В разгар летних каникул зампред Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил отказаться от школьных домашних заданий. Без всяких сомнений, просто взять и отменить. По мнению народного избранника, без «домашки» прекрасно живут дети цивилизованных стран. Он призвал освободить подрастающее поколение от непомерных нагрузок, дать ему отдышаться, погулять на свежем воздухе, поиграть в футбол и так далее.
Реакция на инициативу не заставила себя ждать. Добропорядочные обыватели обрушились на депутата, предположив его тёмное школьное прошлое. В Сети друг с другом сцепились оппоненты. Были и те, кто согласился с идеей - школа без задания. В любом случае предложение выявило недостатки образовательной системы, о которых заговорили открыто.
Родительский стон
«Этот депутат, наверное, был двоечником, прогульщиком и второгодником. Он сам хоть понимает, что предложил?» «Пусть покажет аттестат». «А ведь мысль! Только выглядит как популизм».
На предложение сбросить со школьников и родителей груз домашнего задания взрослая часть населения отреагировала двояко. В школьных группах новость отметили, с сожалением добавив «нас это точно не коснётся», «эх, не доживём». Мамы и папы хорошистов-отличников старались держаться золотой середины, напоминая себе и окружающим глубокий смысл пословицы: «Повторение - мать учения». С ужасом представляя, как совсем скоро им снова за полночь сидеть. Клеить коробку в виде крокодила, рисовать инопланетный пейзаж или сочинять стихотворение о доброте ко всему миру. Нависать над хрупкой детской спиной надсмотрщиком. Вырывать из рук циркуль, тщетно впервые за много лет пытаясь начертить круг. А сколько маленьких трагедий случится, пока проходят прописи! Каждую закорючку берут приступом. Боже, дай терпения!
- Если бы домашнее задание отменили, то я бы его сама ввела для своего ребёнка, - высказывается мама ученицы начальной школы Ксения Лукова. - Другое дело, что необходимо снизить количество заданий на дом! Считаю, что у детей должно быть время на кружки, творческие занятия и просто отдых. Тем, кто учится во вторую смену, особенно тяжело, если нет бабушки.
«Вопрос в объёме домашнего задания, - вторят маме по WhatsApp. - Весь груз ложится на родителей. В школе по верхам поскакали по новой теме, а дома вглубь паши, костьми ляг, но выучи».
Не бросайте ребёнка на самотёк
Всплывает на поверхность вопрос контроля. «Несправедливо моему ребёнку тройку по русскому поставили, - пишут в соцсетях. - Он же самостоятельно учит, а другие нянькаются, поэтому пятёрочники».
- Если первые три недели учёбы бросите ребёнка на самотёк, будет тяжело, - добавляет Елена Дмитриенко. - Родитель должен оказывать посильную помощь. Самостоятельность - понятие растяжимое и индивидуальное. С другой стороны, нужно не переборщить с гиперопекой.
- Домашнее задание задаётся не родителям, а детям, - возражает директор частной школы краевого центра Галина Коваль. - Если ребёнок не выполнил задание, это сигнал учителю. Категорически запрещаю вмешиваться в процесс родителям. Максимум они могут проверить наличие задания, попросить рассказать, что было интересного в школе. В целом в современном образовании важен индивидуальный подход, в том числе к домашнему заданию. Кому-то задают прописать цифры, кому-то решить задачу. Чаще давать задания творческие. Но совсем отменять домашнюю работу нельзя. Жить без плана - значит жить впустую.
Бремя, паранойя, война!
«Домашку» задают, чтобы поссорить детей и родителей» - эту фразу можно поставить во главе хит-парада родительских ответов.
Группы продлённого дня, которые должны частично взять функцию помощи в выполнении домашней работы, есть далеко не в каждой школе. Родители, возвращаясь поздно вечером домой, порой не в силах понять смысл простейшей задачи.
- Они выступают в качестве пинка, пинком же быть неприятно, - продолжает психолог. - А если научиться находить в этом удовольствие? Не доводить до войны или паранойи? Родители, конечно, переживают за будущее ребёнка, но оно зависит не от того, перерешает ли он весь учебник задач за вечер или нет.
У самих детей, как всегда, никто не спрашивает. Юные блогеры видят в вопросе подвох, уточняя, о чём конкретно это пост-репост? Скорее хитрят и не верят. Редкие дни, когда «домашку» не задают, у них наполнены радостью, глотком свободы.
- Я полностью поддерживаю отмену домашних заданий, - пишет ученица 11-го класса Арина. - Все знания мы получаем именно в школе, а закрепляем, когда выходим к доске, пишем тесты и т. д. И много кто ещё просто списывает!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
- Отмена домашней работы - сомнительная перспектива. Для этого нужно, чтобы ребёнок больше времени проводил в школе, как это сделано за рубежом. Домашнего задания в некоторых странах либо нет, либо всё это даётся в творческой форме в виде написания эссе, проведения экспериментов и так далее. Не уверена, что без изменений в школьной сфере инициатива депутата сработает. Скорее приведёт к худшему. Получим поколение, которое любит гаджеты, но не знает, как работает электричество.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
- Так устроена память человека, что ему нужно закреплять всё, что он проходит в школе. Тем более программа сегодня насыщенная. С другой стороны, нужно контролировать, чтобы не было перегрузки в домашних заданиях. Когда каждый учитель считает, что его предмет - главный. Предложение депутата популистское, ни в коем случае нельзя его принимать.
Смотрите также:
- Решать проблему «школьной незрелости» должны совместно: родители и учитель →
- Поставить в угол перемирия. Нетрадиционные методики пробуют в школах края →
- Учитель Татьяна Дрегваль: «Раскрыть ребенка лучше всего помогают стихи» →