День защиты детей: кто, как и от кого?

Детский боди-арт. © / Татьяна Григорьева / АиФ

В адрес уполномоченного по правам ребёнка в Приморском крае Анны Личковахи ежедневно поступают обращения по различным вопросам. На её помощь уповают люди, отчаявшиеся добиться справедливости в других высоких инстанциях.

   
   

О чём забывают родители? 

Елена Жукова: - Анна Викторовна, кредит доверия к вашей должности высок. Вместе с тем, о задачах уполномоченного не все имеют ясное представление… 

Анна Личковаха. Фото: Из личного архива

Анна Личковаха: - В бытовом восприятии моя личность ассоциируется с неким волшебником, который, выслушав ту или иную проблему, мгновенно её решит. Уполномоченный представляет собой дополнительную гарантию в системе защиты прав и законных интересов детей и не подменяет собой другие органы, например, прокуратуру. Одна из задач состоит в том, чтобы выявить факты нарушения прав и законных интересов детей со стороны органов власти и их должностных лиц и принять меры, направленные на содействие в восстановлении нарушенных прав. Обращения граждан касаются почти всех сфер жизни ребенка, в том числе образования, здравоохранения, социального обеспечения, информационной безопасности. Нет ни одного направления, где бы ни пришлось работать. Значительное количество обращений связано с возможностью реализации детьми жилищных прав, они - на первом месте.

Дети познают мир через игры. Фото: АиФ/ Елена Швецова

- Насколько часто к вам обращаются граждане, у которых возникают проблемы в семье? 

- Часто. Практика требует от меня дать не только юридическую консультацию, но и информацию о службах, которые оказывают социально-психологическую помощь. В некоторых случаях я приглашаю двоих родителей на профилактическую беседу, объясняя, что любая проблема может быть решена в рамках правового поля достаточно цивилизованно. Главное, чтобы ребенок не был втянут в орбиту бесконечных выяснений отношений между родителями. Нельзя заниматься защитой прав ребенка в отрыве от его семьи. Невозможно говорить о детском благополучии, если нет рядом мамы и папы.

Как сохранить семью?

- Какие случаи требуют немедленного реагирования? 

- Как только поступает сигнал, что ребёнок подвергается опасности, я незамедлительно связываюсь с соответствующими органами. Хорошо, если преступления удаётся предотвратить. Однажды ко мне обратились родители в защиту своей несовершеннолетней дочери. 40-летний женатый мужчина проявлял к ребёнку избыточное внимание, караулил у дома, школы. Со слов родителей девочки, интеллигентным способом этот вопрос решить не удалось. Предположить, какие намерения могут быть у 40-летнего мужчины по отношению к несовершеннолетней, несложно. В тот же день я обратилась в Следственное Управление Следственного Комитета России по Приморскому краю. Как только проверка в отношении данного гражданина началась, он оставил ребёнка в покое.

   
   
Детство - радостная пора. Если взрослые не омрачают её. Фото: АиФ/ Татьяна Меель

- Одно дело, когда в жалобе описывается реальная ситуация. А если звонят «бдительные» соседи в желании отомстить?  

- Эмоциональную сферу мы должны оставить в стороне. Все обращения я регистрирую и принимаю решение. Каждый факт проверяется. Бывает, что некоторые доводы не находят своего подтверждения.

- Уже несколько лет российских родителей пугают усилением позиций ювенальной юстиции. Говорят, что будут забирать детей из благополучных семей по любому поводу... 

- Если брать за пример ювенальные технологии, действующие в странах Скандинавии, этим действительно можно напугать. Но семейная политика нашего государства не направлена на то, чтобы воспитание детей происходило в государственных учреждениях. Напротив, речь идёт о сохранении института семьи, значимости детей в семье. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы не отнять детей у родителей. Но не ценой жизни маленького гражданина. Если родители ведут асоциальный образ жизни, а ребёнок голодает, не учится в школе, его жизнь и здоровье подвергаются опасности, то его помещают в социально-реабилитационный, медицинский центр - для того, чтобы оказать необходимую помощь. Порой - спасти.

- А что делать дальше? Готовить документы на лишение родительских прав?

- Важно выявить раннее неблагополучие для того, чтобы вовремя оказать квалифицированную помощь семье. Упущенное время - потерянные возможности для использования имеющегося потенциала семьи воспитывать ребенка. Важна своевременность помощи, когда её ещё готовы принять родители. Нельзя работать формально. Готовых рецептов нет. Для каждой семьи должен быть свой алгоритм работы или, как говорят, дорожная карта. Это задача многих структур - полиции, социальных, психологических служб, системы образования. Но иногда получается, как в поговорке: «У семи нянек дитя без глаза». Свою задачу я вижу в том, чтобы система профилактики работала без сбоев.

Каждый ребёнок - творчески одарён. Фото: Из личного архива/ Из личного архива Ритты Цветковой

- Становится ли меньше сирот в крае?

- Сегодня в крае на учёте органов опеки и попечительства стоит 11 929 детей, три года назад было гораздо больше. Безусловно, прогресс есть. Вместе с тем, предстоит сделать еще больше. Нужно, чтобы дети, имеющие родителей, воспитывались ими. 90 % малышей в детских учреждениях имеют мам и пап, которые лишены родительских прав. Отрадно, что на всех уровнях власти делается акцент на активизацию работы с такими родителями, цель такой работы - восстановление родительских прав и возврат ребёнка домой, в кровную семью. Важно, чтобы это понимали те специалисты, которые непосредственно на местах работают с семьёй. 

На что жалуются дети?

- Традиционно каждый год органы полиции организуют детский телефон доверия. Что показала последняя акция?

- Звонки поступают от взрослых и детей, и если в прошлом году их было 12, то в этом - уже 41. Вопросы самые разные - от правил дорожного движения до выплаты алиментов. Мы сразу, например, отреагировали на заявление одной женщины, которая рассказала о находящемся в тяжёлой жизненной ситуации ребёнке. По информации гражданки, девочка не учится в школе, мама злоупотребляет алкоголем. Мы связались с органами опеки, которые выехали совместно с сотрудниками полиции по указанному адресу. Надеюсь, проблему решим.

Среди сирот большинство - социальные. Детский дом посёлка Ольга. Фото: АиФ/ Анатолий Сердюк

- Поступают ли к вам письменные обращения от детей?

- Безусловно. Был случай, когда одна девочка написала заявление примерно такого содержания: «Категорически не хочу жить в родной семье». Причина - в отсутствии заботы со стороны родителей, эмоционального контакта. Я провела большую работу в этом направлении. Оказалось, что отец придерживался жёстких методов в воспитании дочери, у девочки не было даже одежды по сезону. Её не били, но не создавали необходимых условий для жизни.

- А на первый взгляд - нормальная семья…

- Если ребёнок делает подобное заявление - уж точно семья не относится к категории благополучных. Благополучие там, где детей любят.

- Анна Викторовна, для вас день защиты детей - профессиональный праздник?

- У меня день защиты детей 365 дней в году. Задачек на каждый день хватает. Праздник, скорее, не для меня, а для моих подопечных. Мой труд нелёгкий, но благодарный. Допустим, в этом году в крае более двухсот детей возвращены в кровные семьи. И эта пусть пока небольшая цифра даёт надежду.

Досье

Анна Личковаха. Родилась в 1974 г. в Грозном. В 1996 г. окончила Дальневосточный государственный университет, в 2000-м - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Кандидат юридических наук.

С 2012 г. - уполномоченный по правам ребёнка в Приморском крае.

Замужем, воспитывает дочь.