Провинциальный поэт чаще скромен и неприхотлив, не требует многого, старательно корпя над каждой строчкой. Не грезит о далёкой славе, оставаясь верным своей малой родине, тихому и неприметному уголку земли.
За свои 77 лет жительница Арсеньева Нина Гречухина написала несколько тысяч стихотворений. Многие посвятила детям, преподавая в начальной и коррекционной школах города. В её творческом багаже - военная лирика, трогающая до слёз, посвящение городам и сёлам, которые, скорее всего, исчезнут с карты мира. Печатают её стихи и в столичных журналах. Она рассказала «АиФ-Приморью» о том, как помогает поэзия быть востребованной, замечать красоту, надеться и ждать.
Ребёнок войны
- Нина Александровна, вы почти ровесница Великой Отечественной войны. Что вы помните о тех годах?
- Я родилась в 1940 году, в Горьковской области (теперь Нижегородской - Ред.), на станции Ветлужской. Всю войну мимо нашего дома шли эшелоны, и мама, работая в чайной, подкармливала бойцов. Немцы часто обстреливали с воздуха местный формалиновый завод: хорошо помню, как выли сирены, как нас с братом, завёрнутых в какие-то тряпки, мама тащила в бомбоубежище. До сих пор в голове картинка, как папа ставил меня на стульчик и говорил: «Пой, моя артистка», а сам подыгрывал на баяне. Накануне нового, 1943 года отца отпустили на побывку из воинской части. Это был лучший семейный праздник в моей жизни! Помню, как мы ему письма на фронт писали. На столе горела керосиновая лампа, огарок свечи; мама выводила буквы, а я картошкой в мундире заклеивала треугольный конверт. Папа же каждое своё письмо заканчивал песней.
Веной 1944 года пришла похоронка. К нам со всей деревни сбежались женщины, а дети, прижавшись друг к другу, забились в угол. Вокруг такой вой стоял! Кто-то читал, как «Александр Григорьевич Гречухин пал смертью храбрых за село Долгинцево Криворожского района Днепропетровской области». Много лет спустя, в 1974 году, меня нашли ребята из поисковой группы, написав о братской могиле, где похоронили отца. Что и говорить, много горя испытала моя семья: на фронт ушли семеро детей бабушки, а вернулся назад только один.
- Вам передался талант отца?
- Сказалась семейная любовь к пению, у родителей были красивые голоса. Профессионально не пою, но песни на мои стихи сочиняют. Первое серьёзное произведение в стихах я посвятила Сталину и армии. (Улыбается) Уже в третьем классе школы умела писать сочинения в стихах. По совету учительницы, отправила свои творения в «Пионерскую правду». Ответ редакции порадовал: меня поддержали и напророчили поэтическое будущее. Собственно, так оно и вышло.
- У вас стихи о прошлом не столько ура-патриотические, сколько грустные. К примеру, о хлебных очередях после войны. Как дети стояли на морозе ночи напролёт, дожидаясь заветного пайка…
- В послевоенном селе мы пережили не один голодный год. За лучшей долей уехали на Дальний Восток, в Спасск-Дальний. Первое, что нас здесь поразило - полные прилавки в магазинах: на полках хлеб ржаной, булочки с маком, печенье. От счастья мы заплакали, и проходившие мимо люди начали складывать в наши корзинки продукты. О войне я пишу на протяжении всей жизни. Много было пережито. Для меня стихи, как «родники из детства, пою ли, плачу - рифму всё ищу».
Зажечь искорку
- Вы начали свою трудовую деятельность в глухом селе Красноармейского района. Что занесло в такие дебри?
- Окончив Спасское педагогическое училище, отправилась в удэгейское село Туганча школу открывать. Мне дали целых две комнаты - учительскую и класс! Я одна всех подряд детишек и учила. Благодарна тому времени и всем хорошим людям, которые меня окружали. Жили хорошо: в селе работал леспромхоз, магазины были полные продуктов и вещей. А главное, приходило вдохновение, писались стихи, меня печатали в местных газетах. Несколько строчек я посвятила Туганче, где моё творчество расцвело: «На закате кедры светятся у таежного ручья, чем же ты меня приветила, дорогая Туганча?»
Однажды в посёлок приехал корреспондент из Белоруссии. Он восхищался моим талантом, уговаривал «уехать из этой глуши». Похоже, сватался. Но я так любила школу, детей, сельчан... Правда, потом всё же вышла замуж за военного и переехала с ним в Арсеньев.
- Вы начали работать в арсеньевской коррекционной школе в 70-е годы. Правда, что дети с особенностями развития тогда считались безнадёжными?
- Что вы! При добром отношении даже самые сложные дети выравниваются, их можно многому научить. Среди моих учеников есть и те, кто пошёл в обычную школу, получил профессию. Обучаясь на специальных курсах во Владивостоке, в Иркутском институте я открыла для себя целый мир, узнав, что такое логопедия, дефектология, что существуют методики обучения детей с врождёнными аномалиями.
В коррекционной школе работала с различными диагнозами: умственная отсталость, синдром Дауна, задержка речевого развития, гиперактивность. Старалась изо всех сил. Главное - детей нужно любить независимо от их возможностей, воспринимать такими, какие они есть. Найти в каждом ребёнке невидимую искорку, зажечь её. Была у меня слабовидящая девочка - её я научила читать и писать крупными буквами. А мальчик с аутизмом, который никого не хотел видеть и слышать, потом преодолел барьер с миром, он окончил школу и теперь учится в институте. Каждый ребёнок для меня - это чудо, раскрывать способности я стараюсь бережно и ненавязчиво. На мой взгляд, безнадёжных детей нет.
- Творчество в работе с детьми помогает?
- Это залог успешной реабилитации: дети с особенностями в развитии тянутся к иррациональному, то есть к искусству: живописи, музыке, стихам. Часто ко мне приходят малыши, у которых каша во рту, и это вдохновляет меня на сочинение скороговорок, чистоговорок, загадок. В работе логопеда использую энциклопедии: мои ученики доподлинно знают, сколько в ките может уместиться слонов. Не только учу звуки выговаривать и читать, но и воспитываю любовь к книге.
Когда поют поползни
- Вы считали количество написанных стихов? Десятки, сотни?
- Наверное, несколько тысяч, точно не скажу. Только за одну прошедшую осень сочинила стихотворений тридцать. Я не каждый день пишу, только по вдохновению. Всего выпущено три сборника: «Капельки любви», «Солнечные зайчики», «Мною навеки любимо». Последние годы мои детские стихи начали публиковать в журналах Москвы, Нижнего Новгорода. Значит, есть востребованность в поэзии для подрастающего поколения. Пробиться мне помогли заведующая черниговской библиотекой Наталья Турубанова и известная приморская поэтесса Татьяна Сабанова. Татьяна заразила меня искусством создания тактильной книги, теперь каждый год мы пополняем фонды краевой библиотеки для слепых новыми изданиями.
- На просторах интернета нашла клип песни «Зенитчицы», написанной на ваши стихи…
- Стихотворение посвящено повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и одноимённому фильму. Арсеньевская группа «Мама» взяла стихи, положила на мелодию и сделала клип, на мой взгляд, всё получилось замечательно. Огромным сюрпризом для меня стали песни «Осень» и «Россиюшка»: мои стихи положены на музыку нашим мэтром, композитором Владимиром Синенко. «Осень» исполнил детский московский хор имени Гнесиных.
- Нина Александровна, а как приходит вдохновение?
- Бывает, ночью проснусь, а в голове строчки звучат, будто издалека, как папина песня под аккомпанемент баяна. Сажусь за стол и пишу. То, что поэзия помогает жить, - не пустые слова. Благодаря стихам я считаю себя счастливым человеком, потому что востребована, нужна людям. Верю в бога, даже молитву специальную сочинила. Грустно, что многие друзья ушли в мир иной. Но меня не забывают - дети приходят с утра до вечера, учителя школы не оставляют в одиночестве.
- Вы оптимистка?
- Бывает, что и поплачу. Но, в основном, надеюсь и жду. Dum spíro, spéro = по-латински «пока дышу, надеюсь». У меня прекрасный вид из окна: сквер, где растут березы, напоминающие о Нижнем Новгороде. Осины, канадские клёны, тополя. Этой осенью там так красиво пели поползни! Именно в такие моменты рождаются стихи.
Досье
Нина Александровна Гречухина родилась в 1940 г., окончила Спасское педучилище, Иркутский пединститут по специальности учитель-логопед. Работала учителем начальных классов в приморском посёлке Туганча, в Арсеньеве. Преподавала в коррекционной школе Арсеньева до 2006 г. Почётный работник образования, есть грамота от министерства образования. Три сборника стихов, отдельные публикации в журналах Москвы, Нижнего Новгорода. Любимые поэты - Лермонтов, Есенин.
Смотрите также:
- Поэт Виталий Малов: «В Приморье я переехал, вдохновившись книгой Арсеньева» →
- Влюблённая в мир. Приморская поэтесса Нина Исакова отметит 80-летний юбилей →
- Инвалид по слуху и зрению получил образование и нашёл призвание в Приморье →