Какие перспективы у дальневосточного пчеловодства?

На рынках края можно купить не только мёд, но и очень полезные фигурки из из пчелиного воска. © / Татьяна Иванова / АиФ

Каков характер дальневосточной пчелы? Чем поможет государство пчеловоду-одиночке? В чём трудности медового экспорта? Об этом в интервью «АиФ-Приморью» рассказал председатель Приморской и Дальневосточной ассоциации пчеловодов Рамиль ЕНИКЕЕВ.

   
   

Тем временем приморские пчеловоды, кочуя, круглосуточно пропадают в тайге, там, где произрастает самый драгоценный медонос. Ещё четыре года назад на прибыльной для экономики отрасли нашего региона ставили крест. А в 2018-м на международной конференции «Апиславия» в Москве эксперты, пробуя фирменный продукт, поразились, что пчеловодство Приморье не только выживает, но и в будущем может составить достойную конкуренцию на российском и международном рынке.

Шаг из небытия

- Рамиль, вы много лет служили в воинских частях и, выйдя в запас, занялись пчеловодством. Откуда такая тяга к мёду?

- Я вырос в Саратовской области, мой отец имел небольшую пасеку, где я познакомился с пчёлами. Мне приходилось с детства и рой ловить, а мёд качать - все основные технологические операции по добыче мёда освоил. Кроме того, папа приносил домой специальную литературу. Читая эти книги, я поразился, насколько богатый потенциал у пчёл и как мало мы его используем. Это не только мёд, но и порядка 15 наименований продукции! Один только факт, что без опыления пчёлами растений и деревьев человечество может вымереть через несколько лет, меняет мировоззрение.

В Саратовской области основные медоносы - сельхозрастения и луговые цветы. Мальчишкой я запомнил вкус липового мёда, привозимого из Башкирии. Переехав в Приморский край, понял, что здешний мёд не имеет аналогов.

- Как начали общаться с пчёлами?

ДОСЬЕ
Рамиль Мадарисович ЕНИКЕЕВ родился в городе Пугачёве Саратовской области. Окончил высшее военное училище в Вольске, служил в воинских частях Приморья. В 2015 году вышел в запас в звании майора, занялся общественной работой. Президент Приморской и Дальневосточной ассоциации пчеловодства. Метод работы приморского союза переняли другие регионы Дальнего Востока.
- С детства узнал главные правила взаимодействия. К пчёлам нужно идти без резких запахов - одеколона, табака, горючих смесей. Интересен факт, что насекомые не жалуют и банан, который содержит вредные для них вещества. Опыт приобрёл после того, как меня покусали насекомые из-за резкого запаха мыла. В целях безопасности необходимо изучить основы пчеловедения, тогда никаких проблем не будет. К тому же наша дальневосточная пчела отличается миролюбием, приспособленностью к таёжным условиям, повышенной морозостойкостью и устойчивостью к разным заболеваниям. Простой, но яркий пример - совсем недавно пасеку Приморского НИИ сельского хозяйства посещал губернатор края, не понаслышке знакомый с пчеловодством (с детства помогал отцу с пчёлами). Сначала Олег Николаевич был в маске, а затем, когда пчёлы привыкли к нему, совершенно спокойно работал с ними без защиты.    
   

- Как начиналась ваша общественная деятельность после выхода на пенсию?

- В 2015 году кризис и разрозненность в среде приморских пчеловодов достигли апогея. О масштабах потерь кричали цифры: в конце 80-х в крае насчитывалось 400 тысяч пчелосемей, в 2015 году - 60 тысяч, объёмы производства снизились почти в семь раз. Раньше работали пчелотрест, 22 пчелосовхоза, вертолёты на пасеки прилетали. До 15 тысяч тонн мёда в год производили, занимая первое место в СССР по производству.

Инициатором создания регионального союза пчеловодов был академик Анатолий Климентьевич Чайка, он же был директором приморского НИИ сельского хозяйства, и лаборатория пчеловодства находилась под его руководством. Учёный собрал пасечников и убедил: отрасль необходимо возрождать. Липу тогда рубили беспощадно. Доходило до личных трагедий: пчеловод покупал дом, участок рядом с липами в далёком районе, через год деревья вырубали, и человек оставался без средств к существованию.

- Не так давно губернатором подписан Лесной план, где названы зоны покоя, где рубить липу запрещено. Уже есть результаты?

- По зонам покоя - даже если возникают единичные случаи вырубки, реакция идёт незамедлительно. Наша цель - в дальнейшем полностью запретить вырубку липы, как это было до 2007 года - администрация края в этом нас полностью поддерживает.

Фото: pixabay.com

Смотрим в будущее

- В прошлом году приморские пчеловоды приняли участие в международной конференции «Апиславия» в Москве. Как себя показали?

- Известные учёные и эксперты всего мира в области пчеловодства признали, что приморский продукт нужно выставлять отдельно, он отличается особой мягкостью вкуса. В дальневосточном мёде - наибольшая концентрация липы. Собирается в тайге, поэтому в нём не содержится пестицидов и гербицидов. Хочу подчеркнуть, что на конференцию попали благодаря поддержке Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы. Участники события удивились: многие думали, что приморское пчеловодство исчезло с лица земли. Нас включили во все экспертные советы страны, мы присоединились к общероссийскому пчеловодческому движению.

- Из всех видов приморского мёда какой самый ценный?

- Мой любимый вид - из липы маньчжурской. Редкий и ценный продукт со специфическим вкусом - диморфантовый мёд, дерево диморфант даёт нектар только раз в четыре года, чтобы его собрать, нужно углубиться в тайгу.

- Какие ещё вопросы отрасли предстоит решить?

- В Приморье действует краевой закон о пчеловодстве от 2013 года, он несколько устарел. Нашей организации доверили проработать изменения и дополнения к закону, которые мы вскоре представим. К примеру, беда для всей страны - мор пчёл: насекомые умирают во время опыления некоторых видов сельхозрастений. В Приморье развивается сельское хозяйство, приходят новые культуры - надо заранее предусмотреть меры противодействия, прописать в законе риски. Мы смотрим в будущее.

Необходима поддержка пчеловодов-частников, их по краю насчитывается порядка 6,5 тысячи человек. Главная трудность - как добытый мёд продать? Для этого прорабатываем модели кооперативов, чтобы они помогали пчеловодам сбывать свою продукцию. Разработана краевая мера поддержки для пчеловодов, стремящихся иметь крупные пасеки, - до трёх миллионов рублей. В регионе создаётся центр компетенций, который поможет малым и средним предпринимателям на начальном этапе.

Дело жизни

- Прошла информация, что в этом году приморский мёд задержали на границе Китая. По какой причине?

- Любая внешнеэкономическая деятельность предусматривает риски. КНР является основным импортёром нашего мёда и постоянно повышает требования к качеству продукции. В нас увидели сильного конкурента, и началось активное лоббирование собственных интересов. Этот вопрос сейчас решается на высшем уровне. Кроме того, работа с Китаем требует создания в Приморье собственной лаборатории по качеству мёда. Недавно мы познакомились с соответствующим поручением Минпромторгу России от первого вице-премьера Антона Силуанова по итогам его визита в край, в котором указано провести работу в этом направлении. Надеемся, лаборатория в скором времени начнёт свою работу. Добавлю, что сегодня активно идёт работа по экспорту мёда в Японию.

- Как вы думаете, пчеловодство - это штучная профессия?

- Скорее, дело жизни, и оно требует от человека полной отдачи, особого склада характера. В Приморье пчеловоды - кочевники, проводят в тайге несколько месяцев в году. Это колоссальная работа, тяжёлый физический труд.

Современный пчеловод - человек, который видит далеко вперёд. И если раньше мёд качали вручную, собираясь семьями, друзьями, то сейчас даже мелкие пасечники приобретают электрические медогонки. Сегодня у нас по краю 15 филиалов Союза пчеловодства, где минимум три раза в год собираемся, приглашаем ветеринаров, учёных, экспертов - люди общаются, учатся, слушают внимательно, жадно впитывая новую информацию.

- Какие районы в Приморье выбились в лидеры по пчеловодству?

- Кировский, Анучинский, Красноармейский, Спасский, Яковлевский районы - там, где концентрируется липа. По произрастанию липняков, транспортной доступности, климатическим условиям центром пчеловодства является Анучинский район, куда многие приезжают на кочёвку. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих 24 августа в Анучино на фестиваль «Медовое раздолье». В программе - конкурс пчеловодов, победителям обещаны полезные призы.

- Не получится ли так, что с развитием промышленного пчеловодства крупные предприятия оттеснят одиночек?

- Есть научные расчёты, согласно которым лесные угодья Приморского края могут содержать до миллиона пчелосемей. Пока у нас по статистике - 72 тысячи пчелосемей, потенциал роста огромный.

Смотрите также: