Летние каникулы почти закончились. Однако есть те, кто ничуть не сожалеет об этом, а с нетерпением ждет начала учебного года. Это первоклассники.
О том, какие трудности и радости ждут вчерашних дошколят, хорошо знает учитель начальных классов средней школы № 4 города Лучегорска Наталья Карпушенко.
Набраться терпения
- Наталья Геннадьевна, давайте сразу расставим все точки над i в споре о том, какими знаниями должен обладать ребёнок к моменту поступления в первый класс. Одни уверены, что он должен, как минимум, читать, другие - решать логические задачи, а третьи и вовсе отдают на подготовительные курсы за год до поступления…
- Вопреки расхожему мнению, умение читать и писать - отнюдь не обязательное условие для поступления в школу. Конечно, эти знания не помешают, тем более что образовательная программа детского сада в большинстве случаев дает возможность шестилетке самостоятельно читать себе сказки, получая удовольствие от самого процесса.
Очевидно то, что ребёнок должен знать всё необходимое о себе и своей семье: адрес, номер телефона, год рождения, место работы мамы и папы. Это не область каких-либо знаний, а вопрос элементарной безопасности и готовности к школьной самостоятельной жизни. А остальному его научат, не беспокойтесь.
- А как сами дети воспринимают переход в другой статус? Совсем недавно - дедсадовец, а теперь - ученик первого класса, такой взрослый и самостоятельный…
- Обычно первое время дети ходят в школу с большим энтузиазмом: всё такое новое, интересное, каждый старается сделать задание лучше всех. Пыл спадает обычно тогда, когда начинается серьёзная и трудная ежедневная работа. И чем терпеливее ребенок, чем увереннее поддержка со стороны родителей, тем легче ему будет учиться дальше. Период адаптации основная масса переживает безболезненно, трудно приходится детям, по различным причинам не посещавшим детский сад. Помимо освоения учебной программы им придется впервые вливаться в коллектив, узнавать законы общения, слушать учителя. Кроме того, существует особое понятие в педагогике - «школьная зрелость». Детям «школьно незрелым» труднее дается школьная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников.
- В чём же причина такой «незрелости»? И как узнать, готов к школе ребёнок или ещё нет?
- Причин «школьной незрелости» может быть много. Здесь и трудные роды, и родовая травма, и развитие в первые годы жизни, и наследственность родителей, и условия в семье (бытовые, моральный климат и др.), и, конечно, здоровье самого ребенка. Иногда отставание биологическое влечет за собой различные психологические задержки.
Не нужно бояться «потерять год», побыв в детском саду еще немного. Поторопившись, можно испортить ребенку все впечатление о школе. Кто как не мама с папой лучше знают любимого сына или дочь? Обратитесь к врачам: картавость, шепелявость, заикание - любые отклонения лучше исправить как можно раньше. Хорошо бы убедиться заранее, что ребенок хорошо слышит, видит. Конечно, вас обследуют на медкомиссии перед школой, но времени на лечение и коррекцию будет уже меньше.
Обычно трудности возникают не у детей, а у родителей: любящим мамам и папам сложно перестроиться, принять новую обстановку, в которую помещён их отпрыск. В своёй работе мы часто сталкиваемся с ситуацией, при которой ребенок в школе один, дома - другой. В таком случае нужно набраться терпения и решать проблему совместно: родители и учитель, доверительно и без обид.
Не мамина пятёрка
- Как должен быть организован режим первоклассника?
- Главное - своевременный отход ко сну. К десяти часам вечера ребенок однозначно должен уже спать, и тогда у него будут силы для учебного дня. Желателен для первоклассника и дневной сон. Даже если ребенок уже давно не спит днём, пусть просто полежит в тишине, отдохнет. Пусть после школы спокойно погуляет, отвлечется. И с новыми силами можно будет садиться за уроки. Хорошо, если у ребенка будет организовано своё рабочее место, где удобно делать уроки, рисовать, читать. Важно, чтобы ребенок всегда поддерживал свой «кабинет» в чистоте: порядок на рабочем столе - порядок в голове. Конечно, про правильное и сбалансированное питание мы тоже не забудем.
- Домашние задания первоклашам не вернули?
- Нет, в первом классе мы домашних заданий не задаем. Но это совсем не означает, что отныне, начиная с первого сентября, родители вдруг должны резко перестать заниматься со своими детьми. Всё, что вы делали раньше, до школы, стоит продолжать делать и сейчас. Читайте вместе, как раньше, рисуйте, пусть ребенок с гордостью продемонстрирует вам, как аккуратно он пишет буквы и как хорошо теперь он стал считать.
- Знаю родителей, которые, увлёкшись, домашнее задание делают с детьми до седьмого класса…
- Делать уроки вместе с ребенком в прямом смысле - не самая лучшая привычка. Это касается и первоклассника в том числе. Всё-таки статус школьника предполагает ответственность за свои знания. Пусть работает над домашним заданием сам, просто проконтролируйте сам факт его выполнения. Помните: домашняя работа, выполненная с ошибками, - отнюдь не укор маме. Это ребёнок допустил ошибки, и не самая высокая оценка в дневнике - это прямая оценка его знаний. Пусть ребенок знает: за любую проделанную работу нужно будет отчитаться, а без ошибок и неудач получить знания просто невозможно. Если вы видите, что «два плюс два - равно пять», а в прописи вы видите аккуратно выведенное слово «кАрова» - не указывайте на это прямо. Скажите малышу, что в домашнем задании, например, пять ошибок. Пусть сам найдет их. Если не найдены - ну что ж, это его работа, результат его трудов. Что толку от «маминой» пятёрки, если знание совсем не уложится в голове ученика?
Дважды-два-четыре
- Часто можно услышать, что «сейчас программа в школе очень трудная». Вы с этим согласны?
- Конечно, программа меняется - школа просто обязана реагировать на изменения современного мира. Но мы должны понимать главное: по какой бы программе мы ни занимались, к окончанию начальной школы дети получают примерно тот же объем знаний, что получали и их родители. Меняется только порядок преподнесения материала. Нужно не забывать, что любой учебный процесс - это стройная система, продуманная и выверенная. Если чуть труднее в одном месте - значит немного упрощено в другом. В любом случае в каждом классе (независимо от программы и поколения) есть, условно говоря, свои отличники, хорошисты и двоечники. Я абсолютно уверена, что трудности программы - это некоторая хитрость родителей, нежелающих помогать ребенку. Намного легче «списать» всё на несовершенство системы школьного образования, чем оторвать дитя от компьютера и мультиков, привить любовь к книгам, да просто посвятить полчаса своего времени сыну или дочери. В конце концов, ну не космические же корабли мы собираем - те же жи-ши, дважды-два-четыре, что и двадцать лет назад. Просто в другом порядке.
Досье
Наталья Корпушенко родилась в 1961 г. в Алтайском крае. В1980 г. окончила Спасское педучилище, а после продолжила обучение в Уссурийском педагогическом институте.
В пос. Лучегорск вместе с семьей переехала в 1980 г., работала в школе № 1. В 1987 г. перешла на работу в новую школу № 4, где работает и по сей день. Учитель высшей категории, имеет нагрудный почётный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2008 г.).