Кого за руль вместо мигрантов?

Олег Белов / АиФ-Приморье

   
   

Соответствующее распоряжение подписал глава региона Олег Кожемяко. В частности, запрет касается водителей городских и пригородных автобусов, трамваев, троллейбусов, такси, работающих на основании патентов.

Под данное постановление попадают более 300 иностранцев, получивших ранее патент на работу в Приморье. По мнению экспертов, это одна из мер, направленная на оптимизацию рынка труда в регионе и предоставление приоритета в трудоустройстве российским гражданам.

Не секрет, что большинство водителей пассажирских автобусов приморской столицы - выходцы из стран ближнего зарубежья. К ним привыкали долго и нелегко. Часто граждане жаловались в мэрию не только на плохое санитарное состояние автобусов, но и на грубое обращение некоторых индивидуумов. Они внезапно закрывали двери, не давая пожилым людям зайти в салон, превышали скорость, играя в перегонки, или, напротив, слишком долго простаивали на остановках. На ходу курили, разговаривали по мобильнику и регулярно огрызались на тех, кто за спиной. В 2019 году автобусный парк Владивостока заметно обновился, транспорт оснастили системой контроля, аппаратами безналичного расчёта. А изменилось ли качество работы водителей?

Нарушают? Жалуйтесь!

Обыкновенный будничный день. Автобус № 54-а мчится с ветерком к остановке Жигура. Для многих водителей эта остановка какая-то несерьёзная, проездная. Опыт показывает - на Жигура вряд ли кто-то выйдет и зайдёт, поэтому - мчимся дальше, слегка притормаживая на ходу. Разрушая иллюзию водителя, пожилая женщина едва успевает заскочить на одну ступеньку. Он недовольно пожимает плечами и резко закрывает дверь. Бабушка балансирует на ступеньках, пытаясь вытащить зажатое плечо. На «Третьей рабочей» выстраивается очередь с банковскими карточками. Новшество, безналичный расчёт - весьма удобная штука. Громкий вздох водителя проносится до задних рядов, он начинает кричать на выходящих пассажиров, как на непослушное стадо скота. Стадо выстраивается и покорно выходит. Бабушка щупает плечо - перелома вроде нет, и, слава богу.

- Я не говорю, что все иностранные водители такие, есть хорошие ребята, но тех, кто бросает тень - увольнять без разбора, и никаких воспитательных процессов, - комментирует зам. председателя общественной организации «Опора России» Александр Юртаев. - Считаю, что распоряжение губернатора своевременно. А ответ на нарушения, хамство выход простой - открыто жаловаться в городское управление транспорта.

Как сообщают в мэрии Владивостока, в этом году на автотранспортные предприятия наложены штрафные санкции на общую сумму 1 миллион 600 тысяч рублей за 213 нарушений. Наибольшее количество уведомлений направлено руководителям предприятий по статье «Недовыпуск автобусов на маршрут». На втором месте - штрафы за неудовлетворительное санитарное и техническое состояние автобусов. На третьем - за изменение схем движения. Речь идет о случаях, когда водитель автобуса не доезжает до конечной, а разворачивается раньше, или когда автобус не останавливается на остановках.

   
   

Если проанализировать материалы сайта мэрии, проверка пассажирского транспорта происходит регулярно - как планово, так и по отдельным жалобам граждан. К примеру, за невыход автобуса на линию после 22-х часов, работодателя оштрафовали на 8 тысяч рублей. Водитель, севший за руль без прав, сначала был оштрафован, затем уволен. Уже штрафуют и за отсутствие терминала для безналичного расчёта, тем более, если водитель не предупредил или грубо обошёлся с человеком.

- Вы по поводу поведения водителя хотите написать статью? - недоуменно спрашивает по телефону сотрудница одной из автотранспортной компаний, которая курирует маршрут 54-а. - Зачем вам-то реагировать? Я просто удивляюсь. Главный бухгалтер я. Начальника пока нет.

Начальник не ответил и в последующие дни. То есть напрямую достучаться недовольным пассажирам до автотранспортной компании практически невозможно. Поэтому, обращайтесь в мэрию, телефон - 2614-334.

Палка о двух концах

- Какие замечания к водителям автобусов? Сбор денег мимо кассы, зачастую долго стоят на остановках, особенно в выходные дни, в вечернее время график нарушается, - ответил председатель городского совета ветеранов Серей Кондратенко. - А так нормально всё. Грубое отношение и конфликтов не замечал. Неправильно, что водитель сам собирает деньги на оплату, отвлекается.

- Да всё очень просто, - обрезал бывший руководитель автотранспортного предприятия Иван Слухачёв (имя и фамилия изменены. - Ред.). - Если раньше они могли деньги в карман к себе складывать, то сейчас в каждом автобусе стоит валидатор. А ещё система Глонасс - ни шагу без контроля, сигнал о местонахождении передаётся в центральную диспетчерскую. Не так давно обязали каждый автобус иметь устройство тахограф, отражающий режим труда и отдыха. Это ограничивает смену водителя максимум девятью часами работы. Предприятиям невыгодно на автобусе иметь двух водителей. Ещё и на фоне этого патенты отменили. А вы ещё спрашиваете, почему они такие злые? И ещё важный вопрос - а кто заменит ушедших иностранцев?

- Те, о ком вы говорите - 90% граждане России, - высказался председатель организации узбеков и уроженцев Узбекистана в Приморском крае «Адолат» Баходир Нураков. - Зачастую подобные автобусные конфликты - палка о двух концах, бывает, что пассажиры не уважают водителей. Хамство не зависит от национальности.

Ранее Нурков рассказывал «Аиф-Приморью», как его общественная организация помогает мигрантам. Приезжающие в одиночку часто теряются, не зная языка, менталитета страны, не разбираясь в законодательстве, становятся жертвами недобросовестных работодателей.

- Мы помогаем разрешить сложные ситуации, - подчеркнул Баходир. - Так сложилось исторически, что жители Приморья относятся к мигрантам спокойнее и доброжелательнее, чем в других регионах. Думаю, что попытки навесить на мигрантов какие-то ярлыки ни к чему хорошему не приведут. Проблема в цивилизованном подходе к их трудоустройству, адаптации в обществе. В основном люди едут сюда, чтобы работать. Есть и квалифицированные учителя, врачи, спортсмены - специалисты, в которых так нуждается край. Водители автобусов и такси на 70% мигранты - узбеки, киргизы, азербайджанцы, если их прогнать, рынок встанет.

- Распоряжение губернатора имеет веский довод, - соглашается специалист по миграционным вопросам Сергей Пушкарев. - С одной стороны, нельзя полностью паразитировать на иностранном труде. С другой, необходимо совершенствовать механизм отбора мигрантов. Они бегают, мечутся, скрываются от официальных органов, чтобы как-то прокормить себя. Подавляющее большинство из них не хотят нарушать законодательство, и стремится в установленные законом сроки получить правовой статус и трудоустроиться, но не всегда могут сделать это и становятся незаконными мигрантами. В первую очередь, нужно помочь тем, кто едет с определенными целями, серьёзными намерениями остаться. По опыту знаю, что такие люди быстро находят себя с самых сложных условиях, гибко используя систему государственных преференций.

Гораздо сложнее с сетевыми такси. По оценкам экспертов, они переполнены незаконными мигрантами. Только вчера приехали, и сегодня уже сели за руль. Ничего неизвестно насчёт медкомиссии, исправности автомобиля, да и вообще через каждые три метра такие водители создают аварийные ситуации на дорогах.

А в том же злополучном автобусе 54-а порой происходят чудесные истории. Читатели «АиФ-Приморья» рассказали, как однажды водитель восточной национальности перенёс на руках бабушку в другой автобус, когда ей стало плохо. Другой доставил женщину до нужной остановки, где её встретили родственники. От «Скорой» пассажирка отказалась. Всякое бывает.

Екатерина ЩУКАРЬ

 

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Председатель комитета по социальной политике Заксобрания Приморья Татьяна Косьяненко:

- Люди бывают разные, и вне зависимости, приезжие водители или свои, все должны соблюдать правила этики, нормального адекватного поведения. Плохо, что едут, чтобы больше заработать, не думая о безопасности людей, насколько автомобиль исправен. Считаю, что с каждым конкретным случаем нужно разбираться, а людям не бояться заявлять об этом открыто.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Адвокат Татьяна Погорелова:

- Насколько мне известно, сетевые таксомоторные компании представляют собой офисы, не уверена, что у них есть расчётный счёт. Являются ли они работодателями? Лицами, с которыми заключен трудовой договор? Если водители работают по агентскому договору, но вряд ли компания ответит за безопасность пассажиров.

 

Смотрите также: