.